Плюсы и минусы игровых механик в e-commerce: как и зачем (не) играть с покупателем?

Игорь Бахарев

Покупатель сейчас  избалован как вниманием со стороны ритейлеров, так и широким ассортиментом, который предлагают интернет-магазины и маркетплейсы. Продавцу нужно приложить немалые усилия, чтобы не только привлечь клиента на свой сайт, но и сделать так, чтобы он остался доволен и результатом — покупкой, и самим процессом онлайн-шопинга.

Интересный факт: 

Совместное исследование Google и Ipsos MediaCT, в котором приняли участие 4 803 жителя США в возрасте от 18 до 54, показало, что 2 001 человек хотя бы раз в месяц просматривают на YouTube видео с обзорами игр или схожим контентом. При этом больше трети из них — старше 34 лет, женщин — 30%, людей, у которых уже есть дети — 47%. Эта статистика наглядно демонстрирует, что интерес к играм проявляют не только дети, но и значительная часть взрослого платежеспособного населения. 

Несмотря на это, часть ритейлеров утверждает, что в большинстве случаев использование игровых механикик приносит больше вреда, чем пользы: покупатель «заигрывается», в нем просыпается дух соперничества, что отвлекает его от покупок и все это отрицательно сказывается на основных показателях интернет-магазина. 

Насколько эффективно геймификация помогает онлайн-ритейлерам увеличивать продажи, конверсию и повысить уровень лояльности к бренду? 

Е-pepper попробовал разобраться вместе с игроками рынка электронной коммерции: нам рассказали о плюсах и минусах внедрения игровых механик, об измерении полученных результатов и том, как менялась степень заинтересованности потребителя.

  • Когда и как возникла у вас идея использовать игровую механику? Какие задачи ставили? 

игровые механики в ecommerceКсения Родионова, руководитель группы по  развитию платформы myToys.ru:
  – Игровые механики успешно используются нашими немецкими коллегами для сайта в Германии. Мы попробовали перенять их опыт для России, с оглядкой на нашу аудиторию и наши задачи.

Мамы, наши целевые клиенты, сидят в сетях и блогах, любят делиться успехами своих детей и любят шопинг.  Их привлекает игровая подача контента. Таким образом, игровые механики позволяют нам эффективно работать с этой аудиторией myToys.ru и формировать позитивный опыт от взаимодействия с сайтом.

Вовлекать пользователя можно на разных этапах и используя разные стимулы. Для нас это, как правило, стимуляция «купить сейчас» или работа над возвращением пользователя.

Кроме того, геймификация маркетинга позволяет делать наши кампании более интересными и отличными от конкурентов. 

Также важная задача  – ограничение  бюджета: давать скидку не всем, а ограничить участников,  разработать сценарий и уровни вознаграждения.игровые механики в ecommerce

Виталий Шахматов, директор по маркетингу интернет-магазина косметики и парфюмерии Pudra.ru
– Стоит сказать, что мы как классический e-commerce проект не используем игровую механику на сайте, потому что это пагубно повлияет на конверсию в заказ и будет отвлекать нашего клиента от главного — покупок. Но при этом мы весьма активно и успешно используем игровые механики в наших социальных сетях. На данный момент флагманами нашего SMM являются VK и Instagram и именно в этих сетях мы используем игровые механики.

  • В каком виде вы реализовывали проекты на своем сайте? К чему они были приурочены?

игровые механики в ecommerce

Ксения Родионова, myToys.ru:
  – На самом деле понятие игровая механика – очень растяжимое. Иногда речь идет просто об использовании психологических принципов мотивации в работе с аудиторией. 

В той или иной форме мы стараемся использовать игровые механики, чтобы усилить наши основные кампании. Стоит выделить «Новогодний календарь скидок», который сделан по аналогии с популярным в Европе Adventskalender, только вместо сладостей мы предлагаем клиентам каждый день новую акцию. 

Для кампании «День Рождение» в этом году мы разработали более интересную игру. Клиентам предлагалась найти на сайте шар, который скрывает скидку.

Евгения Чухнова, директор департамента маркетинга и стратегии Клуба распродаж для мам, детей и малышей Mamsy.ru

Евгения Чухнова, директор департамента маркетинга и стратегии Клуба распродаж для мам, детей и малышей Mamsy.ru:
  – Существует большое количество игровых механик, позволяющих ближе познакомить покупателя с продуктом, вовлечь в процесс покупок, заинтересовать новинками или просто продемонстрировать возможности того или иного сайта.

Наиболее популярным были и остаются конкурсы, зачастую размещаемые на специальных промо-сайтах, и модные digital-игры, более глубоко вовлекающие пользователя в процесс игры и требующие от участника совершения нескольких шагов. «Большие бренды» любят multichannel и совмещают действия в реальности с интернетом («сфотографируй – выложи», «найди – зарегистрируй» и т.д.).

Для учета активных пользователей чаще всего прибегают к формам быстрой регистрации или промо-кодам, соединяя это со сбором контактных данных участников.

Ещё одним популярным форматом игровых механик на сайтах интернет-магазинов являются активности, связанные с поиском чего-то интересного. Взяв за основу именно такой формат, 14 января мы запустили на Mamsy конкурс «В поисках слоника Mamsy» (слон – символ Mamsy). По его условиям пользователям предлагалось найти логотипы компании, спрятанные в фотографиях новых акций. Белые и розовые слоники были спрятаны прямо в фотографии с товарами, выставленными в этот день на продажу.

Ответы с ссылками на изображения, где притаились слоны,  мы принимали на почту. Результаты были опубликованы на сайте уже на следующий день. Победитель получил плюшевый талисман Клуба. Памятные призы были вручены и первым 10 пользователям, приславшим правильные ответы.

Интерактив был приурочен к окончанию зимних каникул. Нам хотелось продлить праздничное настроение пользователей, порадовав их таким приятным сюрпризом. 

Клуб распродаж Mamsy ориентирован на интернет-активных родителей, в большей степени на мам, которые не хотят переплачивать за детскую одежду и обувь. Для покупателей, которые на тот момент (14 января) успели выйти на работу, акция стала напоминанием, что и в будни есть место празднику. Женщинам, находящимся в декретном отпуске, конкурс помог отвлечься от бытовых мелочей, которые вновь целиком легли на их плечи, в связи с выходом мужей на работу.

игровые механики в ecommerce

Виталий Шахматов, Pudra.ru:
  – Самой популярной из игровых механик на данный момент является «giveaway».

Как эталон можно привести один из последних конкурсов, который мы провели с нашими брендами-партнерами (L'oreal, NYX, Holika Holika и т.д.), предоставив нашей аудитории выиграть корзины с косметикой (каждая по 10 килограмм весом и в каждой на 70 000 рублей полноразмерной косметики). Одну из корзин мы разыграли в ВК, а другие две — в Instagram. Результаты были шокирующими: только в ВК мы получили более 30 000 лайков и 21 000 репостов — участников, и еще около 9 000 участников в Instagram. Стоит отметить, что не было какого-то весомого поводя для создания такого розыгрыша. И, как мне кажется, аудитории не важно, будет это приурочено к празднику или нет. Участвовать в розыгрышах и иметь громадное желание в них победить — это весомый аргумент для многих девушек.

Мария Левина сооснователь и генеральный директор интернет-магазина дизайнерской мебели TheFurnish.ru

Мария Левина сооснователь и генеральный директор интернет-магазина дизайнерской мебели TheFurnish.ru:

  – Мы с «Медузой» запустили совместную игру «Обставь квартиру»Специальный проект позволяет выбрать для жилья красивую дизайнерскую мебель, опираясь на собственные стилевые предпочтения. Количество вопросов, методику прописывала команда издания — им виднее, сколько человек обычно сидит на сайте и как долго можно удерживать внимание. Мы же подготовили сам контент. С изданием у нас полное пересечение по аудитории, поэтому и решили к ним «присоседиться». Но и Meduza, конечно, нужны интересные проекты.

Старт игры приурочен к запуску мобильного приложения The Furnish.

the furnish игра на сайте medusa

  • По каким метрикам вы отслеживаете результаты?

игровые механики в ecommerce

Ксения Родионова, myToys.ru:
  – Объем задач, которые мы ставим, довольно велик, но всегда вопрос – как оценить результат. Вовлеченность пользователей сайта оценивается количеством просмотренных страниц, процентом отказов и протяженностью сессии. Ну и конечно, на выходе учитывается влияние механики на конверсию сайта и продажи. А вот позитивный опыт стандартными метриками аналитики не получится.

Евгения Чухнова, директор департамента маркетинга и стратегии Клуба распродаж для мам, детей и малышей Mamsy.ru

Евгения Чухнова, Mamsy.ru:
  – Кроме интерактивов непосредственно на сайте интернет-магазина мы регулярно проводим конкурсы, использующие онлайн-площадку только в качестве средства анонсирования. В основном это активности в социальных сетях. Например, предлагаем пользователям прислать фотографии детских рисунков, после чего по количеству «лайков» выбираем лучший.

Для анализа результатов мы подсчитываем количество участников, определяем их отношение к общему числу пользователей, смотрим «лайки», оцениваем число совершённых покупок за время конкурса и так далее.

игровые механики в ecommerce

Виталий Шахматов, Pudra.ru:
  – К сожалению, замерить конкретные цифры и метрики при данной механике (прим. ред. — «giveaway») не представляется возможным, но мы видим позитивные тенденции в type in и реферальном трафике, что на наш взгляд вызвано проведением данного «giveaway».

Мария Левина сооснователь и генеральный директор интернет-магазина дизайнерской мебели TheFurnish.ru

Мария Левина, TheFurnish.ru:
  – Измерять результат будем количеством переходов. Пока рано что-то конкретное говорить, так как игра на сайте всего пару недель. Причем она так и останется в недрах «Медузы», так что мы рассчитываем на долгоиграющий эффект. Плюс есть неколичественая составляющая – имиджевая. Тут трудно будет измерить. Для нас этот проект – возможность в неординарном ключе показать, что надо выбирать мебель по своему духу, стилю жизни. Это значит, что сначала нужно для себя решать общие вопросы, а потом выбирать предмет. У нас же часто наоборот: «О, какое кресло, хочу!», — а потом думаем, куда его вписать и что с ним делать. Мы за стиль во всем.

  • Сталкивались ли вы с техническими сбоями или ошибками в программе?

игровые механики в ecommerce

Ксения Родионова, myToys.ru:
  – Чем сложнее механика, тем больше вероятность ошибиться. На своем опыте мы убедились, что избежать ошибок не просто, но сейчас мы научились их минимизировать. Основной риск – это, как правило, сделать решение, подходящее для разных платформ и браузеров. Важна и защита; неприятно, если пользователи выложат в сети все решения.

игровые механики в ecommerce

Виталий Шахматов, Pudra.ru:
  – Главной проблемой стало недовольство аудитории, которая не выиграла приз. Люди начали писать, что мы «жулики», «выдаем подарки своим», «выбрали нечестно» и так далее. Именно по этой причине мы снимали видео процесса выбора победителя в последней «giveaway». Конечно это не помогло полностью снять «негатив», но в какой-то мере стало весомым аргументом того, что мы ведем себя честно и не позволяем себе «жульничать».

  • Как вы думаете, отвлекает ли клиента от покупки игровой процесс? Как менялась степень вовлеченности покупателя? Был ли подобный опыт положительным для пользователей?

игровые механики в ecommerce

Ксения Родионова, myToys.ru:
  – Мы используем геймофикацию как раз для вовлечения пользователей в покупку. Другие метрики тоже важны, но основными всегда будут конверсия и продажи. При этом важно помнить: чтобы построить успешную игровую механику, очень важно уделить внимание аналитике поведения пользователей на сайте и определению целей.

Евгения Чухнова, директор департамента маркетинга и стратегии Клуба распродаж для мам, детей и малышей Mamsy.ru

Евгения Чухнова, Mamsy.ru:
  – В день проведения конкурса «В поисках слоника Mamsy» наша почта буквально ломилась от писем. В самом начале возникли небольшие трудности: покупатели искали слонов не на картинках с товарами, а на баннерах, в связи с чем пришлось уточнить условия.  Каждые 15 минут кол-во писем все увеличивалось и увеличивалось и наконец, когда через час начала игры писем стало больше тысячи, мы поняли, что игра имеет ошеломительный успех! Пользователи внимательно рассматривали каждый товар в поисках слонов, а параллельно помещали некоторые из них в свои корзины, поэтому говорить об отвлечении от покупок не приходится. 

По итогам конкурса мы получили очень много хороших отзывов от покупателей, а, значит, этот опыт можно считать положительным. Благодарственные комментарии приходили и позже, после того, как участникам были доставлены призы от Клуба распродаж Mamsy.

игровые механики в ecommerce

Виталий Шахматов, Pudra.ru:
  – С уверенностью могу сказать, что использование игровых механик в социальных сетях позволяет в довольно скромных финансовых рамках получить громадный охват заинтересованной аудитории и привлечь внимание к своему проекту с помощью своей же лояльной аудитории.

Владимир Синельников, управляющий партнер Aero & E-pepper eCommerce Lab

 
Владимир Синельников, управляющий партнер Aero & E-pepper eCommerce Lab, заключает:
– Геймификация нужна для для повышения вовлеченности человека, его мотивации к чему-то скучному, но нужному. Худеть, спортом заниматься, учиться – это все обычно без удовольствия делают, потому что надо, надо долго и регулярно. 
Покупают тоже потому что надо. Но это чаще приятно ("шопинг-терапия") и не так долго: процесс покупки занимает от нескольких минут до несколько дней. Если дольше, то это уже очень приятно – клиент разбирается в тонкостях, изучает, выбирает. Он уже вовлечен так, что дальше некуда.
Геймификация, казалось бы, может помочь там, где важна регулярность, а удовольствия ноль – памперсы покупать, линзы, продукты. Но игры тут тоже ни при чем: людям нужно не затягивать, а наоборот побыстрее купить и забыть об этом. 
В игре важно соревнование, процесс.
А в интернет-торговле важна покупка, которую нужно максимально упростить. А дальше – работа на удержание клиента, программа лояльности, накопительные механики – чтобы экономить, а не дурака валять. И снова покупка. 
Есть еще запрос на wow-эффекты, вроде неожиданных голых женщин или Дартов Вейдеров посреди прилавка, но и это никакая не геймификация. Хотя тоже сейчас модно.

Подготовила Софья Гома, E-pepper.ru

Материал по теме

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Материал по теме

Кейс: как продать устаревший товар на Wildberries

Материал по теме

С начала 2023 года закупка трафика в eСommerce подорожала на 26%, стоимость конверсии - на 33%: аналитика

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

current-theme

Как формат Click-and-Collect меняет рынок онлайн-ритейла: экспертное мнение

current-theme

Рынок eCommerce за 9 месяцев 2024 года: отчёт АКИТ

current-theme

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

current-theme

Как развивать бренд одежды на маркетплейсах: советы начинающим

current-theme

Онлайн-торговля в fashion: мировые вызовы и перспективы 2025 года

current-theme

В России растет спрос на работников складов, логистики и ритейла: аналитика

current-theme

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

current-theme

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

current-theme

Число фейковых интернет-магазинов выросло перед сезоном распродаж

current-theme

Кейс: Как ТЕХНОНИКОЛЬ с помощью искусственного интеллекта повысила эффективность взаимодействия с клиентами

current-theme

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

Актуальное сейчас

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Sunlight продал на миллиард рублей за три дня

Ювелирная сеть Sunlight объявила о впечатляющих результатах ежегодной распродажи "11.11". За три дня акции, с 10 по 12 ноября, было оформлено 115 000 заказов на сумму один миллиард рублей, что на 20% больше...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.