Подарки не по вкусу: россияне возвращают и перепродают подаренные товары

Игорь Бахарев
В среднем продавцы получили обратно каждый одиннадцатый товар. Реже возвращались сумки, бытовая техника и электроника, а парфюмерия и гаджеты для ухода за собой почти не сдавались.
Ритейлеры все чаще сталкиваются с проблемой потребительского экстремизма. Например, опрос сотрудников пунктов выдачи заказов (ПВЗ) показал, что каждая шестая москвичка после сезона корпоративов возвращала вечернее платье. Некоторые бренды, такие как один из белорусских, начали бороться с этим, пришивая крупные бирки к лицевой части изделий, чтобы усложнить возврат. Подробнее про проблему мы разговаривали с основателем бренда женской одежды Carla Domiani (бренд занимает ТОП-1 в категории юбок на Wildberries) Татьяной Опутиной.
Основатель платформы "Меркатус" Лео Шевченко подтверждает, что процент возвратов растет. Например, в 2022 году возврат карнавальных костюмов составлял 20%, а в 2024 году — уже 24%. Это заставило компанию отказаться от некоторых категорий товаров, связанных с праздниками. Шевченко отмечает, что чаще всего возвращают платья, украшения и сезонные вещи, такие как свитера с новогодними принтами, которые используются для фотосессий, но не в быту.
Параллельно с возвратами растет и активность на вторичном рынке. По данным экспертов Авито, после праздников пользователи стали массово выставлять на продажу подарки, которые им не подошли. На платформе появилось более 30 тысяч объявлений с формулировкой "подарили, не подошло".
После 23 февраля спрос на клавиатуры и мыши вырос в 3 раза, а продажи мужских украшений и подарочных карт увеличились на 85%. Бытовую технику стали покупать на 71% чаще, а устройства для ухода — на 65%. Например, один из пользователей выставил на продажу триммер с комментарием: "Увы, мне такое не надо". Продажи смартфонов выросли на 60%.
После 8 марта пользователи также активно перепродавали подарки. За два дня, 9-10 марта, продажи подарочных карт и купонов выросли в 3,5 раза по сравнению с прошлым годом. Игры, приставки и аксессуары к ним стали продавать в 2,5 раза чаще, как и пленочные фотоаппараты. Девушки также выставляли на продажу духи и косметику, которые им не подошли.
Таким образом, россияне все чаще предпочитают избавляться от неподходящих подарков, возвращая их в магазины или перепродавая на вторичном рынке. Это создает дополнительные вызовы для ритейлеров, но открывает новые возможности для покупателей, которые могут приобрести новые товары по сниженным ценам.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте