Ozon обвиняют в давлении на продавцов через поисковую выдачу

Игорь Бахарев
Продавцы маркетплейса Ozon столкнулись со снижением видимости своих товаров. Они обвиняют площадку в том, что маркетплейс стал пессимизировать товаров тех селлеров, которые отказались от принудительного участия в автоакциях.
В феврале 2025 года ФАС выдала Ozon и Wildberries предписание, обязав их сделать участие в акциях добровольным и прозрачным. Ранее маркетплейсы включали скидки без согласия продавцов. Изначально срок исполнения требований истекал в конце февраля, но его продлили до конца марта.
Формально Ozon предоставил продавцам возможность отказаться от автоакций, однако механизм оказался неудобным. Например, отключение доступно только через Excel-файл или сайт, но неясно, как система обрабатывает противоречивые данные из разных источников. Кроме того, запретить акции для всех товаров сразу невозможно - это нужно делать вручную для каждой позиции.
Один из продавцов сообщил, что после отключения автоакций видимость его товаров в поиске упала на 10%. В ФАС подчеркивают, что ухудшать условия для таких продавцов запрещено. В Ozon отрицают санкции, но подтверждают, что участники акций получают дополнительное продвижение - их товары показываются на 10 процентных пунктов чаще.
"Товары продавцов, продолжают получать дополнительный бустинг в поисковой выдаче за участие в акциях. Опция автодобавления дает дополнительные 10% к бустинга в поиске, поскольку с ней товары продаются быстрее, и обороты продавцов растут", - утверждает Ozon.
Эксперты считают ситуацию тревожной. "Если отказ от акций действительно понижает приоритет карточки, это должно быть четко прописано в правилах", - отмечает Никита Дунаев из Mpstats. Алексей Кожевников из АНО "Цифровизация и новые технологии" добавляет, что подобные действия могут нарушать предписание ФАС.
Продавцы на маркетплейсах скоро смогут полностью запретить установление скидок на свои товары, а агрегаторы не будут вправе направлять им требования снизить цену. Соответствующие положения содержатся в доработанной версии пакета законопроектов по регулированию цифровых платформ, который был внесен в правительственную комиссию. Согласно документу, агрегаторам запрещается блокировать личный кабинет или карточки товаров, снижать рейтинг или ухудшать позиции в поисковой выдаче для продавцов, отказавшихся от скидок за свой счет или за счет оператора.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте