Осознанное потребление и персональный подход: на чём держится интерес россиян к ресейл-платформам - исследование ЮKassa и "Авито"

Игорь Бахарев

Аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и платформы "Авито" изучили интерес россиян к сервисам для покупки и продажи вещей в интернете. Большинство участников опроса хотя бы раз покупали или продавали что-то на ресейл-платформах. Популярности таких сервисов способствуют тренд на осознанное потребление и желание покупателей найти уникальные товары. Для многих пользователей ресейл-платформ важен личный контакт между продавцом и покупателем. 

Обороты ресейл-площадок растут

По данным ЮKassa, в январе-октябре 2023 года оборот ресейл-платформ в России вырос на 68% по сравнению с теми же месяцами 2022 года. Количество платежей увеличилось на 43%, число плательщиков - на 26%. Средний чек стал на 17% больше и составил 506 рублей. 

"В 2024 году показатели продолжают расти. Так, в январе оборот платежей на ресейл-платформах вырос на 7% по отношению к декабрю. Количество покупок осталось на том же уровне, а покупателей стало на 2% больше. Средний чек вырос на 6%, до 649 рублей. В феврале оборот увеличился на 4% относительно января, покупок стало на 3% больше, а покупателей - на 4%. Средний чек не изменился", - говорит руководитель службы сопровождения корпоративных клиентов ЮMoney Ирина Полякова.

О росте сегмента свидетельствуют также данные "Авито". В 2023 году количество активных покупателей увеличилось на платформе более чем на четверть, а в традиционных товарных категориях рост превысил 50%. Общий объем оборота товаров вырос в 2,3 раза за год, при этом доля сделок на вторичном рынке достигает 48%, а доля новых товаров превысила 50%. 

Россияне активно пользуются ресейл-платформами

Большинство участников опроса на сайте ЮMoney хотя бы раз покупали вещи на ресейл-платформах - так ответили 69%. Ещё 25% никогда этого не делали, а 6% планируют попробовать. Самые популярные категории товаров - техника и электроника (45%), одежда и обувь (31%). На автомобили и недвижимость приходится 10%, на книги и канцелярию - 9%, а на другие категории - оставшиеся 5%.

Многие опрошенные рассказали, что чаще всего делают покупки именно на крупных ресейл-платформах с разными категориями товаров (53%). На втором месте находятся маркетплейсы (14%), на третьем - форумы и группы в соцсетях (12%). Далее идут чаты в мессенджерах (10%), ещё 11% приходится на специализированные сервисы. 

Большинство опрошенных (51%) тратят на ресейл-платформах до 5 тысяч рублей в месяц. Ещё 22% делают покупки на сумму от 5 до 10 тысяч, 12% - на сумму от 10 до 30 тысяч рублей в месяц. Только 8% тратят в ресейл-сервисах более 30 тысяч рублей в месяц, столько же не стали раскрывать свои траты.

Аналитики "Авито" отмечают, что большинство россиян (73%) доверяют ресейл-платформам и готовы покупать товары у частных пользователей. Женщины чаще всего покупают мебель и предметы интерьера (40%), книги (35%) и бытовую технику (25%). Среди мужчин популярны электроника и гаджеты (38%), бытовая техника (35%), мебель и предметы интерьера (32%). При выборе товаров женщины обращают особое внимание на фото и видео, а мужчины - на стоимость. 

Покупатели ищут мебель и технику 

Согласно опросу среди 10 тысяч россиян, который проводил Авито, в первую очередь в ресейле россияне готовы покупать мебель и предметы интерьера (36%). Далее идут книги (32%) и бытовая техника (30%). В топ-5 входят электроника и гаджеты (28%), а также спортивное снаряжение, в том числе беговые дорожки и другие домашние тренажёры (24%). Кроме того, респонденты часто покупают с рук запчасти и растения.

Если же взглянуть на поведение пользователей "Авито", среди категорий, в которых чаще всего ищут именно товары "с рук", на платформе лидируют настольные компьютеры (доля сделок с б/у - 77%). Популярна также детская одежда и обувь (69%), бытовая и фототехника (66%), планшеты и электронные книги (65%). По 64% у товаров для детей и игрушек, у велосипедов, у книг и журналов. Чуть меньше покупают телефоны и музыкальные инструменты (по 61%), одежду, обувь и аксессуары (52%). 

Покупатели выбирают оригинальные товары 

Большинство опрошенных на сайте ЮMoney обращают внимание на отметку о подлинности товара, который хотят купить (70%). В то же время при продажах сервисом проверки подлинности пользовались вдвое меньше респондентов (38%). 

В "Авито" отмечают, что проверка товаров на оригинальность повышает уровень доверия пользователей к продавцам. Сам сервис проводит экспертную проверку одежды, обуви и аксессуаров, представленных в категории "Премиум". По оценке аналитиков, у таких товаров на 40% больше просмотров, чем в общей категории.

Больше половины россиян продавали товары сами

Как рассказали в "Авито", доля опрошенных, которые хоть раз что-то продавали сами, достигает 68%. В основном на продажу выставляют одежду (30%), электронику и гаджеты (26%), а также мебель и предметы интерьера (24%). 

Среди опрошенных пользователей ЮMoney 40% никогда ничего не продавали на ресейл-платформах. Одну-две продажи совершили 33% респондентов, а 26% регулярно что-то продают. Больше всего продаж приходится на технику и электронику (45%). На втором месте - одежда и обувь (28%), а на третьем - авто и недвижимость (12%). Ещё 8% занимают книги, а оставшиеся 7% - другие категории.

Чаще всего пользователи зарабатывают на таких продажах в среднем до 5 тысяч рублей в месяц - так ответили 53% опрошенных. От 5 до 10 тысяч рублей выручают 16% респондентов, от 10 до 30 тысяч рублей в месяц - 9%, более 30 тысяч рублей - всего 8%. Ещё 14% решили не оглашать свой доход.

Осознанное потребление и экономия - драйверы рынка 

Как полагают аналитики "Авито", на популярность ресейл-платформ влияет тренд на осознанное потребление. Кроме того, когда на одной площадке представлены и новые товары, и б/у, это увеличивает выбор и позволяет найти нужный товар под конкретный бюджет и запрос. Также, по данным опроса "Авито", для 52% пользователей ресейл-платформ важна возможность сэкономить. Ещё 43% отмечают, что в таких сервисах можно найти лучший вариант по соотношению цены и качества. Кроме того, 33% пользователей ценят ресейл-площадки за то, что там можно купить уникальные вещи - винтажные или ручной работы. А 22% идут на такие платформы, когда не могут найти нужный товар в рознице.

Среди опрошенных пользователей ЮMoney 64% отмечают, что существенно экономят благодаря покупкам на ресейл-платформах. Ещё 28% не ощущают разницы в тратах, а оставшиеся 8% считают, что тратят как обычно или даже больше.

Внимание пользователей "Авито" привлекают в первую очередь товары от проверенных продавцов, а также объявления с оценкой от 4 баллов и положительными отзывами. Кроме того, опрос "Авито" показал, что большинство обращает внимание на фото и видео товара (23%), а также на соответствующие ожиданиям цены (22%). Ещё 16% опрошенных изучают рейтинг продавца и отзывы, а 11% смотрят на расстояние до продавца. Для многих важна также возможность личного контакта с продавцом, которой нет на традиционных маркетплейсах.

Материал по теме

Всплеск мошенничества в онлайн-магазинах: выявлены новые схемы

Материал по теме

Онлайн-продажи товаров FMCG выросли на 34% в первом квартале

Материал по теме

Аналитики НАФИ о новых трендах в цифровом потреблении россиян

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Суши с кетчупом: что заказывают россияне

Крупная сеть доставки суши и роллов "Много лосося" и аналитический ресурс "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД" провели совместное исследование и выяснили предпочтения россиян в употреблении суши роллов. Респон...

Максим Гришаков (Lamoda): о развитии маркетплейса и планах

Lamoda делает ставку на долгосрочное сотрудничество с авторизованными дистрибьюторами и заключает прямые контракты с некоторыми брендами, что позволяет компании напрямую влиять на ценообразование и ассортимент ...

Маркет представляет СТМ "Кстати": товары первой необходимости в стильной упаковке

Яндекс.Маркет запустил собственную торговую марку (СТМ) "Кстати", под которой будут выпускаться товары первой необходимости: зефир, пастила, салфетки, чай и многое другое. Название СТМ отражает суть бренда...

"Лента" рассказала о работе новой онлайн-витрины

Сеть "Лента" представила новый сайт для профессиональных клиентов. Интернет-платформу B2B переработали и улучшили, добавили новые функции, оптимизировали пользовательский интерфейс. В результате время заказа...

"Яндекс" готовится к серийному выпуску роботов-курьеров

"Яндекс" планирует начать серийное производство роботов-доставщиков. В компании уже находится в сборке 130 роверов, а к концу года их количество планируется увеличить до 260. Решение о серийном производстве...

"Почта России" представила новый сервис для екома

"Почта России" представила новый сервис для продавцов на маркетплейсах - ЕКОМ+. Сервис позволяет управлять товарами, анализировать продажи и оптимизировать расходы на доставку. ЕКОМ+ объединяет в себ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.