И.Шалова (Зарцын и партнеры): как интернет-магазину обрести и как избежать проблем с доменом?

Игорь Бахарев

Юрист Ирина Шалова из юридической компании «Зарцын и партнеры» написала для E-pepper колонку о спорах про доменное имя на российских примерах.

Ирина Шалова из юридической компании 'Зарцын и партнеры'Сегодня, пожалуй, любой успешный магазин осуществляет продажу своих товаров онлайн. Но вывод магазина на интернет-площадку имеет несколько особенностей, с которыми просто невозможно столкнуться в офлайн-торговле. Поэтому данный материал особенно касается тех, кто только-только выводит свой магазин в Интернет, однако и опытным интернет-предпринимателям будет полезен.

Открытие любого магазина начинается с покупки площадки. В офлайне это может быть бутик в торговом центре, в сети это доменное имя. 

Как раз на этом этапе мы и встречаемся с первой особенностью интернет-торговли: его практически всегда покупают, а не берут в аренду. Но это не гарантирует вам полноправного владения и возможности торговать на нем годами. Именно при покупке доменного имени предприниматели часто допускают ошибку, которая впоследствии может вылиться в штраф от 500 тыс. до 5 млн руб. Ведь когда вы берете помещение в аренду или покупаете его, вы проверяете законность владения, боясь нарушить права третьих лиц? С доменным именем все аналогично. Оно может нарушать права третьих лиц на товарный знак, а значит, поставить ваш бизнес под удар.

Самыми простыми примерами были бы суды компании Apple с администраторами доменов, но мы рассмотрим ситуацию на более близком и понятном примере.

 

Реальное дело из нашей практики

Так как дело судебное, то будем называть героев Истец и Ответчик:

Истец выводит свой офлайновый магазин в Интернет. При этом товарный знак зарегистрирован, и Истец работает под ним не один год. Он нашел подрядчиков на изготовление сайта и стал подбирать доменное имя. После изучения всех открытых источников Истец обнаружил действующий сайт, который полностью копирует его товарный знак. Совпадал домен, наименование и даже вид деятельности (ТЗ зарегистрирован в классах МКТУ 25 и 35) – тот сайт также торговал одеждой.

Домен Ответчика – чистая копия ТЗ Истца, но тот не давал разрешения на использование принадлежащих ему товарных знаков. Причем доменное имя зарегистрировано уже после регистрации ТЗ (это легко проверить, например, здесь).

Это

Ошибка № 1 – перед тем как покупать доменное имя, проверьте зарегистрированные ТЗ, а после поспешите зарегистрировать свой.

Через форму обратной связи на сайте Ответчику была направлена претензия по незаконному использованию товарного знака в доменном имени.Но тот в течение двух рабочих дней не ответил на эту претензию.

И это была

Ошибка № 2 – получив претензию, обязательно свяжитесь с ее отправителем, выясните, насколько обоснованна претензия и каким образом можно разрешить ситуацию. Все это в случае суда будет играть в вашу пользу. 

Не дождавшись ответа, Истец направил претензию хостинг-провайдеру домена. Тот оперативно принял меры по блокировке доменного имени в соответствии с направленной ему претензией. А ведь если бы Ответчик связался с Истцом ранее, блокировки можно было бы избежать. Для интернет-магазина такая блокировка несет существенные убытки.

Провайдер так легко согласился с требованиями Истца потому, что согласно ст. 1484 ГК РФ Истцу принадлежит исключительное право использовать товарные знаки и запрещать использование товарных знаков другим лицам. И если бы провайдер отказал, на него тоже можно было подать иск в суд. Практика по таким делам неоднозначная, но сил и времени точно будет потрачено много. Об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз.

Три основных нюанса

1. Никто не может использовать без разрешения Истца сходные с его ТЗ обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Например, если есть ТЗ «Яблоко», не стоит регистрировать доменное имя «Яблоко.рф».

И.Шалова (Зарцын и партнеры): как интернет-магазину обрести и как избежать проблем с доменом? - 2

И запомните: доменное имя – это не товарный знак! Хотя с таким заблуждением мы сталкиваемся довольно часто. И картинка на вашем сайте – тоже не ТЗ, пока не пройдет регистрацию в Роспатенте. 

2. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (ч. 1 ст. 1229 ГК РФ). Отсутствие запрета не считается разрешением!

3. Регистрация доменного имени может быть аннулирована в случаях: 

  • доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком третьего лица; 
  • у владельца доменного имени нет каких-либо законных прав и интересов в отношении доменного имени;
  • доменное имя зарегистрировано и используется недобросовестно. 

Исключительное право на товарный знак может использоваться не только для индивидуализации товаров, но и для размещения его в сети Интернет. Значит, он может присутствовать и в доменном имени сайта.

Ответчик, используя этот товарный знак в своих интересах, вводит потребителей в заблуждение. К тому же его действия не просто нарушают исключительные права истца на ТЗ, но еще и препятствуют размещению информации о его собственной компании и товарах на сайте с соответствующим доменным именем. А это уже можно считать недобросовестной конкуренцией, что противоречит Парижской конвенции, п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», а также подп. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ.

Незаконное использование элементов товарного знака Ответчиком осуществлялось более полутора лет, до момента блокировки домена. За это время Истец понес значительные убытки.

При этом Ответчик игнорировал требования Истца, и тому пришлось обратиться в суд за взысканием этих убытков. 

Истец потребовал взыскать с Ответчика убытки:

  • В размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  • В двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
  • В двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

В этом деле владелец товарного знака выиграл, как и в большинстве подобных судебных дел. Можем смело утверждать, что судебная практика в России уверенно складывается в пользу правообладателей

Например, Определением от 25.01.2013 г. Коллегия судей отказала Компании «Датахост Лтд, Белиз», которая являлась администратором доменного имени metlife.ru, в передаче дела для пересмотра решения судов и постановления ФАС МО, принятых по иску компании «Метрополитан лайф Иншуранс Компани, США» о запрете использования товарного знака «METLIFE», исключительные права на который принадлежат истцу, в доменном имени metlife.ru в сети Интернет, которыми исковые требования были удовлетворены.

 

Помните: 

Выбирая название своего товарного знака, изучите рынок! В идеальном случае, конечно, нужно подать заявку в ФИПС на проверку названия вашего продукта. Это максимально обезопасит вас на начальном этапе. 

После проведенной проверки и утвержденного названия подавайте заявку на регистрацию ТЗ. Это позволит вам защитить свои права на протяжении всего срока регистрации.

И главное: защита товарного знака начнется уже с момента подачи документов на регистрацию в ФИПС.

Материал по теме

Налоговая начала проверки пунктов выдачи заказов маркетплейсов

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Рост трансграничной онлайн-торговли в России замедлится из-за новых пошлин

current-theme

Блогеры все чаще зарабатывают на рекламе товаров с маркетплейсов

current-theme

Максим Гришаков (Lamoda) о перспективах российского онлайн-рынка fashion

current-theme

Как AI-технология от Salist помогает удерживать карточку в топе Wildberries и экономить бюджеты на рекламу

current-theme

Россияне предпочитают самовывоз и следят за доставкой

current-theme

B2B+B2C: как объединить два рынка в одной eСommerce-платформе

current-theme

Рейтинг крупнейших российских интернет-магазинов: ключевые изменения в 2024 году

current-theme

Распаковки набирают популярность: как видео влияют на покупки россиян

current-theme

Информационная безопасность мотивационных программ: как защитить организатора и участников

current-theme

Как защитить свой товар от подделок на маркетплейсах

current-theme

Персональные данные: особенности работы в 2025 году

current-theme

Что действительно влияет на продажи на маркетплейсах: аналитика Easy Commerce

Актуальное сейчас

Сервис загородной доставки "Вкусвилл" сократил время выполнения заказов

В этом году сервису загородной доставки исполняется пять лет. По данным компании, к нему подключено более 166 торговых точек, включая 86 дарксторов.  География работы охватывает Москву, Московскую обл...

Как россияне выбирают смартфоны: аналитика Aliexpress

Цена остается ключевым фактором при покупке смартфона для 54% россиян. Таковы результаты исследования, проведенного AliExpress СНГ и аналитическим центром "Позиция". Технические характеристики занимают втор...

Готовая еда обгоняет ресторанную доставку в онлайн-продажах

Рынок онлайн-продаж готовой еды растет быстрее, чем доставка из ресторанов, говорится в отчете сервиса "Купер". Так, в январе-феврале 2025 года объем заказов в сегменте eGrocery вырос на 10-15% по сравнению...

Джефф Безос планирует продать акции Amazon на сумму $4,8 млрд

Основатель Amazon Джефф Безос намерен продать до 25 млн акций компании в течение следующего года. Соответствующее уведомление было подано в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. По текущей рыночно...

Wildberries изменил условия вывода средств для продавцов

Wildberries объявил о том, что продавцы смогут выводить средства "в любое время без комиссии". Правда для этого необходимо впервые открыть счёт в "Вайлдберриз Банке" и привязать его к личному кабинету. ...

Британская компания требует с российской предпринимательницы 9 млн рублей за контрафакт

Британская компания Rigel пытается взыскать с российской предпринимательницы 9 036 872 рублей за продажу продукции с её логотипом на маркетплейсе "Яндекс Маркет". Изначально Rigel Premium Accessories...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.