И.Шалова (Зарцын и партнеры): как интернет-магазину обрести и как избежать проблем с доменом?
Игорь Бахарев
Юрист Ирина Шалова из юридической компании
Сегодня, пожалуй, любой успешный магазин осуществляет продажу своих товаров онлайн. Но вывод магазина на интернет-площадку имеет несколько особенностей, с которыми просто невозможно столкнуться в офлайн-торговле. Поэтому данный материал особенно касается тех, кто только-только выводит свой магазин в Интернет, однако и опытным интернет-предпринимателям будет полезен.
Открытие любого магазина начинается с покупки площадки. В офлайне это может быть бутик в торговом центре, в сети это доменное имя.
Как раз на этом этапе мы и встречаемся с первой особенностью интернет-торговли: его практически всегда покупают, а не берут в аренду. Но это не гарантирует вам полноправного владения и возможности торговать на нем годами. Именно при покупке доменного имени предприниматели часто допускают ошибку, которая впоследствии может вылиться в штраф от 500 тыс. до 5 млн руб. Ведь когда вы берете помещение в аренду или покупаете его, вы проверяете законность владения, боясь нарушить права третьих лиц? С доменным именем все аналогично. Оно может нарушать права третьих лиц на товарный знак, а значит, поставить ваш бизнес под удар.
Самыми простыми примерами были бы суды компании Apple с администраторами доменов, но мы рассмотрим ситуацию на более близком и понятном примере.
Реальное дело из нашей практики
Так как дело судебное, то будем называть героев Истец и Ответчик:
Истец выводит свой офлайновый магазин в Интернет. При этом товарный знак зарегистрирован, и Истец работает под ним не один год. Он нашел подрядчиков на изготовление сайта и стал подбирать доменное имя. После изучения всех открытых источников Истец обнаружил действующий сайт, который полностью копирует его товарный знак. Совпадал домен, наименование и даже вид деятельности (ТЗ зарегистрирован в классах МКТУ 25 и 35) – тот сайт также торговал одеждой.
Домен Ответчика – чистая копия ТЗ Истца, но тот не давал разрешения на использование принадлежащих ему товарных знаков. Причем доменное имя зарегистрировано уже после регистрации ТЗ (это легко проверить, например,
Это
Ошибка № 1 – перед тем как покупать доменное имя, проверьте зарегистрированные ТЗ, а после поспешите зарегистрировать свой.
Через форму обратной связи на сайте Ответчику была направлена претензия по незаконному использованию товарного знака в доменном имени.Но тот в течение двух рабочих дней не ответил на эту претензию.
И это была
Ошибка № 2 – получив претензию, обязательно свяжитесь с ее отправителем, выясните, насколько обоснованна претензия и каким образом можно разрешить ситуацию. Все это в случае суда будет играть в вашу пользу.
Не дождавшись ответа, Истец направил претензию хостинг-провайдеру домена. Тот оперативно принял меры по блокировке доменного имени в соответствии с направленной ему претензией. А ведь если бы Ответчик связался с Истцом ранее, блокировки можно было бы избежать. Для интернет-магазина такая блокировка несет существенные убытки.
Провайдер так легко согласился с требованиями Истца потому, что согласно ст. 1484 ГК РФ Истцу принадлежит исключительное право использовать товарные знаки и запрещать использование товарных знаков другим лицам. И если бы провайдер отказал, на него тоже можно было подать иск в суд. Практика по таким делам неоднозначная, но сил и времени точно будет потрачено много. Об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз.
Три основных нюанса
1. Никто не может использовать без разрешения Истца сходные с его ТЗ обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Например, если есть ТЗ «Яблоко», не стоит регистрировать доменное имя «Яблоко.рф».
И запомните: доменное имя – это не товарный знак! Хотя с таким заблуждением мы сталкиваемся довольно часто. И картинка на вашем сайте – тоже не ТЗ, пока не пройдет регистрацию в Роспатенте.
2. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (ч. 1 ст. 1229 ГК РФ). Отсутствие запрета не считается разрешением!
3. Регистрация доменного имени может быть аннулирована в случаях:
- доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком третьего лица;
- у владельца доменного имени нет каких-либо законных прав и интересов в отношении доменного имени;
- доменное имя зарегистрировано и используется недобросовестно.
Исключительное право на товарный знак может использоваться не только для индивидуализации товаров, но и для размещения его в сети Интернет. Значит, он может присутствовать и в доменном имени сайта.
Ответчик, используя этот товарный знак в своих интересах, вводит потребителей в заблуждение. К тому же его действия не просто нарушают исключительные права истца на ТЗ, но еще и препятствуют размещению информации о его собственной компании и товарах на сайте с соответствующим доменным именем. А это уже можно считать недобросовестной конкуренцией, что противоречит Парижской конвенции, п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», а также подп. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ.
Незаконное использование элементов товарного знака Ответчиком осуществлялось более полутора лет, до момента блокировки домена. За это время Истец понес значительные убытки.
При этом Ответчик игнорировал требования Истца, и тому пришлось обратиться в суд за взысканием этих убытков.
Истец потребовал взыскать с Ответчика убытки:
- В размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
- В двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
- В двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
В этом деле владелец товарного знака выиграл, как и в большинстве подобных судебных дел. Можем смело утверждать, что судебная практика в России уверенно складывается в пользу правообладателей.
Например, Определением от 25.01.2013 г. Коллегия судей отказала Компании «Датахост Лтд, Белиз», которая являлась администратором доменного имени metlife.ru, в передаче дела для пересмотра решения судов и постановления ФАС МО, принятых по иску компании «Метрополитан лайф Иншуранс Компани, США» о запрете использования товарного знака «METLIFE», исключительные права на который принадлежат истцу, в доменном имени metlife.ru в сети Интернет, которыми исковые требования были удовлетворены.
Помните:
Выбирая название своего товарного знака, изучите рынок! В идеальном случае, конечно, нужно подать заявку в ФИПС на проверку названия вашего продукта. Это максимально обезопасит вас на начальном этапе.
После проведенной проверки и утвержденного названия подавайте заявку на регистрацию ТЗ. Это позволит вам защитить свои права на протяжении всего срока регистрации.
И главное: защита товарного знака начнется уже с момента подачи документов на регистрацию в ФИПС.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте