Негативные отзывы в интернете: что с ними делать бизнесу?

Игорь Бахарев

В интернете любой желающий может не только легко получить, но и разместить информацию. Поэтому неудивительно, что он стал местом, куда потребители целенаправленно приходят, чтобы обсуждать товары, услуги и сервис, а бренды ведут коммуникацию с клиентами. Даже государственные организации, которые не всегда быстро реагируют на изменения, отметили вниманием этот факт. Например, Минпромторг счёл книги жалоб и предложений пережитком прошлого и в 2021 году разрешил предприятиям розничной торговли отказаться от них, посчитав цифровой формат обратной связи более актуальным и эффективным. О том, как правильно брендам вести коммуникацию с потребителями в интернете, рассказывает Ольга Яшина, директор по маркетингу и коммуникациям Teleperformance Russia Group.

Цифровые отзывы: простота и удобство для пользователей, значимость для бизнеса

Ежегодно в лаборатории CX  Lab мы проводим исследование клиентских предпочтений. В 2021 году оно охватило 51 919 человек, потребляющих продукцию и услуги 19 различных отраслей. В анкетировании приняли участие жители 13 стран, в том числе 3 912 россиян.

Исследование показало, что клиенты считают отзывы эффективным способом коммуникации с брендом: 37% респондентов публикуют в интернете свои рецензии. Интересно, что чаще всего они делают это не на страницах брендов, а в своих аккаунтах (так поступают 44% россиян). Ещё 28% рассказывают о своём пользовательском опыте на сторонних ресурсах. Причём в России такой способ популярнее, чем в среднем по миру (17%). Это показывает, что клиенты чувствуют свою власть над репутацией компании, даже если не являются популярными блогерами. На первый план для них выходит публичность и реакция подписчиков.

Практически на каждой торговой площадке можно оставить рецензию на товар, будь то маркетплейс или онлайн-магазин. Отзывы можно оставлять  и на сторонних ресурсах, например, в тех же соцсетях или на картах. Также популярностью пользуются специализированные платформы: агрегаторы отзывов, телеграм-каналы, ресурсы с чёрными списками. Что означает такая степень гласности для бизнеса? Работа с пожеланиями и жалобами требует всё больше внимания.

В чём сложность?

Существует несколько факторов, которые мешают брендам эффективно работать с обратной связью. Рассмотрим основные из них.

Первый фактор — стереотипы о разных группах пользователей. Потребительские привычки часто связывают с возрастом или социальным статусом — и не всегда эти суждения верны.

Например, принято считать, что молодежь — ключевая аудитория социальных сетей. Статистика это подтверждает: 17% зумеров предпочитают их остальным каналам. Среди предыдущих поколений эта доля значительно ниже: всего 4% миллениалов и 2% представителей поколения X. Однако важно помнить, что речь идёт не о возрасте, а именно о поколении. Сегодня потребителями стали те, кто родился в нулевые. Они выражают своё отношение к товарам и услугам, во многом диктуя тренды рынку. Их возраст будет меняться, но потребительское поведение останется неизменно. И в ближайшие годы именно они станут ключевой аудиторией для многих компаний.

Неоднозначна и ситуация с выбором тех или иных соцсетей. Больше всего россиян предпочитают VK. Но в некоторых сферах бизнеса велика доля потребителей, которые обращаются к компаниям на других площадках. Например, в «Одноклассниках» пользователи чаще всего пишут в поддержку интернет-магазинов, отелей и разработчиков компьютерных игр.

Вторая проблема — бренды недооценивают потенциал негативных отзывов. Некоторые чересчур старательно стремятся обелить себя в глазах аудитории. Они покупают отзывы или обменивают их на скидки и подарки, хотя в таких комментариях всегда чувствуется неискренность. Другие популярные методы — пытаться переспорить автора сообщения или попросту удалить отрицательный отзыв. Необязательно полностью отказываться от этих способов, но нужно использовать их осознанно.

Существует и другая крайность. Некоторые компании радуются даже негативной обратной связи, приветствуя любой информационный шум вокруг своего имени. Такая установка также ошибочна. Бойкотирование брендов, сворачивание рекламных кампаний, кадровые перестановки — стандартные последствия чёрного пиара в интернете. Причём часто основной причиной скандала становилась не сама изначальная конфликтная ситуация, а неспособность бренда её разрешить. В качестве примера можно привести скандалы вокруг Lush, Reebok и Delivery. Пора пересмотреть идею о том, что любая реклама хороша и «чёрного пиара не бывает».

Но у отрицательной обратной связи есть плюсы. Она даёт шанс красиво выйти из положения: решить проблему пользователя, улучшить репутацию, проявить неравнодушие. А заодно больше узнать о недостатках своего товара или услуги.

Третий фактор, осложняющий эффективную отработку обратной связи, — у компаний недостаточно ресурсов для обработки всех публикуемых в сети отзывов. Из-за этого некоторые комментарии от пользователей могут остаться без внимания. Стереотипы и иерархия приоритетов также мешают рассмотреть каждый отклик аудитории. Например, не все отвечают на положительные отзывы. Это формирует соответствующее отношение потребителей — они гораздо чаще оставляют жалобы, чем позитивные комментарии. Изменить ситуацию помогут вовлекающие акции и партнёрские программы, честные ответы не «под копирку». При таком подходе появляются и возможности для дополнительных продаж.

И конечно, нужно хорошо представлять, где публикуется такая ценная для брендов информация.

На каких платформах чаще всего пользователи пишут о вас?

  • Отзывы на платформах компании уже не вызывают доверия среди пользователей, ведь бренд может размещать их и модерировать самостоятельно. К тому же на таких ресурсах нет возможностей для диалога, а значит их эффективность спорна.
  • К официальным страницам брендов в соцсетях клиенты чаще всего обращаются за компенсацией или для получения совета по решению проблемы. Это полноценный канал связи, которым в России пользуется 7% потребителей для коммуникации со службой поддержки, а 3% предпочитают его всем остальным.
  • Интернет-магазины и маркетплейсы дают возможность выбирать из сотен компаний в любой точке России. Чтобы не потеряться в этом море предложений и снизить риски, люди в первую очередь опираются на отзывы других покупателей и рейтинг продавца. На таких площадках обратная связь становится ключевым фактором выбора.
  • Социальные сети чаще используют, чтобы поделиться опытом. Если жалобы обычно публикуют на официальных и личных страницах, то в тематических и городских сообществах и чатах обсуждают пользовательский опыт. Чаще всего предметами разговора становятся серьёзные покупки вроде автомобиля или техники, а также операторов связи и те сферы, в которых личный опыт имеет первостепенное значение (образование, здравоохранение). Данный сегмент особенно интересно изучить с точки зрения маркетинга. Проанализировав отзывы на таких площадках, компания может выяснить ключевые ценности потребителя, его искреннее мнение о бренде, узнать о сомнениях, возникающих при покупке. И даже выяснить, что среди поклонников продукции есть известные люди или инфлюенсеры.
  • Карты – еще одна площадка по обмену информацией. К отзывам и рейтингам на них потребители часто обращаются, когда требуется оперативно найти услугу или товар —  рестораны и кафе, цветочные, аптеки, магазины хозтоваров. Очевидно, что высокий рейтинг нужен, чтобы привлечь посетителей. Но кроме того, из отзывов на карте компания может сделать выводы о проблемах конкретной торговой точки (например, невежливый персонал или неудобное размещение продукции) и отличить общие недостатки (стоимость, товарная линейка) от частных проблем той или иной площадки.

Что делать с полученной обратной связью, независимо от ее окраски?

Рано или поздно простая стратегия работы с обратной связью перестаёт удовлетворять компанию, потому что не даёт полностью раскрыть потенциал взаимодействия с клиентами. В таких случаях бренды выбирают более сложную стратегию, которая реализуется на базе мультифункциональной площадки. В её основе лежат следующие принципы:

  • услышать — собрать данные из онлайн-медиа, отфильтровать и отсортировать;

  • проанализировать — разделить отзывы на категории, разработать автоматические отчёты и сценарии;

  • ответить — обрабатывать отзывы в едином интерфейсе, чтобы централизовать работу службы поддержки;

  • понять — разработать отчёты по ключевым и наиболее важным для бизнеса метрикам;

  • защитить — обеспечить цифровую безопасность. Основные факторы риска — работники, имеющие доступ к конфиденциальной информации, мошенники, непорядочные конкуренты.

Задачи бизнеса и его размер определяют, какие возможности нужно предусмотреть для такой системы. Некоторые бренды ограничиваются несколькими самыми важными для них каналами. Другие же выделяют целую команду в структуре компании или на аутсорсе, чтобы улучшать свою репутацию в интернете и решать целый комплекс задач, в том числе в сферах PR, безопасности, маркетинга и менеджмента.



Материал по теме

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Материал по теме

5 рекомендаций, как бренду одежды выделиться среди конкурентов на маркетплейсе

Материал по теме

Что не так с приложениями супермаркетов: разбираем 11 ошибок, которые снижают их рейтинг

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Яндекс.Маркет выведет на рынок одежды собственные бренды

В марте 2024 года Яндекс подал заявки на регистрацию товарных знаков Tame, Muted и Humanform. Как стало известно "Ъ", компания планирует развивать направление собственных брендов одежды в среднем ценовом се...

Ozon пошёл на уступки владельцам ПВЗ (или нет)

После протестов владельцев ПВЗ Ozon, возмущённых новым сбором, который вводит площадка, представители компании провели ряд встреч с партнерами и профильными ассоциациями. В результате в Ozon вроде бы принял...

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Как трансформировался спрос на доставку на маркетплейсы, изменились требования селлеров и как менялась эта услуга в последние несколько лет рассказал руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер С...

Доставка еды в России: суши vs пицца

Спрос на доставку еды в России в 2023 году вырос на 31% по сравнению с 2022 годом. Об этом свидетельствуют данные исследования онлайн-академии MAED.  Суши остаются лидером по популярности, но пицца б...

Яндекс Маркет и GFK: Как москвичи покупают в онлайне

В ежегодном опросе Яндекс Маркет и компания GfK Rus проанализировали потребительские тренды интернет-покупателей из Москвы. Эксперты выявили основные паттерны поведения и предпочтения жителей города при сов...

Что россияне покупают весной на маркетплейсах: аналитика Мегамаркет

Мегамаркет проанализировал ежегодные весенние покупки пользователей на площадке и составил прогноз по товарам, на которые продавцам стоит сделать упор в этом сезоне. Согласно статистике, среди пользо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.