Мифы о доставке: правда и домыслы

Игорь Бахарев

Драматические события весны 2020 года отразились и на работе логистических компаний. Ритейл спешно наращивает eCommerce-инфраструктуру: нанимает собственных курьеров или договаривается с курьерками. Страх за будущее индустрии родил много слухов, которые решил разобрать Денис Чигаев из компании PIM Solutions. Эксперты компании проанализировали более 46 млн заказов Почты России, СДЭК и Боксберри, прошедших через систему PIM Solutions с начала 2019 года и по первую половину 2021 года, и обнаружили много интересного.

Итак, разоблачаем мифы и подтверждаем сложившееся мнение. 

 1. «Пандемия обрушила логистику» - ПРАВДА

Драматические события весны 2020 года отразились и на работе логистических компаний. Мы видим, что в апреле сроки доставки резко увеличились и продержались весь май на этом пиковом уровне. В этот период средний срок доставки по стране увеличился на 40%. И снижение сроков доставки происходило очень плавно, к доковидным показателям удалось вернуться только к ноябрю 2020 года.

Это хорошо видно на графиках, показывающих сроки доставки из Москвы в Новосибирск и обратно (рис. 1) и из Москвы в Казань (рис. 2). 

Рис. 1 Сроки доставки по направлениям Москва - Новосибирск и Новосибирск - Москва, апрель 2019 - апрель 2020

Рис. 2 Сроки доставки по направлениям Москва - Краснодар февраль - ноябрь 2020

К чести доставщиков, следует сказать, что в большинстве регионов они справились с повышенной нагрузкой, и затяжка с получением заказов не была критичной. Именно их профессиональная и самоотверженная работа позволила интернет-магазинам достичь небывалого роста своих продаж и вывести рынок на новый уровень развития. Заслугу логистов в этом процессе явно недооценивают. 


2. «В 2020 году сроки доставки увеличились» - ПРАВДА 

Конечно, всеобщий коллапс, вызванный пандемией, не мог не сказаться и на средних сроках доставки по прошлому году. В целом в 2020 году по сравнению с 2019 годом сроки доставки увеличились на полдня, или 14%. Примечательно, что сроки доставки увеличились на всех направлениях, единственное исключение – Якутия. Рассмотрим топ 10 самых «упавших» и топ 10 наименее «упавших» направлений в 2020 году (рис. 3). 

Рис. 3 Регионы с наиболее и наименее увеличившимися сроками доставки в 2020 г.

Здесь наблюдается явная закономерность: чем выше было проникновение пандемии в регионы – тем стабильнее работали логистические процессы. Общий вывод, справедливый почти для всех регионов в выборке, утешает - даже в тех регионах, где, по аналитике, сроки доставки увеличились больше, они всё равно сроки укладываются в нормативные, заявленные логистами. Если случается ЧП федерального масштаба, то сроки доставки «едут» пропорционально влиянию ситуации на конкретный регион. И разобраться в этом помогают геофильтры, настраиваемые в отчетах.

Интересно сравнить эти данные с аналогичными данными за 1 полугодие 2021 г. в сравнении с 2020 г. (рис. 4)

Рис. 4 Регионы с наиболее и наименее увеличившимися сроками доставки в 1 полугодии 2021 г.


Мы видим, что сроки доставки незначительно увеличились только в двух регионах. В остальных регионах сроки доставки стремительно снижаются, несмотря на растущую популярность интернет-магазинов и возрастающую нагрузку на логистику. Это говорит о том, что службы доставки приспособились к новым условиям работы и помогают активно расти екоммерсу.


3. «Из Москвы доставка быстрая, а из регионов посылка всегда идет дольше» - НЕПРАВДА.

Многие думают, что из Москвы доставка идет достаточно быстро, а доставку из регионов приходится ждать долго. Службы доставки придерживаются такого же мнения. У большинства из них заявленные сроки доставки из регионов в Москву больше, чем из Москвы в регионы или равны. Но если мы посмотрим на фактические данные по срокам доставки, то увидим, что на деле все обстоит ровным счетом наоборот: доставка из Москвы в регионы занимает больше времени, чем в обратную сторону.

На примере больших городов-миллионников мы прослеживаем явно сопоставимые между собой данные. У большинства служб доставки заявленные сроки доставки из регионов в Москву больше, чем из Москвы в регионы или равны. Так ли это? Давайте посмотрим на сроки доставки из Москвы в Санкт-Петербург и обратно (рис. 5).

Рис. 5 Средние сроки доставки по направлениям Москва - Санкт-Петербург и Санкт-Петербург - Москва  

Такая же картина наблюдается и с другими городами-миллионниками. Приведем графики по относительно близкой к Москве Самаре (рис. 6) и отдаленному Новосибирску (рис. 7)

Рис. 6 Средние сроки доставки по направлениям Москва - Самара и Самара - Москва  

Рис. 7 Средние сроки доставки по направлениям Москва - Новосибирск и Новосибирск  - Москва  

Выходит, что посылки, адресованные в столицу, доходят быстрее, нежели посылки из Москвы в регионы. У этого может быть множество причин: возможно, там меньше исходных проверок или хабы менее загружены и, следовательно, имеют больше времени для обработки каждой посылки. Факт остается фактом.

Следовательно, интернет-магазины могут смело пользоваться складами в регионах и распределять свои товарные остатки по складам в разных частях страны. Таким образом они не только обеспечат быструю доставку в ближайшие города и регионы, но и не сильно задержат посылки в столицу. Также эта информация будет важной для интернет-магазинов, которые работают в регионах и предлагают свои товары только на ближайшем рынке. Они опасаются долгой доставки в Москву, которую покупатель устанет ждать. А между тем доставка из регионов в Москву, конечно, будет длиться дольше, чем по Москве, но не сильно критично. И если магазин имеет свою нишу или хорошую цену, то, москвичи могут и подождать доставки ради ощутимой выгоды.

Исходя из этой информации, региональные магазины могут задуматься о выходе на московский рынок, а магазины из Москвы – об уходе в регион, чтобы оптимизировать затраты.

4. «В пиковые моменты сроки доставки растут» – ПРАВДА 

Рассмотрим на примере направления Москва-Казань, как менялась оперативность логистов в период пандемии и новогодних праздников (рис. 8). 

Рис. 8 Сроки доставки по направлению Москва - Казань в период с апреля 2019 г. по июнь 2021 г.

Ничего удивительного не видим – сроки доставки резко увеличились в апреле-мае (период весеннего локдауна) и в предновогодние праздники. 

Однако и помимо этого мы видим сезонные скачки в разные месяцы. И в каждом регионе периоды этих скачков могут быть разными. Обычно такие сезонные всплески повторяются из года в год. А прогнозировать такие всплески и вовремя к ним готовиться помогают большие данные.

5. «В Москве бешеный ритм и люди бегут за посылками раньше всех» - НЕПРАВДА

Давайте посмотрим на график, где указано, через сколько дней в среднем жители разных городов забирают посылки из ПВЗ (рис. 9)

Рис. 9 Средний срок хранения товаров в ПВЗ по городам

Мы видим, что среди всех городов-миллионников посылки быстрее всего забирают жители Челябинска и Самары. Самыми медлительными оказались москвичи, за ними следуют петербуржцы. На эту статистику влияют многие факторы. Есть постоянные тренды или закономерности, например, вещи, которые связаны с привычным укладом жизни и ментальностью людей, которые можно сразу закладывать в расчёт при выходе в новый регион. А есть короткие тренды, которые исчезают, так и не став закономерностью, и выловить из гораздо труднее.

Можно детализировать данные и понаблюдать, в какие сроки «неторопливые» москвичи выкупали заказы в течение прошлого года (рис. 10). 

Рис. 10 Средний срок хранения заказов в ПВЗ в Москве, 2020 г. 

Мы видим достаточно ровную картину, в которой явно выделяются апрель и декабрь. Апрель объясним локдауном. В декабре многие заказывают подарки для себя, друзей и знакомых, но при этом не спешат в пункты выдачи заказов. Если апрельская аномалия – это разовая история, что подтверждается статистикой за этот год (рис. 11), то увеличение сроков ожидания в декабре больше похоже на закономерность, и в этом году стоит ожидать того же и заранее к этому готовиться. 

Рис. 11 Средний срок хранения заказов в ПВЗ в Москве, 2 полугодие 2021 г. 


В целом, отслеживание ключевых показателей позволяет оперативно перестраивать логистические процессы и сокращать финансовые потери. Если ещё научиться предсказывать поведение покупателя, то есть заранее знать, выкупит он посылку или нет, то показали невыкупа можно нивелировать вовсе. Благо, что на рынке даже есть сервисы «чёрных списков» заказчиков, злостно не выкупающих свои посылки. 

Один раз настроив работу со всеми данными (нефтью 21 века) интернет-магазин сможет управлять своей эффективностью. Вот почему отовсюду слышится big data, нейросети, искусственный интеллект и машинное обучение. Не потому, что модно, а потому, что недорого и эффективно. Именно для этого и существуют IT-решения для e-commerce сегмента: чтобы тёмных пятен в бизнес-показателях было как можно меньше, а профита как можно больше.

Материал по теме

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

Материал по теме

"Азбука вкуса" запустит первые дарксторы

Материал по теме

Осознанное потребление и персональный подход: на чём держится интерес россиян к ресейл-платформам - исследование ЮKassa и "Авито"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Кто и как зарабатывает на ритейл рынке, узнайте на UPGRADE Retail Весна 2024

Приглашаем вас на UPGRADE Retail Весна 2024! 3000+ профессионалов ритейл рынка встретятся на выставке и конференциях. Обсуждайте новые бизнес-модели, находите решения и сервисы для повышения продаж, знакомьтесь...

Как сети ускорить запуск новых каналов продаж с помощью автоматизации бизнес-процессов: кейс сети "Точка любви"

"Точка Любви" — одна из крупнейших сетей магазинов товаров для взрослых в России. Сегодня это несколько франчайзинговых магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пензе, Сочи, Краснодаре, интернет-...

МТС запустила первый экосистемный магазин

Цифровая экосистема "МТС" открыла магазин нового формата с фокусом на цифровые решения компании. Пилотный проект запущен в Москве в ТЦ "Океания".  Площадь нового магазина составляет более 250 м², что практ...

Восьмая MarTech-конференция Retention Day пройдет в Москве

25 апреля в Москва-Сити состоится восьмая конференция Retention Day, посвященная развитию маркетинговых технологий в e-commerce. Мероприятие соберет ведущих игроков рынка электронной коммерции, чтобы обсудит...

Яндекс Маркет представил собственный бренд велосипедов Raskat

На Яндекс Маркете покупатели теперь могут заказать велосипеды Raskat — это новый бренд маркетплейса. Они прочные, лёгкие и созданы специально для передвижения по городу. На таком велосипеде можно смело съез...

В Мультимедиа Арт Музее откроется кафе от Яндекс Лавки

В Москве в Мультимедиа Арт Музее откроется кафе Яндекс Лавки. В пространстве можно будет отдохнуть, перекусить и, например, провести время с друзьями после посещения выставки. Это первое постоянное кафе Янд...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.