Комментарий А. Петровского (Price.ru): особенности аналитики российского e-commerce

Игорь Бахарев

E-pepper обратился к ряду известных экспертов, и мы надеемся на их возможность и желание поделиться своим мнением, несмотря на спорные оценки и узкий круг исследователей рынка.

Публикуем ответы Алексея Петровского (Price.ru)

 Алексей Петровский

– Какие метрики являются для Вас ключевыми при оценке состояния и развития рынка электронной торговли в России?

– Нужно чётко понимать различия и область применимости KPI по оценке состояния и развитию как рынка, так и бизнеса.

Мы структурируем ключевые метрики по трёх базовым управленческим уровням:

  • a/ Стратегический (инвесторы и владельцы бизнеса): динамика и объёмы розничной торговли в России (год-к-году); объёмы сегментов; доли проникновения онлайна в оффлайн; доля компании на рынке.
  • b/ Функциональный (топ-менеджмент): динамика сегмента (квартал к кварталу или полугодие к полугодию); разработка адресных КПЭ/КПР в рамках юнит-экономики; оценки ёмкости рекламных каналов.
  • c/ Операционный (исполнители): оперативные метрики мониторинга; отчётность.

Рынок мы структурируем на четыре условные лиги.

Четвертую лигу мы определяем как бизнесы с оборотом (фактическим или планируемым) от 1 млн рублей в месяц, 3 человека на полной ставке, затраты на маркетинг от 45 тыс рублей в месяц от оборота. Этот уровень не интересует стратегические KPI – для этого у них нет соответствующих ресурсов, и их задача: построить базовую работоспособную ячейку. Таких игроков на рынке чуть больше 10 тыс.

В первой лиге располагаются крупнейшие игроки, с оборотом от 1 млрд рублей оборота в месяц по онлайновому каналу. Таких игроков на рынке чуть более 10. Эти игроки фактически формируют структуру взаимоотношений с рынком рекламы, средств доставки, электронных платежей.

Таким образом, KPI для первой «лиги» не подходят для игроков четвертой «лиги».

Что касается оценок состояния и развития электронной коммерции: мы наблюдаем базовые расхождения между оценками исследовательских компаний. Например, объём рынка электронной коммерции (куда входит и электронная торговля) может оцениваться по 2014 году от 650 млрд рублей до 1,7 трлн рублей. Это почти трёхкратное расхождение.

Проблема заключается в том, что «загружая» неверные данные в момент разработки стратегии выхода и присутствия на рынки – эти базовые показатели каскадируются ниже на функциональный и операционный уровень. В итоге на горизонте 2-3 года бизнес сталкивается с фундаментальными проблемами, заложенными на стартовом этапе. Примеры по рынку мы видим.

Пример: доля проникновения e-commerce оценивается в 2.2% по 2013 году. Не учитывается, что «пищевой сегмент» (половина от рынка ритейла в России) в онлайне представлен слабо. Более 90% приходится на категорию non-food. Таким образом, доля e-commerce в категории non-food возрастает до 4-4,5%.

Что это значит для инвестора? Крупный инвестор видит, что на развитых рынках доля ecommerce составляет 10-12%. Следовательно, войдя на рынок сейчас и развернув бизнес – инвестор получит двух-трёхкратный бонус через 3-4 года (при оценке доли проникновения в 2.2-2.5% по году). Потребительский спрос будет «тащить» капитализацию компанию с опережающей динамикой, по сравнению с оффлайном.

Но если окажется, что реальный объём рынка ecommerce (при пересчёте на потребительский спрос на товары и цифровые услуги) составляет кратно больше (до 1.7 трлн рублей по году) – то доля ecommerce оказывается сильно выше ожидаемого. Например, доля может составлять 6.5%. А при пересчёте на non-food – приближаться к западному уровню (8-9%). И тогда у инвестора возникают проблемы: он вышел на рынок слишком поздно. Это большой риск.

И этот риск неизбежно будет невольно интегрирован в операционные планы компании. И этот риск будет исполнен.

– На какие показатели стоит ориентироваться интернет-магазинам?

– Зависит от габаритов и управленческих уровней.

Александр Мамут, Мильнер и Олег Тиньков не смотрят в данные Google Analytics или Яндекс.Метрики. Они ориентируются по конкурентам – на примере TNS, Alexa или SimilarWeb.

Аккаунт-менеджер на любом из уровней не смотрит на данные TNS, Alexa и SimilarWeb. Самое большое собрание KPI на рынке e-commerce – более 80 штук. Какой из них действительно ключевой – зависит от габаритов компании.

– Чего, на Ваш взгляд, не хватает в текущих исследованиях по рынку?

– Не хватает единого понимания – что мы понимаем под рынком электронной коммерции. Включать или не включать продажу билетов? Иные цифровые сервисы? Системы электронных платежей? Оплату средств доступа? Классифаейд? Кроссбордер?

Базовые определения должны согласовываться с зарубежными оценками и определениями. Остро не хватает согласованного понимания при общении с органами госвласти: от ФАС до Роспотребнадзора и прокуратуры.

Другие комментарии:

Материал по теме

Рынок FMCG в электронной торговле достигнет 1,7 трлн рублей к 2025 году

Материал по теме

9 из 10 россиян участвуют в распродажах: что покупают и сколько тратят в Чёрную пятницу

Материал по теме

Регионы задают темп: eСommerce выходит за пределы столицы

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Восточная Европа стала драйвером роста европейского eСommerce

current-theme

Рынок FMCG в электронной торговле достигнет 1,7 трлн рублей к 2025 году

current-theme

Осенние распродажи 2025: скидки до 84% и новые тренды выгодных покупок

current-theme

Старшее поколение России активнее осваивает онлайн-покупки

current-theme

Акции на маркетплейсах как необходимость: как получить от них максимум

current-theme

Нишевый маркетплейс как стратегия будущего: 7 идей Lamoda для eCommerce-ритейла

current-theme

Как изменилась логика покупок в "Красоте": исследование поведения покупателей Lamoda

current-theme

Онлайн-аптеки увеличат количество заказов на 17% за год

current-theme

Как печатать чеки и выводить коды маркировки из оборота при удаленных продажах

current-theme

Рост мобильной экономики опирается на eСommerce и цифровые сервисы: отчёт Adjust

current-theme

Маркетплейс - не панацея: кому в 2026 году нужен свой интернет-магазин

current-theme

Getblogger: россияне доверяют обзорам инфлюенсеров больше чем составу

Актуальное сейчас

Wildberries рассказал о росте числа своих ПВЗ

Число владельцев пунктов выдачи крупнейшего маркетплейса продолжает расти. За последние 12 месяцев Wildberries зафиксировала прирост предпринимателей, которые управляют пунктами выдачи заказов, на 62% относ...

Маркетплейсы столкнутся с ростом затрат из-за новых требований ФНС

Маркетплейсы остаются "зоной повышенного налогового риска". Эту позицию обозначил глава Минфина Антон Силуанов в интервью каналу Россия 24. Он заявил, что часть продавцов на онлайн-площадках не соблюдает на...

"Самокат" и "Мегамаркет" сворачивают офлайн-эксперимент

Компании "Мегамаркет" и "Самокат" закрыли все три продуктовых магазина, открытые в 2023 году. Проект носил экспериментальный характер и больше не работает. В подмосковном Егорьевске на месте магазина...

Ozon запускает зоны для съемки распаковок в пунктах выдачи

В пилотных пунктах выдачи заказов Ozon в Москве появились зоны для съемки контента. Компания вместе с ВКонтакте тестирует новый формат, который позволяет покупателям снимать распаковки прямо на месте получе...

Поезд экосистемы Wildberries начал курсировать в метро Петербурга

Wildberries представил брендированный поезд в метро Санкт-Петербурга. Он курсирует по синей линии и будет работать месяц. Это шесть вагонов, каждый рассказывает о сервисах и продуктах экосистемы компании. П...

Восточная Европа стала драйвером роста европейского eСommerce

Оборот рынка B2C электронной коммерции в Европе вырос на 7% за год и достиг 819 миллиардов евро. Отраслевые ассоциации eCommerce Europe и EuroCommerce ожидают аналогичный рост и в текущем году. Номинальный ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.