Количество постаматов в Московском регионе увеличится почти вдвое

Игорь Бахарев

Общее количество постаматов в Москве и Подмосковье должно к 2030 году увеличиться почти в два раза – с 14 до 30 тысяч, следует из исследования столичного Агентства инноваций, проведенного совместно с "РБК Исследования рынков". Как отмечают аналитики, это произойдет благодаря росту рынка интернет-торговли в B2C и C2C-сегментах, а также развитию постаматных сетей по модели совместного использования, таких как "Московский постамат", когда одним устройством могут пользоваться различные маркетплейсы, интернет-магазины и логистические компании.

Подобных темпов развития эксперты ждут и в масштабе всей страны: если сегодня в России всего 53 тысячи постаматов, то через семь лет их количество должно возрасти до 117 тысяч. Таким образом, ежегодный прирост количества постаматов в среднем по стране и Москве составит 17-18% к 2025 году и 10% в период с 2026 по 2030 годы.

По мнению аналитиков, такой рост продиктован объективными причинами. Например, с каждым годом интернет-торговля набирает обороты: по прогнозам, сегмент e-commerce будет расти в среднем на 10% ежегодно в ближайшие пять лет. Другой фактор, который способствует развитию отечественного и глобального рынков постаматов, – это увеличение объема рынка C2C-отправлений физическими лицами через платформы объявлений, например, "Авито" или "Юла". В 2021 году оборот в этом сегменте вырос на 25% и составил 1,32 трлн рублей.

Несмотря на то, что e-commerce будет существенно расти в ближайшие годы, аналитики также выделяют барьеры, мешающие популяризации сети постаматов в России. К ключевым недостаткам таких устройств авторы исследования отнесли неудобное расположение и часы работы, а также непонятный для пользователя интерфейс и способ оплаты. Как результат – доля постаматов среди всех способов доставки онлайн-заказов остается незначительной. Например, в 2021 году по России она составила всего лишь 2,1%, в Москве и Подмосковье – 2,4%. Чтобы устранить основные барьеры, в столице запустили проект "Московский постамат", в рамках которого к 2025 году в городе будет создана сеть из 10 тысяч устройств совместного использования. Жители смогут получать товары даже в подъездах своих домов в любое удобное время.

Что касается основных игроков на российском рынке постаматов, то здесь лидирующие позиции занимают логистические операторы – на них приходится около 70% рынка. Оставшиеся 30% постаматов, установленных в России, принадлежат маркетплейсам. Абсолютный лидер по количеству таких устройств доставки в стране – СберЛогистика, которая имеет свыше 10 тысяч постаматов по РФ. Это почти 22,8% от всего рынка. На втором месте – Cainiao, дочерняя компания Alibaba Group, которая доставляет заказы с платформы AliExpress. Ее доля на рынке – 13,7% (более 6 тысяч постаматов в РФ). Тройку лидеров замкнула 5Post – 12,8% или более 5600 постаматов.

Отмечая тренды, которые уже активно внедряются или в скором времени будут диктовать правила игры на рынке постаматов, авторы исследования выделили несколько из них. Во-первых, это расширение границ использования постаматов – не только для заказов из интернета, но и в других целях. Например, с осени 2022 года Альфа-Банк доставляет свои банковские карты в постаматы 5Post, откуда клиент их может забрать. В свою очередь, девелопер "ПИК" еще в 2021 полностью перевел передачу ключей от квартир собственникам через постаматы, расположенные на первом этаже здания. 

Очевидно, количество бытовых и иных услуг, которые будут оказываться россиянам через постаматы, будет только расти. Во-вторых, это размещение постаматов в подъездах жилых домов, а также возможность не только приема, но и отправки товаров самими россиянами, например, в ателье или прачечную. Как было отмечено ранее, подобную задачу в столице призван решить проект "Московский постамат". В-третьих, на рынке все чаще появляются новые типы устройств, предназначенные для грузов разных типов, в частности, мебели или продуктов питания, в том числе готовых блюд. Одним из пионеров в этой сфере в отечественном сегменте является компания Engy. Она разрабатывает продуктоматы, способные поддерживать оптимальную температуру и хранить даже скоропортящиеся товары.

Что касается мирового рынка постаматов, то он, как и российский, также будет расти в ближайшие 7-10 лет на 12% ежегодно и достигнет $2 млрд к 2030 году. При этом в Европе и странах Северной Америки, помимо роста интернет-торговли и C2C-отправлений, еще одним драйвером развития рынка постаматов служит экологическая или "зеленая" повестка. По данным авторов исследования, отказ от доставки товаров до двери в пользу постаматов позволил бы значительно сократить выбросы CO2 в окружающую среду.

Вера в развитие глобального рынка постаматов также присутствует и у венчурных фондов, и бизнес-ангелов: в 2021 году 44% из общего объема инвестиций, вложенных в логистические компании, были привлечены стартапами в сфере "последней мили".

Материал по теме

Wildberries запустил бесплатную круглосуточную доставку в постаматы в Московском регионе

Материал по теме

"Почта России" тестирует автономные почтаматы

Материал по теме

Постаматы Ozon появятся в магазинах "Обуви России"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.