Китай глазами российского логиста

Игорь Бахарев

Недавно логистическая компания МаксиПост приобрела контрольный пакет китайской платформы Guangzhou Hanxuan. Исполнительный директор компании Алексей Прыгин рассказал о своём опыте ведения бизнеса в Китае, об особенностях местного бизнеса, традициях, нравах и привычках.

Приезжая в Китай в первый раз, можно потеряться, как в прямом, так и переносном смысле. Большинство сложностей, которые испытывают российские предприниматели и просто туристы в этой стране, связано с чудовищными культурными различиями наших народов. И чтобы как-то эти трудности минимизировать, нужно просто принять как факт: в Китае все по-другому, все совсем не так, как мы привыкли. Вот только несколько бросающихся в глаза диссонансов.

Другой менталитет

Тебя точно попытаются обмануть в процессе заключения сделки. Причем мы, в силу своего менталитета, воспринимаем это как обман, а китайские товарищи – как способ ведения бизнеса и бизнес-смекалку. Обмануть клиента это не зазорно. Это смекалка, если обманул – ты молодец, ты герой, ты сэкономил себе денег. Они вообще не понимают, что такое «кинуть партнера».

Для них это не плохо, это просто бизнес. А поэтому ухо надо держать востро. Если вы будете торговаться, они наверняка пойдут на снижение цены, но одновременно снизят качество или параметры. Договариваясь о чем-то, надо обязательно осуждать каждую деталь, каждую мелочь. Если ты что-то не оговорил, можешь быть уверенным: именно в этом месте китайцы тут же «проявят смекалку» и сэкономят.

Партнеры рассказали историю про одного нашего соотечественника, который заказывал на китайской фабрике ручки. Он был «стреляный воробей», все нюансы переговоров отлично знал, поэтому зафиксировал все – длину, ширину, цвет, логотип, дизайн и т.д. Получил ручки – все сходится, все сделали, как договаривались. Вот только писали эти ручки минут пять – не больше. То ли чернил не долили, то ли сам стержень бы маленький. На вопрос – как же так, китайцы развели руками: а вы не говорили, сколько должно быть чернил!    

Другие объемы

Мы в России даже отдаленно не можем себе представить масштабы местного ритейла. В 2018 году объем рынка электронной торговли Китая превысил 9 трлн. юаней – это почти 1,3 млрд долларов или половина мирового оборота e-commerce! Оборот магазина в 50 000 посылок в день – это для них мелкий бизнес.

Да, у них народу в стране 1,5 млрд человек – больше, чем во всей Африке. Но дело не только в этом. Есть и другие стимулы. Все эти полтора миллиарда живут в онлайне и общаются через свой мессенджер – wechat. Через него можно оплатить все – от квартиры до лапши у уличного торговца. Даже подаяние можно дать через wechat! При этом все платежи бесплатные. Наличными в основном никто не пользуется, только приезжие.

Сделать покупку в онлайне максимально просто. Наш китайский знакомый однажды по дороге на работу случайно купил себе кроссовки. Пришла реклама на телефон, он нажал, посмотрел, есть ли его размер, у него уточнили адрес – он подтвердил, и все, не успел оглянуться, деньги списались.

Другая логистика

Все предоплачено. Курьер кинул посылку под дверь и ушел. При этом логистика чувствуется везде, на каждом шагу. То там, то здесь снуют курьеры, курьерские машины и мопеды всех видов, мастей и брендов, все время кто-то что-то доставляет, местные «убер», доставка из кафэшек и ресторанов – тысячи на каждом шагу. При этом человек может кинуть мопед с посылками и пойти есть свою лапшу – и никто ничего не возьмет, никто не ворует. 

Я лично наблюдал такую сцену в Шэньчжэне: район высоток и бизнес-центров, все куда-то бегут, торопятся, курьер остановил свой мопед, выложил посылки прямо на обочину и стал их сортировать. Люди обходят его и не обращают внимание. В Москве такое невозможно.  

китайский курьер.jpg

Автоматизация тоже по-другому устроена. Мы ездили в один небольшой по их масштабам сортировочный центр, наблюдали работу сортера. Для его работы нужно всего несколько сотрудников, которые выкладывают посылки на сортировочную ленту. Сортер движется по кругу, считывает штрихкод и распределяет мелкие пакеты в специальные мешки – в зависимости от региона доставки. Сортер работает очень просто и занимает очень мало места. Знаете, сколько эта штука обрабатывает посылок? 8 000 в час на 80 направлений! Если они сделают автоматическую выкладку посылок и заменят нескольких людей на робота (а наверняка они это в самое ближайшее время сделают!), то смогут обрабатывать в 2 и в 3 раза больше. 

В России такой сортер, увы, неприменим, потому что рассчитан на посылки небольшого объема. У нас в России, если человек делает заказ, то набирает обычно по максимуму, чтобы два раза за доставку не платить. Да и сами ритейлеры их к этом стимулируют: купи побольше. В Китае же, как правило, все заказывают всякую мелочь.

Другие законы

Другая страна – другие законы. Здесь нет ничего удивительного. Просто нужно знать какие-то важные для бизнеса нюансы. Если, например, вы живете в достаточном крупном китайском городе и захотите купить машину, то будьте готовы к тому, что любая модель и марка будут стоить на 80% дороже, чем в России. При этом сесть за руль вы сможете только через два года, так что заранее ищите гараж. Два года – это официальный срок, в течение которого нужно ждать госномера. Если хочешь получить раньше – плати, где-то 1 млн. на наши деньги.

Как я понял, со слов местных, это не взятка чиновнику, это официальные государственные расценки. Исключение составляют электромобили. Китайское правительство всячески стимулирует развитие местного автопрома, поэтому, купив китайский электромобиль, номера вы получите сразу, и еще какие-то льготы в придачу.

Оформление договор тоже осуществляется по-другому. Ударив по рукам, вы не сможете подписать договор с заказчиком у него в кабинете. Вам нужно будет обязательно идти к посреднику – что-то типа нашего нотариуса. Это независимая сторона, которая проверяет все нюансы, трактовки, условия и т.д., чтобы впоследствии не было разночтений.

Другая скорость

Рядом с нашей гостиницей был торговой центр. Когда мы зашли в него в первый день, то увидели, что на одной из витрин висит табличка «Тотальная распродажа. Магазин закрывается», внутри копошился народ, раскупал какую-то спортивную одежду. На следующий день в этом помещении уже вовсю шел ремонт – десяток китайцев красили стены, штукатурили потолок и т.д. На третий день вечером мы обнаружили на этом месте новый уже открывшийся магазин с кучей воздушных шариков у входа и надписью: «Добро пожаловать! Мы открылись!». Я думаю, что, если бы в России бизнес делался с такой скоростью, мы бы давно уже все были миллионерами.

Здесь другая скорость жизни и преобразований в принципе. В прошлом году Алибаба превратил 600 бедных деревень Китая в «Деревни Таобао», по сути, сделал и них коммерческие хабы, которые обеспечивают ему логистику. Чтобы стать «Деревней Таобао», населенному пункту требуется обеспечить годовой оборот в сфере электронной торговли в размере более 10 млн юаней ($1,5 млн) и иметь более 100 онлайн-магазинов. Так вот, после старта проекта в начале 2018 года такие вот «бедные деревни» к концу года обеспечили совокупный объем онлайн-торговли в размере в 63 млрд. юаней (это $9 млрд.)! Попробуйте в России из какой-нибудь деревни сделать за один год коммерческий хаб, а всех фермеров превратить в преуспевающих онлайн-ритейлеров!

Так что, если вы еще думаете, пора или не пора выходить за пределы России и начинать торговать на китайском рынке, самое время принять правильное решение!

Материал по теме

Европейская трансграничная электронная коммерция демонстрирует взрывной рост

Материал по теме

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Материал по теме

Порог для кроссбордера: на пороге снижения

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Российский рынок ноутбуков: рост онлайн-продаж и укрепление отечественных брендов

За первые десять месяцев 2024 года россияне приобрели на маркетплейсах Ozon и Wildberries ноутбуков на общую сумму 10,3 млрд рублей, что на впечатляющие 3,2 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 202...

MEETUP B2B Ecom & Cocktails

Третья встреча B2B Ecom & Cocktails пройдет 29 ноября 2024 в Москве в новом формате. Мероприятие соберет ведущих экспертов в области маркетинга, продаж и цифровых технологий, чтобы обсудить перспекти...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.