Как запустить блог интернет-магазина с нуля: пошаговая инструкция
Игорь Бахарев
Блог, безусловно, необходим каждому солидному интернет-магазину. Он дает читателям полезную информацию, привлекает новых и удерживает старых клиентов, улучшает показатели сайта и позиции в поисковой выдаче, работает на репутацию компании и повышает продажи. Редактор блога компании «Кактус» Виктория Кучинова поделилась с читателями e-pepper.ru несколькими советами, как создать блог интернет-магазина и сделать так, чтобы он реально работал.
В предыдущей статье мы рассказали, зачем интернет-магазину нужен блог. Теперь разберемся, как всего этого добиться. Перед вами пошаговая инструкция, как запустить блог интернет-магазина с нуля:
Шаг 1. Поиск специалистов
В одиночку или силами сотрудников это вряд ли получится сделать. Контент-маркетинг (продвижение с помощью контента) — это сложный процесс, в котором задействованы несколько специалистов. Как минимум — автор и редактор статей, как максимум — целая команда.
Вы можете обратиться в агентство или найти фрилансеров. Первый способ дороже, но и гарантий больше. В агентстве к вам прикрепят проект-менеджера, который будет координировать работу, соберут команду из авторов, редактора, дизайнера, SEO-специалиста, верстальщика. Конечно, и в агентствах случаются ошибки, но доверия к ним все же больше.
Если хотите сэкономить, найдите фрилансеров. В идеале это могут быть 1-2 человека, мастера на все руки, которые и статьи напишут, и опубликуют их, и сделают рассылки по базе клиентов, и со СМИ договорятся о публикациях.
В обоих случаях рассчитывайте на комплексную долгосрочную работу: блог нужно вести постоянно, если хотите получать от него отдачу. Договоритесь со специалистами о цене: она может быть фиксированной (например, комплексный контент-маркетинг может стоить от 30 000 рублей и до бесконечности, в зависимости от количества и видов активностей) или постатейной.
Помните, что ваша помощь все равно понадобится. Любые, даже самые продвинутые специалисты — не телепаты, им нужна информация о вашем бизнесе, товарах и / или услугах, чтобы контент бил точно в цель, привлекал нужную целевую аудиторию и повышал продажи. Поэтому будьте готовы отвечать на вопросы.
Шаг 2. Составление контент-стратегии
Перед началом работы специалисты пришлют вам бриф с вопросами о вашем бизнесе, нише, цели ведения блога, целевой аудитории, конкурентах. На основании ваших ответов будет составлена контент-стратегия: как, что и зачем писать в блоге.
Осенью этого года мы в «Кактусе» обновили сайт и, соответственно, блог. Контент-агентство ИТИРИЙ составило контент-стратегию и сейчас воплощает ее в жизнь. Это объемный документ, в который входят:
-
аудит имеющегося контента: есть ли сейчас на сайте блог, что в нем надо улучшить, что оставить. Может быть, у вас уже были попытки продвижения с помощью статей, но они выходили редко, а потом и вовсе затухли. Или же статьи писал непрофессионал, они были нечитаемы и не выходили в топ. Все это увидят профессионалы и дадут рекомендации по исправлению ситуации;
-
анализ целевой аудитории: кто ваши читатели, какую информацию они хотят получать из блога. Например, у вас магазин женского белья ручной работы. Вашими клиентами могут быть и молодые девушки, и женщины средних лет, но всех их объединяет любовь к комфорту, они ценят эксклюзив и индивидуальность. Или у вас магазин компьютерных игр и аксессуаров. Ваши клиенты — в основном подростки и молодежь, которые в массе своей не очень обеспечены. Они хотят сэкономить, значит, надо делать упор именно на это;
По такой схеме можно составить портрет клиента
-
анализ основных конкурентов в вашем ценовом сегменте: ведут ли они блоги, о чем пишут, какова реакция пользователей. Эта информация поможет не допускать чужих ошибок и брать у конкурентов хорошие идеи;
-
определение целей и задач ведения блога: информирование читателей, привлечение новых клиентов, вывод сайта в топ поисковой выдачи, укрепление репутации и т.д.;
-
составление семантического ядра (списка поисковых запросов, или ключевых фраз, по которым люди найдут в поиске ваши статьи). Специалисты изучают популярные запросы и аккуратно вставляют их в статьи, благодаря чему они поднимаются в поиске;
Пример списка ключевых слов для блога интернет-магазина музыкальных инструментов
-
определение tone of voice компании. В каком стиле вы будете общаться с читателями в блоге? В сугубо официальном, дружеском или дерзко-провокационном? Советуем выбирать второй: он всегда уместен;
-
составление контент-плана: рубрик блога, форматов контента, тем для статей и периодичности их выпуска. И снова возьмем интернет-магазин женского белья. Рубриками могут стать «Советы», «Обзоры», «Новинки», «Мода». Форматами контента — информационные статьи (темы — как выбрать белье, какое белье любят звезды, подборка новинок от разных брендов), продающие статьи (обзор новых товаров, информация о скидках и акциях), имиджевые статьи (история бренда магазина, интервью с руководителем), развлекательные материалы (тест «Какое белье вам подойдет», подборка шуток из соцсетей по теме). Также в контент-плане указывается периодичность выхода статей каждого формата.
Контент-план на месяц для блога интернет-магазина
Шаг 3. Разработка дизайна
Теперь стоит определиться, как будет выглядеть блог визуально, глазами читателя. В этом поможет дизайнер. Поскольку работа разовая, можно найти фрилансера по рекомендации. После завершения работы сохраните его контакты: у вас могут возникнуть новые пожелания и дополнения.
Дизайнер также пришлет вам бриф с основными вопросами: какие цвета и шрифты вы предпочитаете, какой стиль дизайна в целом (минималистичный, креативный, динамично-яркий), будет ли анимация в блоге, какого размера картинки, будет ли указываться имена авторов и их фото, будет ли указано количество просмотров статей и лайков. Если точно не знаете, просто покажите дизайнеру блоги, которые вам нравятся, чтобы было от чего оттолкнуться.
Особое внимание обратите на продающие элементы, которые повысят конверсию блога и сайта в целом:
-
кликабельные баннеры и кнопки СТА, ведущие на страницы и категории товаров;
-
перелинковка: кликабельные ссылки на другие статьи или внутренние страницы сайта;
-
иконки соцсетей, которые будут автоматически выводиться в конце каждой статьи блога. Читатели смогут поделиться материалом в соцсетях;
-
блок «Читайте также» с другими материалами блога по теме;
В этом примере есть и кнопка СТА, ведущая на категорию «Свитера, джемперы и кардиганы», и иконки соцсетей, и блок «Вам может понравиться» с другими статьями блога
-
блок товарных рекомендаций;
-
блок комментариев;
-
всплывающие уведомления.
Всплывающее уведомление, которое привлекает внимание пользователя и несет ему явную выгоду
Шаг 4. Создание контента
После утверждения вами стратегии и дизайна начнется непосредственно создание контента. Будьте на связи с авторами и редакторами: от вас и ваших сотрудников скорее всего потребуется экспертиза (дать комментарий по теме, прислать нужные материалы, рассказать о нюансах ваших товаров).
Экспертами могут стать разные сотрудники. Руководство расскажет, как создавался магазин, с какими трудностями пришлось столкнуться. Продажники поделятся, с какими вопросами чаще всего обращаются клиенты — из этого можно создать целый пул статей. Даже курьеры могут рассказать занятные истории, которые можно отразить в контенте.
Можно привлекать и сторонних экспертов. В блоге LaModa стилисты ведут рубрику, в которой делятся советами
Шаг 5. Дистрибуция контента
Написать и опубликовать статью — мало, нужно распространить ее по другим площадкам, чтобы о вашем блоге узнали как можно больше людей. Самый простой способ — писать рассылки по базе клиентов и сообщать им о выходе новых статей. Или делать анонсы в соцсетях магазина. Также обратите внимание на внешние площадки: «Яндекс.Дзен», популярные ресурсы типа Cossa, VC.ru, профильные сайты, посвященные вашей нише.
Канал магазина М.Видео на «Яндекс.Дзен»
Отличный способ — договориться со СМИ о публикациях. Это можно сделать как за деньги (в этом случае можете рекламироваться как душе угодно), так и бесплатно (если статья будет интересной и полезной, вам разрешат вставить в нее одну или несколько ссылок на сайт или блог). Заранее решите с командой, смогут ли авторы договариваться о таких публикациях или это придется делать вам самим.
Шаг 6. Анализ результатов
Ведение блога просто ради того, «чтобы был», не самая лучшая идея. Любое действие предполагает результат, который в идеале должен соответствовать заявленным целям. Если вашей целью было привлечение на сайт целевого трафика, смотрите соответствующие цифры в Яндекс.Метрике или Google Analytics. Там же можно проанализировать, по каким запросам пользователи перешли из поисковика в блог, какие материалы стали самыми популярными, а какие бросили читать уже после первого абзаца.
Если вы хотели привлечь новых клиентов, запросите данные у продажников, много ли людей обратилось к ним после прочтения статей. Если нужно повысить свою популярность — отслеживайте охваты, лайки, комментарии, репосты в соцсетях. Анализируйте, какие темы статей больше всего нравятся аудитории, какие вызывают горячие споры, а какие — полный игнор.
И самое главное: с учетом этих данных корректируйте контент-план, отсекайте ненужное и делайте упор на то, что заходит. Это нормальная практика, невозможно с первого раза на 100 процентов угадать потребности ЦА. Только тестирование, только эксперименты, только лабильность и готовность к новому сделают ваш блог действительно интересным и полезным читателям.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте