Меню

Как VR-технологии меняют индустрию развлечений и ритейла

Игорь Бахарев

В сферах развлечений и ритейла активно применяются технологии виртуальной реальности, или VR-технологии. CEO и основатель сети VR-парков развлечений Arena Space Василий Рыжонков рассказал про наиболее интересные способы применения VR и о том, как технологии виртуальной реальности меняют целые индустрии.

Как торговые центры используют VR

Виртуальная реальность превращает торгово-развлекательные центры в destination point — место, куда хочется приходить уже не только за покупками, но и чтобы хорошо провести время. ТРЦ, в котором установлены VR-развлечения, ежедневно привлекает 10—25 тысяч человек, которые приходят за новыми впечатлениями. Это повышает узнаваемость ТРЦ, а также увеличивает среднее время, которое посетитель проводит в торговом центре.

Спрос на VR-технологии в индустрии развлечений и ритейла обусловлен глобальными трендами: Living Digital Lives (жизнь в цифровом мире) и Experience Economy (экономика впечатлений). Люди проводят в цифровом мире всё больше времени, а платят уже не за факт владения какой-либо вещью, а теми ощущениями, которые получают. Виртуальная реальность отвечаем обоим трендам, поэтому она так популярна. 

ТРЦ The Dubai Mall в Дубае открыл парк виртуальной реальности, куда приезжают туристы со всего мира — поиграть в культовые компьютерные игры, но уже не управляя персонажем, а играя вместо него. Парк предлагает ограбить банк в Payday, отстреливать зомби в Walking Dead, управлять суперкаром в Need For Speed, а также испытать незабываемые ощущения в неигровой реальности — например, спуститься на параплане с Бурдж-Халифа — самого высокого здания в мире, которое тоже находится в Дубае.

Виртуальные парки в США, как правило, связаны с супергеройской тематикой — пользователям предлагают побыть Бэтмэном или Железным человеком и спасти мир от преступности. Также американские торговые центры открывают парки с тематикой известных фильмов, например, «Парк Юрского периода» или «Звёздные войны».

Самый крупный VR-парк в Европе находится в бельгийском городе Мускроне. Как и большинство европейских парков, он не привязан к киногероям. Вместо этого парк ориентирован на тимбилдинг: почти все игровые развлечения — командные. 

Испанский парк Aspro создал кинотеатр виртуальной реальности в аквариуме Blue Planet. С помощью технологий виртуальной реальности посетители парка переносятся в гигантский аквариум, плавают среди рыб и взаимодействуют с ними.

Виртуальная реальность позволяет не только плавать с рыбами, но и усиливает вкусовые ощущения от рыбных блюд. Токийский ресторан Tree by Naked совместил технологии виртуальной реальности и высокую кухню. Гость ресторана надевает VR-шлем — и перед глазами появляются световые шоу, красочные визуальные рассказы об изысканной гастрономии, интерактивные элементы взаимодействия с пространством. Звуки и запахи будоражат аппетит и заставляют писать отзывы о том, что Tree by Naked — поистине уникальное место. В ресторане подают только ужин, его стоимость составляет 10 000 рублей с человека. При этом все столики ресторана вмещают всего восемь человек — бронировать приходится за два—три месяца. 

В России примеров применения технологии виртуальной реальности меньше, чем за рубежом, но VR постепенно приходит в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города. Появляются федеральные сети VR-парков в торговых центрах, некоторые компании упаковали VR-бизнес и продают франшизу. По данным InvestForesight, российские VR-технологии конкурируют с мировыми на равных, в частности, за счёт компании ARena Space, но несмотря на это, в самой России торговых центров с собственными парками пока что сравнительно мало. Намного активнее VR применяется в ритейле.

В каких сферах ритейла применяется виртуальная реальность

Неважно, что вы продаёте — вы можете использовать технологии виртуальной реальности с любым товаром. Это уже доказали компании из самых разных сегментов ритейла: Ikea, Audi, Topshop, Snapchat. Технологии позволяют посетить примерочную, расставить дома мебель или подержать в руках последний Айфон, не вставая с дивана. 

Основная задача виртуальной реальности в ритейле — дать покупателю товар до покупки и сделать это как можно быстрее. Когда девушка с помощью мобильного приложения может в течение получаса подобрать для себя идеальный макияж — понятно, что она купит тени и помаду в магазине, который выпустил это приложение. 

Использование VR отдельными магазинами превращается скорее в необходимость, нежели в конкурентное преимущество, а VR-технологии в целых торговых центрах — это набирающий популярность тренд. Чтобы привлечь больше посетителей, собственники моллов привлекают арендаторов, которые используют виртуальную реальность в своих торговых точках, а также сами инвестируют в VR.

Как VR-технологии влияют на рынок ритейла

Исследование Forbes говорит, что 40% покупателей готовы переплатить за товар, если получают возможность протестировать его в виртуальной реальности до покупки. Магазин, который даёт такую возможность, повышает не только прибыль, но и уровень удовлетворённости потребителей — а довольный клиент склонен вернуться за новыми покупками. 

BizReport провёл опрос, где 61% покупателей признались: наличие в магазине VR-технологий стимулирует к покупке сильнее, чем консультация продавца, скидка или завлекающая реклама. Опрошенные потребители заявили, что после тестирования продукта в виртуальной реальности покупают даже то, что не планировали.

VR повышает вовлечённость пользователей, формирует доверие и лояльность к конкретному магазину или торговому центру. Центры, которые предлагают еще новый для большинства потребителей VR-опыт, привлекают значительно больше клиентов. По отчёту CB Insights, 57% посетителей ТЦ, которые побывали в VR-парке развлечений или испытали другой VR-опыт, вернутся в этот торговый центр за покупками. В среднем, с открытием VR-развлечений поток новых посетителей торгового центра увеличивается в 1,2 — 1,5 раз, в зависимости от масштабов VR-парка.

Технологии виртуальной реальности стимулируют спрос, облегчают выбор и покупку вещей, создают интересные мероприятия и провоцируют внимание общественности. Компании, которые продвигают продукцию с помощью дополненной реальности, и придумывают новые способы использования VR-технологий, станут основными игроками на рынках ритейла и развлечений. Торговые центры привлекают покупателей новыми VR-парками и превращаются из магазинных рядов в места для проведения досуга.



Материал по теме

"Пятерочка " откроет свой аналог Amazon Go уже в октябре

Материал по теме

Как алгоритмы "скликивают" заказы: опыт Instacart

Материал по теме

Автоматизация онлайн-ритейла: с чего все началось в России и к чему пришло

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon и Lamoda встроят товары в кинофильмы

Онлайн-площадки Ozon и Lamoda станут партнерами площадки Сберанка SberDevices. Этот сервис видеошопинга интегрирует ассортимент маркетплейсов в видеоконтент ТВ-приставки. Как будет работать новый рекламны...

InfoLine: к 2022 году онлайн-продажи продуктов питания в России составят 400 млрд. рублей

К 2022 году онлайн-продажи продуктов питания в России составят 400 млрд. рублей, но прибегать к такому способу покупки будут лишь 10% населения РФ. Такой прогноз представил на полях выставки WorldFood Mosco...

"Пятерочка " откроет свой аналог Amazon Go уже в октябре

Первый магазин без кассиров "Пятерочки" откроется в Новой Москве, в жилом районе Испанские кварталы в октябре. Как рассказал гендиректор сети Сергей Гончаров, новый магазин будет называться "Пятерочка Экспр...

"Ашан" меняет формат в пользу онлайна

Крупные магазины "Ашан" формата "гипермаркет", которые на данный момент составляют 75% бизнеса сети, будут сокращать свои площади и менять ассортиментную политику. Об этом рассказал генеральный директор "Аш...

"Почта России": eCommerce не оправился от карантина

Число отправлений в сфере электронной коммерции снизилось в сентябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из очередного отчёта "Почта Барометр", подготовленного экспертами "Почты Росси...

AliExpress впервые проведет собственную конференцию для малого и среднего бизнеса

8 октября 2020 года компания AliExpress проведет первую конференцию для малого, среднего и крупного бизнеса - AERO (AliExpress Russia Online Conference). Мероприятие пройдет онлайн и объединит более 5 00...