Как вернуть диджеев и повысить конверсию на 27%

Игорь Бахарев

Региональный директор Dynamic Yield по России, СНГ и Восточной Европе Андрей Тыщенко поделился с E-pepper.ru интересной историей, как немецкий маркетплейс Chal-Tec потерял и затем вернул лояльную аудиторию с помощью персонализации. 

От нишевой модели к мультикатегорийной

Немецкий гигант электронной коммерции Chal-Tec (http://chal-tec.com) с годовым доходом более €100 млн начинал свою деятельность как обычный интернет-магазин под названием Electronic Star, специализирующийся исключительно на профессиональном аудио-оборудовании для диджеев. Однако в эпоху бурного роста Amazon и его выхода на региональные рынки многие нишевые магазины оказались вне конкуренции и были вынуждены изменить свою бизнес-стратегию и позиционирование. Практически единственным шансом выжить для них оказалось преобразование в формат мультикатегорийного ритейла.

Первым шагом для Electronic Star на ее пути под стало расширение линейки аудио и видео аппаратуры. Помимо специализированного оборудования магазин стал продавать и аудиотехнику для массового рынка.

Вторым шагом онлайн-ритейлер вышел за границы сегмента аудио/видео и стал предлагать покупателям широкий ассортимент товаров массового спроса, включая бытовые приборы, спортивные товары, товары для дома, оборудование для сада и т.д.

В итоге последовательной политики компании был образован холдинг, под управлением которого находится сегодня порядка 45 розничных брендов.

Первые победы – первые потери: исход диджеев

Новая стратегия позволила уверенно противостоять Amazon на немецком рынке. Онлайн-ритейлер   значительно расширил аудиторию за счет новых категорий товаров и привлечения новых пользователей и на первом этапе быстро увеличил и конверсию, и доход.

Но вскоре финансовые показатели начали падать в силу оттока части клиентов. Освоив массовый рынок, интернет-магазин оставил за бортом своих основных почитателей – самую «старую», исторически первую и наиболее лояльную аудиторию – диджеев и всех, кто имеет отношение к профессиональному аудио-оборудованию, собственно, тех, для кого в свое время был основан бренд Electronic Star. Эта категория пользователей оказалась в замешательстве из-за значительно расширившейся линейки продуктов, не предназначенных для их нужд. В поисках наушников и микрофонов они натыкались на бумбоксы и автомагнитолы, пробираясь к диджейским пультам, лавировали между тренажерами и уклонялись от газонокосилок.

 Столь тернистый путь к цели не доставлял им удовольствие, а спецпредложения и скидки на утюги и электрокамины вызывали раздражение. Не получив должной порции внимания, к которой они привыкли за многие годы, а также квалифицированных ответов на свой запросы, вчерашние «бренд амбассадоры» разочаровывались и уходили к конкурентам – тем, кому удалось сохранить подходящую для них специализацию, и кто был готов общаться с ними на одном языке. Отток лояльных клиентов нанес серьезный урон финансовым показателям компании. Нужно было искать способы во что бы то ни стало их вернуть.

Спасательная операция: персонализируй это!

Увеличение расходов на рекламу и снижение цен не увенчались успехом, равно, как и другие попытки остановить отток и вернуть основную аудиторию. Компания предлагала специальные скидки, проводила промо-акции для аудио-сегмента, рассылки с купонами, но все эти действия не помогли решить ключевую проблему и, в лучшем случае, приводили к краткосрочным пикам продаж на низкой маржинальности, после чего все быстро возвращалась на круги своя.

В конце концов руководство компании решило опробовать технологии персонализации и стало искать подходящую платформу, которая смогла бы решить следующие задачи:

·         с высокой точностью таргетировать клиентов, заинтересованных в профессиональном аудио-оборудовании;

·         четко определять пользовательский опыт и составлять портрет потенциального покупателя;

·         обеспечить последовательный персонализированный подход к каждому такому клиенту на сайте (во всех разделах!);

·         в автоматическом режиме управлять контентом – будь то баннеры, акции, спецпредложения, предлагаемые категории или товарные рекомендации. Выбранная категория пользователей должна была получать особый контент, предназначенный исключительно для ее глаз, подобранный на основании ее персональных интересов и конверсии.

В итоге Chal-Tec остановила свой выбор на платформе Dynamic Yield. Разработка и запуск кампании заняли сутки. 

Мы с тобой одной крови – ты и я!

Кампания персонализации включала в себя два этапа. На первом происходила мгновенная идентификация пользователей, заходящих на сайт интернет-магазина. Система определяла и выбирала нужного ей посетителя на основании истории просмотров – в какие разделы сайта он заходит, какие категории и товары просматривает, в каком количестве, добавляет ли в корзину, как часто возвращается к тем же категориям и товарам в последующих сессиях и т.п.

В случае распознания ожидаемого объекта (покупатели, заинтересованные в профессиональном аудио-оборудовании) включалась персонализация – маскировка каждого элемента веб-сайта под выбранную аудиторию. На какой бы странице не находился потенциальный покупатель, в котором платформа «разглядела» диджея, он видел только то, что вписывается в сферу его интересов. «Погружение» в тему начиналось со стартовой страницы сайта…

Рис 1.jpg

… и продолжалось на протяжении всего пребывания посетителя в интернет-магазине. Менялся даже логотип (к нему добавлялась уточняющая фраза, четко ориентированная на интересы целевой аудитории) ...

 Рис 2.jpg

… и элементы навигации. Полное меню заменялось на специализированное – заточенное на предпочтения и возможные запросы со стороны «DJ Lovers». Никакой домашней утвари и беговых дорожек, только колонки, рекордеры и сабвуферы.

Рис 3.jpg

В результате всех этих преобразований активность сегмента «DJ lovers» по уровню конверсии оказалась выше на 37%, чем у всей остальной аудитории в целом, что, в свою очередь, привело к беспрецедентному для e-commerce увеличению конверсии в целом по магазину на 27%. 

Камуфляж для садоводов

Достигнутый успех вдохновил топ-менеджмент на новые шаги в сфере персонализации. Следом за диджеями и другими покупателями профессионального оборудования были выделены и подробно описаны и другие целевые аудитории интернет-ритейлера – домохозяйки, любители спорта и фитнеса, садоводы и «дачники» и другие.

В итоге для каждой из этих категорий платформа сформировала особый подход на уровне визуализации, подачи информации, приоритетных товаров, текстов и т.д. С учетом интересов и покупательских предпочтений той или иной аудитории, сайт Chal-Tec – как хамелеон – преображается в зависимости от того, кого он видит перед собой (мгновенный портрет «рисует» платформа).    

 Так, например, для домохозяек он выглядит так:

 Рис 4.jpg

Для садоводов и любителей активного образа жизни – так:

 Рис 5.jpg 

Для увлекающихся спортом и фитнесом – так:

 Рис 6.jpg

 

 Искусственный интеллект на службе ритейла

Опыт Chal-Tec – хороший пример работы с разноплановыми аудиториям в рамках одного сайта и убедительное доказательство того, что мультибрендовость, диверсификация и широкий ассортимент – не повод игнорировать специфические интересы каждой из покупательских категорий.

Технологии искусственного интеллекта, заточенные под нужды онлайн ритейла, могут превратить онлайн гипермаркет во множество специализированных магазинов, каждый из которых ориентирован на отдельный сегмент клиентов и персонализирован в соответствии с их потребностями и предпочтениями. При этом обеспечить индивидуальный подход к покупателю можно в любой точке контакта с ним – будь то веб-сайт, мобильное приложение, электронная почта или колл-центр.

Материал по теме

В полном объеме: отличия и эффективность 3D-фото, 3D-видео и 3D-обзоров

Материал по теме

2020 год на рынке логистики: самые интересные кейсы российских игроков

Материал по теме

Как фуд-ритейлеру запустить eСommerce и на чем не нужно экономить: история Bringston

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Fashion Tech Day 2021

2 марта в конгресс-центре “Экспоцентр” на  Краснопресненской набережной UPGRADE проведёт IV Fashion Tech Day —  место встречи технологических компаний и Fashion-ритейлеров, российских и международных модных...

Книги из "Читай-города" доставят в отделения Сбербанка

С 1 марта клиенты, оформившие заказ на сайте книжного интернет-магазина "Читай-город", смогут воспользоваться услугой бесплатной доставки от СберЛогистики. Посылку можно получить в пунктах выдачи заказо...

Домкрат весом в 32 грамма: обратная сторона социальной коммерции

В Швеции набирает обороты волна интернет-мошенничеств, связанная с покупками через социальные сети. Одной из её жертв стал Хокан Васен, который заказал в магазине на FaceBook электрический домкрат. Через месяц ...

"Пятерочка" привела экспресс-доставку в малые города

Торговая сеть "Пятерочка" впервые запустила экспресс-доставку в малых городах - теперь услугой могут воспользоваться жители Дзержинска в Нижегородской области и Зеленодольска в Республике Татарстан. ...

H&M вынуждена обновляться из-за популярности онлайн-продаж

H&M объявила о намерении обновить свою сеть из 5000 магазинов. Причиной стали новые покупательские привычки, которые сформировались в пандемию: многие клиенты из-за коронавируса привыкли заказывать товары о...

Сумма продаж через интернет-блоги увеличилась на 64% за год

По данным партнерской сети Admitad, сумма продаж через интернет-блоги и онлайн-СМИ в России всего лишь за год увеличилась на 64%. При этом россияне готовы совершать все более крупные покупки по рекоменд...