Как оптимизировать доставку в онлайн-ритейле: кейс "Онлайн Трейд" и Veeroute
Игорь Бахарев
В 2020 году розничная торговля поневоле пережила цифровую революцию. Главными игроками в эпоху пандемии COVID-19 стали интернет-магазины и курьерские службы - в начале самоизоляции их обороты увеличились в несколько раз.
Вместе с продажами растёт и нагрузка на логистику. Чем больше заказов, тем выше риск ошибки, и тем сложнее отслеживать ход доставки. При этом каждый заказ нужно привезти вовремя, чтобы не потерять доверие клиентов.
В этом кейсе мы расскажем, как интеграция комбинаторного оптимизатора изменила работу крупного онлайн-ритейлера в период пандемии, и каких результатов удалось при этом достичь.
О клиенте
Интернет-магазин "Онлайн Трейд" - это одна из крупнейших фигур на российском рынке e-commerce. Компания работает с 1998 года и продолжает успешно развиваться в условиях высокой конкуренции.
Основной профиль компании - розничная онлайн-торговля. Каталог товаров включает в себя более 350 000 позиций: от электроники и товаров для дома до зоотоваров и продуктов питания.
Розничная сеть "Онлайн Трейд" насчитывает более 275 пунктов выдачи в 102 городах России. Ежедневно сотрудники интернет-магазина обрабатывают тысячи заявок со всей страны.
Начало сотрудничества
Потребность оптимизировать планирование доставки появилось у команды интернет-магазина "Онлайн Трейд" в мае 2020 года. В компании приняли решение использовать для этого оптимизатор Veeroute.
Это был непростой период. Спустя 2 месяца самоизоляции многие интернет-магазины столкнулись с беспрецедентной нагрузкой. Вспомним, как это было:
● 10 миллионов человек начали впервые покупать товары онлайн в первые месяцы пандемии.
● 430% составил рост онлайн-продаж товаров повседневного спроса, по сравнению с весной 2019 года.
● В 7 раз увеличился спрос на доставку продуктов питания, почти в 3 раза - на доставку одежды и обуви, в 2 раза - на доставку товаров для дома.
Непрогнозируемый рост продаж - а вместе с ним и рост объёма работы - коснулся и нашего будущего на тот момент клиента.
В первом квартале 2020 года курьерская служба "Онлайн Трейд" ежедневно доставляла около 300-400 заказов по Москве и Московской области. С началом самоизоляции их число увеличилось до 1000 в день - в 2-3 раза.
Какие при этом возникли проблемы?- Стало сложнее контролировать ход доставки. В работу вмешивался человеческий фактор, а с ростом числа заказов получить обратную связь становилось всё сложнее.
- Появилась дополнительная операционная нагрузка на сотрудников отдела логистики. На момент запуска проекта планированием маршрутов занималось четыре человека.
Справиться с новым объёмом работы и сохранить высокий уровень качества сервиса - это непростой вызов, особенно во время пандемии. Поэтому руководство "Онлайн-трейд" приняло решение привлечь Veeroute в качестве технологического партнёра для оптимизации доставки.
Задачи
Оптимизатору предстояло решить две задачи:
1. Сделать ход доставки максимально прозрачным.
Прозрачность доставки подразумевает возможность ежесекундно получать актуальную информацию о том, где водитель находится в данный момент, и в каком статусе пребывают закреплённые за ним заказы.
Для чего это нужно?
Прозрачность позволяет:
● Контролировать качество обслуживания клиентов и своевременно обрабатывать поступающие вопросы и возражения.
● Снизить влияние человеческого фактора на ход и качество работы.
● Собирать максимально точные данные о времени доставки и получать более достоверные результаты анализа транспортной системы.
2. Сократить время планирования маршрутов.
До внедрения оптимизатора планирование маршрутов ежедневно занимало несколько часов.
Несмотря на то, что в системе 1С клиента уже был установлен планировщик маршрутов, вся операционная работа производилась вручную и оттягивала на себя большую часть рабочего времени и внимания сотрудников.
Автоматизация позволила бы сократить время планирования маршрутов. В то же время она смогла бы предоставить логистам возможность сфокусироваться на стратегическом развитии логистической сети и улучшении качества обслуживания клиентов.
Интеграция
Проект стартовал в июне 2020 года. Оптимизационный движок Veeroute был успешно интегрирован с установленной у клиента системой 1С.
Процесс интеграции занял одну неделю. Внедрение оптимизатора прошло быстро и не встретило задержек со стороны клиента.
Руководство компании предложило сразу же запустить разработанное решение в операционную деятельность.
Это был рискованный шаг. Перед отделом логистики встала ответственная задача: освоить незнакомый инструмент в процессе обычной работы без ущерба для качества обслуживания клиентов. Тем не менее, сотрудники "Онлайн-трейд" блестяще с этим справились. Компании удалось справиться с растущим потоком заказов и быстро адаптироваться к новой рыночной ситуации.
Результаты
Внедрение оптимизатора позволило команде "Онлайн-трейд" вывести систему логистики на новый уровень эффективности. Благодаря успешной интеграции были получены следующие результаты:
1. Процесс выполнения доставки стал полностью прозрачен.
Инструменты Veeroute позволяют ежесекундно отслеживать местоположение водителя. Логист и менеджер по работе с клиентами могут точно узнать, когда был доставлен каждый заказ, сколько времени водитель затратил на дорогу, и было ли соблюдено временное окно.
Точная информация позволяет контролировать качество сервиса и анализировать транспортную систему. Оптимизатор, в свою очередь, использует эти сведения для расчёта стохастических параметров маршрутов.
2. Время планирования сократилось с нескольких часов до 20 минут.
До внедрения оптимизатора планирование маршрутов происходило в два этапа:
- Большую часть доставок логисты планировали в течение дня.
- После возвращения всех курьеров логисты выясняли, сколько доставок было перенесено на следующий день, и планировали их заново, повторно выполняя ту же самую работу.
После интеграции логисты получили возможность планировать все маршруты сразу, за один этап - после возвращения курьеров.
Переход на новую схему работы позволил сократить расход рабочего времени. Планирование и перепланирование маршрутов с помощью оптимизатора занимает не более 20 минут.
Теперь вместо ручной обработки маршрутов специалист занимается выбором наиболее эффективного плана из предложенных - оптимизатор составляет их автоматически с учётом входных данных.
Внедрение оптимизатора позволяет логистам уделять больше внимания настройке системы для повышения качества планирования, совершенствованию транспортной сети и улучшению сервиса.
3. Эффективность маршрутов позволила оптимизировать ресурсы.
Ещё один неожиданный итог внедрения оптимизатора: компания "Онлайн Трейд" решила отказаться от доставки пешими курьерами.
Изначально пешие курьеры доставляли заказы в пределах МКАД, потому что внутри Садового кольца водителям было сложно парковаться. Тем не менее, оптимизатор показал, что пешие курьеры - это далеко не самый удобный и рентабельный способом доставки.
Тем не менее, с отказом от пеших курьеров, за счет повышения эффективности маршрутов, компании "Онлайн Трейд" не понадобилось увеличивать численность транспортного парка.
Было выбрано более конструктивное решение: теперь в каждой машине, которая едет в район, где сложно парковаться, должно находиться два сотрудника: водитель и экспедитор.
Подведём итоги
Спустя полгода после запуска проекта мы попросили нашего клиента рассказать о том, каких результатов компании "Онлайн Трейд" удалось добиться в результате внедрения оптимизатора Veeroute. Вот эти цифры:
● С 2 часов до 20 минут сократилось среднее время планирования.
● С 1,5 часов до 30 минут сократилось минимальное временное окно.
● На 20% увеличилось количество заказов на одну машину внутри МКАД. Теперь оно составляет, в среднем, 35-40 адресов.
При планировании появилась возможность учитывать габариты товаров, а при передаче товара клиенту стало возможно гибко рассчитывать времена работы в зависимости от типа товаров. Эти параметры позволили компании дополнительно повысить качество сервиса.
"Внедрение оптимизатора Veeroute позволило нам вывести логистику на новый уровень качества и эффективности. Мы планируем и дальше пользоваться этим инструментом. Опыт показывает, что единственное средство, позволяющее бизнесу выиграть в конкурентной борьбе за клиента - это технологии", - отмечает Сергей Посеуков, генеральный директор "Онлайн Трейд".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте