Как маркетплейсы завышают число своих селлеров: аналитика
Игорь Бахарев
Официальные данные по количеству продавцов и по количеству успешных магазинов на торговых площадках завышены в несколько раз. Такое утверждение сделали эксперты экосистемы MPGO, которые совместно с аналитическим сервисом для маркетплейсов Shopstat и банком "Модульбанк" проанализировали продажи на Wildberries и Ozon.
В последние годы популярность маркетплейсов растет, а вместе с ней растет и индустрия услуг, помогающих "стать миллионером на маркетплейсе". Недобросовестные продавцы обучающих курсов утверждают, что зарабатывать миллионы легко, а покупатели уверены, что продавцы купаются в золоте. Так ли это? Авторы настоящего исследования ставили перед собой два ключевых вопроса: сколько на самом деле селлеров работает на Wildberries и Ozon, и сколько из них на самом деле продает товары на миллионы рублей в месяц.
Самый крупный российский маркетплейс - Wildberries. Data Insight приводит данные самой площадки, согласно которым на Wildberries работает около 840 тысяч активных продавцов. Настоящее исследование показало, что на Wildberries в августе 2023 года было 192 215 активных продавцов - селлеров, которые имеют от 30 продаж в месяц. По данным на август 2023 года, только около 18% селлеров на Wildberries имеют выручку свыше 1 миллиона рублей в месяц.
В целом же статистика Wildberries на август 2023 года выглядит так:
-
49,71% продавцов имеют оборот менее 100 тысяч рублей
-
23,92% имеют оборот от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей
-
8,32% продавцов имеют оборот от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей
-
12,32% продавцов имеют оборот от 1 млн до 5 млн рублей
-
3,83% продавцов имеют оборот от 5 до 15 млн рублей
-
1,90% имеют оборот свыше 15 млн рублей
Второе место по популярности - у маркетплейса Ozon. Data Insight приводит данные самой площадки, согласно которым на Ozon работает около 120 тысяч. Настоящее исследование выявило на Ozon 123 652 активных продавца. Процент миллионеров на Ozon ниже, чем на Wildberries - от общего количества активных продавцов селлеров с оборотом более 1 млн рублей в месяц всего 13,05%.
Распределение продаж в августе 2023 года на Ozon:
-
55,32% продавцов имеют оборот до 100 тыс. рублей
-
24,43% имеют оборот от 100 до 500 тыс. рублей
-
7,21% селлеров имеют оборот от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей
-
9,22% имеют оборот от 1 млн рублей до 5 млн рублей
-
2,33% продавцов имеют оборот от 5 млн рублей до 15 млн рублей
-
1,50% оборот свыше 15 млн рублей
"На основе имеющихся у нас данных можем сделать вывод, что на Wildberries новичкам по разным причинам сложнее развиваться. Количество селлеров, делающих до 100 продаж в месяц держится примерно на одном уровне уже почти год. При этом, продавцы с оборотом 15+ млн в месяц активно растут. Следовательно, рост оборота Wildberries очень сильно зависит от самых крупных селлеров", - рассказывает Алексей Сергеев, руководитель Shopstat.ru.
На Ozon, по словам Сергеева, картина противоположная: большое внимание к онбордингу новых селлеров даёт их постоянный рост, тогда как крупные селлеры и по количеству и по среднему обороту остаются примерно на одном уровне в течение года. На обоих маркетплейсах у подавляющего большинства продавцов меньше 100 продаж в месяц. И внутри этой когорты средний оборот приблизительно равен 30 тыс. рублей в месяц, с тенденцией к снижению.
"Реальная картина выглядит так, что крупнейшие игроки рынка маркетплейсов регулярно и существенно завышают количество реальных селлеров - на самом деле на площадках меньше продавцов, чем они сообщают, вероятно, маркетплейсы подсчитывают только количество регистраций и не афишируют количество "мертвых аккаунтов". Возможность быстрого и легкого старта, которую транслируют всевозможные курсы, преувеличена", - добавляет коммерческий директор MPGO Тимур Сабиров.
В частности, Сабиров уверен, что тезисы о том, что стать миллионером можно в течение пары месяцев после вложений в размере 10 тысяч рублей, не соответствуют действительности. Всего 2,5% продавцов зарабатывают от 5 до 15 млн рублей в месяц. Вместе с тем можно утверждать, что и заявленная перенасыщенность рынка не более чем преувеличение, поскольку есть свободные ниши, в которых можно вырасти.
"Исследование показало, что есть необходимость более реальных ожиданий для продавцов о работе на маркетплейсах и подчеркивает важность осторожного и внимательного подхода к обучающим курсам, которые обещают "миллионы продаж в первый месяц работы на маркетплейсах". Действительно, мы можем констатировать факт, что порог вхождения на Wildberries с каждым месяцем становится все выше, а "вступительные взносы" укрепили положение топовых игроков, которые могут вложить больше средств в продвижении своего бренда, последние же нововведения, в целом, ограничивают возможности среднего селлерского сегмента", - заключает директор Модульбанка по маркетплейсам Ирина Максюта.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте