Как исследовать ЦА при подготовке маркетинговой стратегии: несколько советов
Игорь Бахарев
На развитие любого бизнеса влияют тренды поведения ЦА, рыночная ситуация, конкурентное окружение. Маркетинговые исследования позволяют действовать зряче, снять неопределенность и строить эффективные маркетинговые стратегии (МС).
Руководитель группы продуктовых и маркетинговых исследований Ingate Дарья Гребенькова рассказывает, какие существуют доступные методы исследований рынка, конкурентов и целевой аудитории и как правильно их проводить для получения релевантных данных.
За последний год Дарья провела более 10 отраслевых исследований рынков, имеет большой опыт в проведении интервью (100+) с клиентами в рамках custdev для проверки гипотез и в построении системы мониторинга удовлетворенности клиентов.
Для чего бизнесу нужна аналитика рынка
Для начала давайте определимся, что же такое ЦА и что мы подразумеваем под исследованием целевой аудитории.
Целевая аудитория – это группа людей, объединенных схожими характеристиками, которые с наибольшей вероятностью купят ваш продукт или услугу. При определении ЦА важно именно выделить общие признаки, не брать слишком большие группы, например, если ЦА – семейные люди, то определить доход, возраст, сферу работы и т. д.
Исследование целевой аудитории – это анализ, с помощью которого изучают, кому и почему нужен товар или услуга. Его проводят, когда хотят запустить новый продукт, протестировать его или улучшить уже существующий.
1. Понять, сколько вашей ЦА на рынке, на сколько она достижима в рамках выбранной стратегии.2. Замерить уровень узнаваемости компании и основных конкурентов, узнать критерии выбора/отказа от исследуемого продукта или услуги. Можно построить воронку лояльности к бренду, когда мы движемся от уровня “подсказанного” знания бренда, совершения покупки аудиторией когда-либо до планирования покупки в будущем, или причины отказа от нее.
3. Выявить, что думает ЦА о вашем продукте, особенности потребления и спроса (где именно покупают продукт, почему в этом месте, как часто совершают покупку, какие критерии выбора или отказа от продукта.
4. Проанализировать отношение пользователей к подготовленному контенту, рекламному баннеру, слогану, ролику и др.
5. Скорректировать тактику коммуникации с потенциальными клиентами в итоговой стратегии и др.
Исследование ЦА: как это сделать доступными методами
В данном случае важно обратить внимание на выборку, чтобы было опрошено достаточное количество людей. Для определения оптимального числа можно воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами.
Данная методика дает понять объем рынка сбыта вашего продукта или услуги, позволяет оценить потенциал рынка/продукта для принятия стратегических решений по целеполаганию и дальнейшему его развитию. Давайте рассмотрим, какие понятия включает данная методика:
PAM (потенциальный объем рынка) – это глобальный рынок, не ограниченный географией или другими факторами.
TAM – общий целевой объем рынка, на котором можно продать ваш продукт. Показатель включает всех потенциальных клиентов, в том числе тех, кто уже покупает у ваших конкурентов или даже не покупает товары-аналоги.
SAM (доступный объем рынка) – доля от TAM. SAM показывает, сколько денег уже тратится на решения, похожие на ваши. SAM – это рынок прямых конкурентов и аналогов.
SOM (реально достижимый объем рынка) – доля от SAM. Это объем продаж, который компания может получить с помощью доступных ей инструментов.
Подробнее рассмотрим различие этих показателей на примере расчета ЦА для косметологического кабинета, где 1 прием косметолога стоит 2 тыс. рублей.
Какие есть ресурсы и полезные сервисы для изучения ЦА
Прежде чем мы рассмотрим ресурсы, давайте научимся определять, а стоит ли использовать тот или иной сервис для аналитики. Какие важные свойства данных должен отражать ресурс?
-
Полнота. Информации достаточно для принятия решений.
-
Актуальность. Информация соответствует условиям текущего времени.
-
Достоверность. Информация качественная и точная.
-
Доступность. Информация предоставлена в понятном формате.
Если один из этих параметров отсутствует, вы все равно можете использовать ресурс. Но необходимо понимать все риски, связанные с этим, и искать дополнительные источники информации, чтобы дополнить имеющиеся данные.
Ресурсы, которыми рекомендуем пользоваться:
-
msp.nalog.ru;
-
rosstat.gov.ru;
-
euromonitor.com;
-
базы данных – export-base.ru, spark-interfax.ru;
-
данные отраслевых ассоциаций.
Плюсы: свободный доступ, доступны онлайн, высокая достоверность.
Минусы: сырые данные, их нужно сначала интерпретировать прежде, чем встроить в стратегию, часто «недружественный» интерфейс, сложно разобраться, какие данные можно получить.
Ресурсы:
-
businesstat.ru,
-
marketing.rbc,
-
sberindex.ru,
-
yandex.ru/company/researches,
-
tinkoff.ru/data.
Плюсы ресурсов: полнота и достоверность данных, уже готовое исследование, которое сразу доступно.
Минусы: дорого, быстро теряют актуальность, не всегда отвечают на ваш маркетинговый вопрос, так как исследование делается не под вас, а для широкого использования.
Данные по ecommerce
Ресурсы:
-
datainsight.ru,
-
akit.ru,
-
e-pepper.ru.
Плюсы: регулярность – ежегодная или чаще отчетность, возможность просмотра динамики, уникальность данных.
Минусы: статистика выходит с запозданием, например АКИТ.
Ресурсы:
-
nielsen.com,
-
ipsos.com,
-
ey.com,
-
pwc.com.
Плюсы: высокое доверие источнику, независимость, можно наблюдать статистику по миру, сравнивать с РФ, глубокий уровень отраслевого анализа (например, nielsen.com, ipsos.com отдают много информации о потребительских рынках, FGMCG, покупательском поведении), регулярные трекинговые волны.
Минусы: готовое исследование не всегда отвечает на ваш маркетинговый запрос, требует переработки данных, данные представлены на иностранных языках, дорого, если исследование на заказ.
Ресурсы:
-
НАФИ/nafi.ru,
-
ГФЛ/gfk.com,
-
РОМИР/romir.ru
Плюсы: достоверность, данные основаны на масштабных опросах населения, регулярные трекинговые волны, актуальная статистика по насущной повестке, совместные исследования с другими игроками, например Яндексом.
Минусы: может не оказаться данных именно под вашу отрасль.
Ресурсы:
-
t.me/opendatarussiachat,
-
t.me/stratchat,
-
t.me/resource6s
-
+ чаты и каналы названных ранее агентств.
Плюсы: актуальность, скорость получения, бесплатно.
Минусы: достоверность сомнительная, кто-то может просто выдернуть данные из контекста, требуется проверка источника – доверять/не доверять.
Ресурсы:
-
«Анкетолог»,
-
TIBURON research,
-
«Яндекс.Взгляд»,
-
SurveyMonkey.
Плюсы: оперативность, сами закрываете любой свой запрос, доступность B2C ЦА, возможность получить отчет с анализом за доп. плату.
Минусы: нужно разбираться с функционалом и проектированием анкет, сырые данные, которые нужно перекладывать в выводы, ограниченный объем B2B ЦА.
Как применять полученные данные в маркетинговой стратегии
«Данные – это новая нефть» − данное утверждение очень актуально в 2022 году. Рассмотрим, как их применить.
Данные о количестве ЦА и потенциале. Понимаем, где ЦА сидит по площадкам, определяем объем онлайн-аудитории на площадках, формируем медиаплан и проверяем, насколько достигается или не достигается цель/объем.
Результаты тестирования слогана, креатива, идеи. После определения площадки можем делать разные коммуникационные посылы, сообщения и подобрать рекламные инструменты/форматы. Понимаем, как коммуницировать с разными группами ЦА, какие УТП применить.
Знание сильных и слабых сторон продукта и сравнение с конкурентами. Смотрим, каким инструментарием можно отстроиться от конкурентов и где обязательно нужно присутствовать. Делаем связку с коммуникационными сообщениями, посылами.
Результаты замера узнаваемости. Можем оценить эффективность РК, насколько кампания оказалась удачной, требуется ли корректировка маркетинговой стратегии. Необходимы замеры на старте, в промежутке и по окончании РК.
Для каждого клиента мы подбираем набор инструментов и методов, которые подходят для анализа именно его ЦА. Это помогает правильно определить цели маркетинговой стратегии и способы их достижения.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте