Как интегрировать мультипикинг при сборке в супермаркете: опыт "Ленты Онлайн"

Игорь Бахарев

Мультипикинг - это параллельная сборка, при которой комплектовщик одновременно собирает и передает на доставку заказы. О том, как мультипикинг помогает "Ленте Онлайн" быстрее комплектовать больше заказов и доставлять их клиентам вовремя без ущерба качеству сборки рассказывает операционный директор по онлайн-сервисам "Ленты" Михаил Кузнецов.

Технология мультипикинга активно применяется компаниями для сборки заказов на складах. Им проще внедрить эту технологию для конвейерной сборки. У складов есть преимущество - большое помещение позволяет использовать крупные тележки, в которых сборщики формируют по 6-8 заказов одновременно. Для сборки на базах магазинов существует иная модель - пикинг, когда комплектовщик в приложении видит новый заказ, идет по магазину, собирает их в корзину, комплектует и отправляет на доставку. Из-за ограниченного пространства магазина, а также из-за разницы в расположении продуктовых секций, более узких проходов и наличия обычных покупателей с тележками, формат складского мультипикинга не подходит для магазинов. 

Для чего нужен мультипикинг

Одна из ключевых задач внедрения технологии мультипикинга - это повышение производительности процесса комплектования заказов и масштабирование технологии на всю географию присутствия "Ленты". Параллельная сборка заказов позволяет экономить около 30% времени по сравнению с последовательной сборкой разными комплектовщиками, достаточно легкий процесс масштабирования, помогает собирать еще больше заказов и сокращать время доставки.

Масштабировать мультипикинг быстро достаточно легко - это мы предусмотрели на этапе разработки. Все участники отвечали за свой пул задач в этом процессе: главный инженер сделал тележку, администратор со старшим комплектовщиком рассказали сборщикам, как собирать заказы, а лидеры дивизиона, у которых это уже работает, им помогли. Когда мы подключали Москву и Санкт-Петербург, всех администраторов отправляли в магазины, где уже заработал мультипилинг: они несколько часов смотрели, задавали вопросы, ехали в свои магазины, и им уже было все понятно. За неделю с момента запуска технологии мы могли подключить около 70 магазинов 

Особенности разработки и специальные тележки

Мультипикинг в "Ленте Онлайн" - это полностью in-house разработка. Для модели сборки с витрины магазина, а не с выделенного даркстора и поддержания модели быстрой доставки - это практический уникальный опыт на рынке. Проект стартовал в первом квартале 2022. Собрали команду из штатных специалистов - продакт-оунер, 2 продакта и два дивизионных директора - и сначала на протяжении месяца закладывали логику: писали схемы, описывали критерии, условия для MVP. Мы долго выбирали оптимальную модель, поскольку существует два варианта: либо один комплектовщик собирает несколько заказов, либо один заказ собирает несколько комплектовщиков по аналогии с конвейерной сборкой. Пока мы остановились на первом, но будем тестировать и другую модель. В марте отдали проект на реализацию в разработку - она заняла около трех месяцев. Во второй декаде июня мы уже запустили мультипикинг в некоторых магазинах.

Для того чтобы проект работал идеально нам было необходимо продумать тележку для нашего формата мультипинга. Не так много производителей знают про эту технологию, а те, кто делают похожее специальное оборудование, обычно специализируются на складском. Нам же нужны были особенные тележки, которые бы подходили для сборки заказов в обычном магазине и были удобны для комплектовщиков. Мы разработали их самостоятельно.У нас было 5 вариаций тележек для мультипикинга, которые мы тестировали в магазинах. К универсальному варианту, который предлагают для складов, мы добавили держатели для телефонов, фасовочных пакетов, изменили размер, ручки. Представители производителя приезжали к нам в магазин и вместе с нашими администраторами, комплектовщиками и продакт-оунером проекта замеряли и обсуждали размеры будущего оборудования. Для сборки заказов в эти тележки мы даже прорабатывали отдельные маршруты: обычную тележку можно возить за собой везде, но специальную - только по определенным проходам, потому что с ней нельзя пройти там, где есть паллеты. 

Как работает мультипикинг?

Для сокращения расходов на комплектацию мы в "Ленте Онлайн" реализовали алгоритм объединения нескольких заказов для одновременной сборки. Он происходит в три этапа. Первый - сбор заказов через единое окно, а второй - проверка веса и отсутствия крупногабаритных позиций. Раз в 20 минут мы запускаем итерацию объединения заказов в системе и определяем, можем ли соединить их. Один из критериев при таком подходе - заказы не должны превышать определенного весового значения. После этого мы понимаем пул заказов, которые можно соединить с единым временным окном на передачу в доставку.

Для третьего этапа мы разработали математическую модель на бэкенде, которая помогает определять, какие заказы выгоднее всего собирать вместе, какие отдельно, собирать по 2 или 3 заказа одновременно. К примеру, если мы видим, что у нас есть 2 заказа, в одном из которых молоко, картофель, макароны и салфетки, а в другом - ряженка, морковь, киви, вода, макароны, то в таком заказе мы потенциально можем сэкономить до 50% времени по сравнению с тем, если бы мы их собирали последовательно друг за другом. Наша целевая задача заключается в том, чтобы определить заказы с определенным процентом экономии по времени и передать их комплектовщикам.

После всех итераций задание поступает на терминал комплектовщика, и он видит, какой товар в какую корзину положить. Список позиций выставлен по приоритету секций маршрута сборщика - приоритет секций определяет администратор магазина. Комплектовщик собирает заказ, соблюдая все требования товарного соседства и правила упаковки. 

Материал по теме

Лента ускорила возврат товаров

Материал по теме

Лента нарастила конверсию в 1,5 за счет нового сайта

Материал по теме

Лента предложила корпоративным клиентам экспресс-доставку

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Авито запустил кросс-доставку

Авито предложил своим клиентам функцию кросс-доставки. Теперь продавец сможет отправить заказ через одну доставку, а покупатель - получить товар через другую. Пока такая схема работает только для "Почты России"...

"Русский стандарт": Заказы с курьерской доставкой делают в 13 раз чаще, чем год назад

Количество онлайн-заказов с курьерской доставкой в январе-октябре 2022 года выросло (год-к-году) почти в 13 раз, говорится в исследовании банка "Русский стандарт". При этом клиенты офлайн-магазинов в 4 раза...

"Пятёрочка" готовится запустить скоростную доставку

"Пятёрочка" планирует запустить доставку продуктов в течение 30 минут, рассказал Гендиректор "Пятерочки" Владислав Курбатов.  "Онлайн-предложение должно становиться у нас быстрее. Мы провели исследование и ...

Азбука вкуса получила доступ к клиентам Delivery Club

Клиенты Delivery Club теперь могут заказать продукты, готовую еду и горячие напитки из Азбуки вкуса. Доставка доступна покупателям в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях. ...

Авито облегчит жизнь продавцам товаров из ИКЕА

Авито присоединился к компаниям, выстраивающим рекламные активности вокруг ушедшей шведской компании IKEA. Площадка запустила фильтр "Товары ИКЕА", чтобы пользователям платформы было удобнее искать товары п...

Как клиент выбирает онлайн-магазин: аналитика NielsenIQ

Директор по аналитике и консалтингу NielsenIQ Марина Волкова рассказала об основных факторах, которые сейчас побуждают людей делать покупки в онлайне.  Основным мотиватором для потенциальных онлайн-п...