Исследование "Любимые бренды россиян": ключевые тренды и лидеры 2024 года

Игорь Бахарев

Компания Online Market Intelligence (OMI) опубликовала результаты ежегодного исследования "Любимые бренды россиян". Анализ данных за 2024 год выявил ряд интересных трендов.

Стабильность лидеров. Первая четверка рейтинга – Samsung, Nike, Adidas и Apple – неизменна с 2017 года. Несмотря на уход некоторых брендов с российского рынка, их позиции остаются прочными благодаря параллельному импорту и альтернативным каналам продаж. Похожую картину часто можно встретить и отраслевых рейтингах Топ-10.  

Консерватизм потребителей. В 2024 году наблюдается меньшая динамика в предпочтениях потребителей по сравнению с предыдущим годом. Лидеры в большинстве категорий менялись реже, чем год назад - в 12 категориях из 66 (в 2023 году - в 15).  

Перемены на рынке водки. Единственной категорией, в которой произошла "революция" стала "Водка". Четыре из пяти покинувших Топ-10 брендов - зарубежные: "Абсолют", Nemiroff, "Хортица", Finlandia, причем, бренд "Абсолют" был до 2022 года бессменным лидером рейтинга. Теперь же лидером стал бренд "Царская", поднявшийся в рейтинге на семь позиций. 

Успех экосистем. Компания Ozon продемонстрировала значительный рост в различных категориях. С 2019 года компания сразу на девять пунктов повысила свою позицию в Топ-20 и вошла в первую десятку (8 место). В 2024 году бренд впервые стал участником Топ-10 банков (7 место) и немного улучшил позиции в категории  "Сервисы для путешествий", заняв в 2024 году четвертую строчку рейтинга. Это свидетельствует о растущей популярности экосистемных моделей бизнеса. 

Ограниченный успех китайских брендов. Несмотря на популярность китайских автомобилей в России, китайские бренды не смогли завоевать лидирующие позиции в других высокотехнологичных категориях. Единственное исключение - "Сотовые телефоны, смартфоны или КПК", где шесть из десяти брендов - "китайцы". Правда, на первых двух строчках - Samsung и Apple.  В категориях "Бытовая техника" бренды Haier и Xiaomi остались, но не вошли в первую пятерку, в категории "Электроника" Xiaomi  на четвертом месте. В категории "Автомобили", как и в прошлом году, в Топ-10 ни одного китайского бренда. 

Инфографика_ЛБ2024.png

Лидеры рейтинга

Многие бренды, покинувшие российский рынок, сохраняют ведущие позиции в отраслевых рейтингах. Среди них можно назвать бренд Heinz, лидера в категории "Кетчупы и другие соусы", бренды Nescafe и Jacobs, занимающих верхние строчки в категории "Кофе". Американские бренды Winston, Marlboro и Kent, занявшие первые три места в категории "Сигареты и другие табачные изделия". Ушедшие бренды также лидируют в категории "Автомобили" (BMW, Mercedes-Benz, Toyota), "Фототехника" (Canon, Sony, Nikon), "Спортивные товары" (Adidas, Nike, Puma), и это только часть примеров.

При этом ситуацию с ушедшими брендами трудно назвать оптимистичной. Бренд Zara, хотя и сохранил свое присутствие в рейтинге Топ-20 продолжает сдавать позиции, спустившись с 12 на 15 место. "Заменивший" его в России бренд Maag видимых успехов не добился. BOSCH "падает" второй год подряд, в 2024-м бренд сделал очередной шаг с 10 на 12 место. Автомобильный бренд Toyota, знавший лучшие времена, в 2024 году потерял пять пунктов и занял лишь 14 место. Правда, есть и исключения. Корейский бренд LG поднялся в Топ-20 сразу на семь позиций, заняв 11 строчку.

Среди заметных смен лидеров можно отметить категории: "Водка" (бренд "Царская" поднялся с восьмого места сразу на первое) и "Страховые услуги" (бренд "Ингосстрах" стал лидером впервые, хотя всегда входил в Топ-4 своей категории с 2008 года, когда были начаты измерения). В остальных случаях на первые строчки бренды поднимались со вторых и третьих мест. Так, например, в категории "Журналы" Cosmopolitan вернул себе лидерство, которое удерживал с 2013 года, только в прошлом году опустившись на третью строчку рейтинга.

Пресс-релиз «Любимые бренды россиян» - 2024 - Word_241204214630.jpeg

В Топ-10 категории "Интернет-магазины" впервые попали: российский маркетплейс "Мегамаркет" (6 место), торговая сеть по продаже товаров для жизни, красоты и дома "Золотое яблоко" (8 место) и российский онлайн-сервис доставки продуктов и товаров с полок магазинов "Купер" (бывший "СберМаркет") (10 место).

Отдельно стоит отметить успех бренда "ВкусВилл", который впервые вошел в в 2024 году в Топ-20 и сразу на 16 место. Бренд улучшил свои позиции и в отраслевых рейтингах. В категории "Сервисы доставки готовой еды и продуктов питания" бренд "ВкусВилл" занял четвертую строчку, сместив бренд "Купер" (в прошлом "СберМаркет"). В Топ-10 категории "Продуктовые магазины" бренд "ВкусВилл", появившись в 2020 году на девятой строчке, последовательно улучшал свои позиции, заняв в 2024 году уже шестое место. Интересно, что бренд "ВкусВилл" сумел опередить в Топ-20 бессменного (с 2021 года) лидера своей категории - бренд "Пятёрочка". 

Бренд "Вкусно и точка", заменивший McDonald's, стал в этом году лидером категории  "Кафе и рестораны". И это успех, если вспомнить скептицизм, звучавший при запуске этого проекта, вынужденно "заменившего" McDonald's в 2022 году. Тем не менее, в рейтинге 2022 года присутствовали одновременно и бренд McDonald's (3 место) и бренд "Вкусно и точка" (6 место). В дальнейшем, траектории этих брендов разошлись: в 2024 году "Вкусно и точка" на первом месте, а McDonald's на девятом.

Последовательный подъем в категории "Бытовая химия" в 2024 году принес успех бренду Synergetic. Российский бренд появился в Топ-10 категории в 2021-м. За три года Synergetic поднялся с 8 строчки на первую.

Много категорий отметили обновление сразу на три бренда. В категорию "Интернет-магазины" впервые попали: российский маркетплейс "Мегамаркет" (6 место), торговая сеть по продаже товаров для жизни, красоты и дома "Золотое яблоко" (8 место) и российский онлайн-сервис доставки продуктов и товаров с полок магазинов "Купер" (бывший "СберМаркет") (10 место). Новые бренды в категории "Подгузники": Baby Go (новичок и сразу 5 место), Joonies (7 место), Happy Club (10 место). А в категорию "Журналы" вернулись три бренда: ушедшие из России Vogue (5 место), Playboy (7 место) и Burda (10 место).

Материал по теме

"Почта Global" утонула в претензиях

Материал по теме

Анализ конкуренции между Ozon и Wildberries: взгляд Владислава Бакальчука

Материал по теме

Amazon, вслед за Яндекс Маркетом начал продажи автомобилей онлайн

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Почта Global" утонула в претензиях

Клиенты сервиса доставки "Почта Global", который является партнером "Почты России", более девяти месяцев не могут получить свои посылки из интернет-магазинов Европы и США. В официальных и неофициальных Tele...

Wildberries начинает продавать алкоголь

Wildberries запускает новый сервис – продажу алкогольных напитков с самовывозом из магазинов партнеров. Первым таким партнером стала сеть магазинов "ВинЛаб". Продажа работает по уже отработанной друг...

Анализ конкуренции между Ozon и Wildberries: взгляд Владислава Бакальчука

На фоне меняющейся динамики рынка Владислав Бакальчук, сооснователь Wildberries, в своих недавних письмах делится оценкой ситуации двух крупнейших российских маркетплейсов — Wildberries и Ozon. Безусловно ст...

Яндекс Маркет вводит функцию создания тематических списков товаров

Пользователи Яндекс Маркета получили возможность создавать собственные тематические списки товаров и делиться ими с другими. Это нововведение позволит значительно упростить поиск необходимых товаров, особен...

Amazon, вслед за Яндекс Маркетом начал продажи автомобилей онлайн

Amazon впервые предложил своим клиентам возможность приобрести автомобиль через свою платформу. Новый сервис, названный Amazon Auto, запущен в сотрудничестве с дилерами Hyundai в 48 городах США. Клиенты мог...

Wildberries & Russ представила новый логотип

Объединённая компания Wildberries & Russ объявила о запуске корпоративного бренда и логотипа RWB. Это событие символизирует начало нового этапа в развитии компании и её амбиции стать глобальным игроком, гов...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.