Исследование "Любимые бренды россиян": ключевые тренды и лидеры 2024 года
Игорь Бахарев
Компания Online Market Intelligence (OMI) опубликовала результаты ежегодного исследования "Любимые бренды россиян". Анализ данных за 2024 год выявил ряд интересных трендов.
Стабильность лидеров. Первая четверка рейтинга – Samsung, Nike, Adidas и Apple – неизменна с 2017 года. Несмотря на уход некоторых брендов с российского рынка, их позиции остаются прочными благодаря параллельному импорту и альтернативным каналам продаж. Похожую картину часто можно встретить и отраслевых рейтингах Топ-10.
Консерватизм потребителей. В 2024 году наблюдается меньшая динамика в предпочтениях потребителей по сравнению с предыдущим годом. Лидеры в большинстве категорий менялись реже, чем год назад - в 12 категориях из 66 (в 2023 году - в 15).
Перемены на рынке водки. Единственной категорией, в которой произошла "революция" стала "Водка". Четыре из пяти покинувших Топ-10 брендов - зарубежные: "Абсолют", Nemiroff, "Хортица", Finlandia, причем, бренд "Абсолют" был до 2022 года бессменным лидером рейтинга. Теперь же лидером стал бренд "Царская", поднявшийся в рейтинге на семь позиций.
Успех экосистем. Компания Ozon продемонстрировала значительный рост в различных категориях. С 2019 года компания сразу на девять пунктов повысила свою позицию в Топ-20 и вошла в первую десятку (8 место). В 2024 году бренд впервые стал участником Топ-10 банков (7 место) и немного улучшил позиции в категории "Сервисы для путешествий", заняв в 2024 году четвертую строчку рейтинга. Это свидетельствует о растущей популярности экосистемных моделей бизнеса.
Ограниченный успех китайских брендов. Несмотря на популярность китайских автомобилей в России, китайские бренды не смогли завоевать лидирующие позиции в других высокотехнологичных категориях. Единственное исключение - "Сотовые телефоны, смартфоны или КПК", где шесть из десяти брендов - "китайцы". Правда, на первых двух строчках - Samsung и Apple. В категориях "Бытовая техника" бренды Haier и Xiaomi остались, но не вошли в первую пятерку, в категории "Электроника" Xiaomi на четвертом месте. В категории "Автомобили", как и в прошлом году, в Топ-10 ни одного китайского бренда.
Лидеры рейтинга
Многие бренды, покинувшие российский рынок, сохраняют ведущие позиции в отраслевых рейтингах. Среди них можно назвать бренд Heinz, лидера в категории "Кетчупы и другие соусы", бренды Nescafe и Jacobs, занимающих верхние строчки в категории "Кофе". Американские бренды Winston, Marlboro и Kent, занявшие первые три места в категории "Сигареты и другие табачные изделия". Ушедшие бренды также лидируют в категории "Автомобили" (BMW, Mercedes-Benz, Toyota), "Фототехника" (Canon, Sony, Nikon), "Спортивные товары" (Adidas, Nike, Puma), и это только часть примеров.
При этом ситуацию с ушедшими брендами трудно назвать оптимистичной. Бренд Zara, хотя и сохранил свое присутствие в рейтинге Топ-20 продолжает сдавать позиции, спустившись с 12 на 15 место. "Заменивший" его в России бренд Maag видимых успехов не добился. BOSCH "падает" второй год подряд, в 2024-м бренд сделал очередной шаг с 10 на 12 место. Автомобильный бренд Toyota, знавший лучшие времена, в 2024 году потерял пять пунктов и занял лишь 14 место. Правда, есть и исключения. Корейский бренд LG поднялся в Топ-20 сразу на семь позиций, заняв 11 строчку.
Среди заметных смен лидеров можно отметить категории: "Водка" (бренд "Царская" поднялся с восьмого места сразу на первое) и "Страховые услуги" (бренд "Ингосстрах" стал лидером впервые, хотя всегда входил в Топ-4 своей категории с 2008 года, когда были начаты измерения). В остальных случаях на первые строчки бренды поднимались со вторых и третьих мест. Так, например, в категории "Журналы" Cosmopolitan вернул себе лидерство, которое удерживал с 2013 года, только в прошлом году опустившись на третью строчку рейтинга.
В Топ-10 категории "Интернет-магазины" впервые попали: российский маркетплейс "Мегамаркет" (6 место), торговая сеть по продаже товаров для жизни, красоты и дома "Золотое яблоко" (8 место) и российский онлайн-сервис доставки продуктов и товаров с полок магазинов "Купер" (бывший "СберМаркет") (10 место).
Отдельно стоит отметить успех бренда "ВкусВилл", который впервые вошел в в 2024 году в Топ-20 и сразу на 16 место. Бренд улучшил свои позиции и в отраслевых рейтингах. В категории "Сервисы доставки готовой еды и продуктов питания" бренд "ВкусВилл" занял четвертую строчку, сместив бренд "Купер" (в прошлом "СберМаркет"). В Топ-10 категории "Продуктовые магазины" бренд "ВкусВилл", появившись в 2020 году на девятой строчке, последовательно улучшал свои позиции, заняв в 2024 году уже шестое место. Интересно, что бренд "ВкусВилл" сумел опередить в Топ-20 бессменного (с 2021 года) лидера своей категории - бренд "Пятёрочка".
Бренд "Вкусно и точка", заменивший McDonald's, стал в этом году лидером категории "Кафе и рестораны". И это успех, если вспомнить скептицизм, звучавший при запуске этого проекта, вынужденно "заменившего" McDonald's в 2022 году. Тем не менее, в рейтинге 2022 года присутствовали одновременно и бренд McDonald's (3 место) и бренд "Вкусно и точка" (6 место). В дальнейшем, траектории этих брендов разошлись: в 2024 году "Вкусно и точка" на первом месте, а McDonald's на девятом.
Последовательный подъем в категории "Бытовая химия" в 2024 году принес успех бренду Synergetic. Российский бренд появился в Топ-10 категории в 2021-м. За три года Synergetic поднялся с 8 строчки на первую.
Много категорий отметили обновление сразу на три бренда. В категорию "Интернет-магазины" впервые попали: российский маркетплейс "Мегамаркет" (6 место), торговая сеть по продаже товаров для жизни, красоты и дома "Золотое яблоко" (8 место) и российский онлайн-сервис доставки продуктов и товаров с полок магазинов "Купер" (бывший "СберМаркет") (10 место). Новые бренды в категории "Подгузники": Baby Go (новичок и сразу 5 место), Joonies (7 место), Happy Club (10 место). А в категорию "Журналы" вернулись три бренда: ушедшие из России Vogue (5 место), Playboy (7 место) и Burda (10 место).
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте