Госдума приняла в I чтении пакет ограничений для крупной онлайн-торговли

Игорь Бахарев

Госдума приняла в первом чтении "пятый антимонопольный пакет". Документ вводит законодательные ограничения для крупной онлайн-торговли. В частности, основная идея законопроекта - дополнить закон "О защите конкуренции" новой статьей, которая предусматривает запрет "монополистической деятельности" онлайн-продавцам.

Кого касается документ: доминирующие на рынке маркетплейсы и агрегаторы. То есть те, которые "оказывают существенное влияние" на смежные рынки, а их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей. Также он касается тех площадок, доля совершенных сделок через которые на определенном товарном рынке составляет более 35%. 

Предлагается выявлять антирыночные действия и картельные соглашения крупных интернет-платформ, чтобы такие соглашения не приводили к "необоснованному подорожанию" либо "ограничению выбора". Также компании должны будут согласовывать с ФАС сделки на цифровом рынке свыше 7 млрд рублей. 

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в июне объяснял необходимость такого законопроекта тем, что сейчас онлайн-маркетплейсами в России пользуются миллионы людей, при этом подобные компании, ничего не продавая, могут влиять на поставщиков, покупателей и определять цены. 

Мишустин уверен, что поправки помогут и небольшим продавцам, в частности, тем, у кого получилось создать быстрорастущий бизнес или стартап: они получат больше возможностей для равной конкуренции в интернете даже с очень большими компаниями. 

Законопроект определяет критерии отнесения к доминирующим субъектам крупных инфраструктурных платформ - маркетплейсов и агрегаторов онлайн-торговли. В частности, вводится понятие "сетевой эффект" - под ним понимается влияние маркетплейса или агрегатора на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. 

Устанавливать наличие сетевого эффекта и оценивать возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара будет ФАС РФ. Предусмотрено и расширение использования института экспертизы при анализе состояния конкуренции, согласовании сделок и контроле за исполнением предписаний. Также уточняются требования к экспертам.

Материал по теме

АКИТ попросила правительство смягчить поправки к закону "О персональных данных"

Материал по теме

Российские власти легализовали параллельный импорт

Материал по теме

В Минпромторге показали "жёлтую карточку" маркетплейсам

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries вложил 249 млрд рублей в скидки для покупателей в 2022 году

По итогам 2022 г. собственные инвестиции Wildberries в предоставление скидок для покупателей составили 249 млрд рублей, что на 38% больше, чем за 2021 г. Компания развивает собственную уникальную программу ...

Avito проседает под напором маркетплейсов?

Почти все крупные онлайн-площадки по результатам года продолжили уверенный рост, следует из результатов, представленных eCommerce-экспертом Алексеем Петровским (данные metrica.guru). Лидером роста (г...

Яндекс Маркет поменял подход к скидкам

Яндекс Маркет в личных кабинетах селлеров и шаблонах начал демонстрировать максимальные цены для участия в акциях маркетплейса. Если акция еще не стартовала, порог будет фиксированным, после начала акции он...

Как развивается европейский рынок eCommerce: тренды от Mckinsey

Европейский рынок eCommerce все прошлые годы на фоне социального дистанцирования активно рос. При этом рост этот, отмечают аналитики Mckinsey, различался в зависимости от региона. В частности, в Северной Ев...

Ozon строит под Казанью один из крупнейших складов

Маркетплейс Ozon начал строить под Казанью, в Зеленодольском районе Татарстана, третью очередь логоцентра. Первая очередь хаба площадью 22 тысячи кв. метров уже работает, и там хранится почти 10 млн товаров...

Кейс Decathlon и Aero: взаимная интеграция команд и внедрение в экосистему ecommerce-сервисов

В Aero рассказали об опыте сложной разработки eCommerce-платформы для спортивного ритейлера №1 в Европе в формате интеграции инхаус- и аутсорс-команды. Разработчики перепроектировали UX онлайн-покупок и объедин...