Фулфилмент для интернет-торговли 2020: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

Рынок фулфилмента в России в 2019 году составил 15 млрд рублей. Всего было обработано 65 млн отправлений. К концу 2020 года объём рынка достигнет 27,5 млрд рублей, что соответствует 109 млн отправлений. Такие данные содержатся в новом исследовании рынка фулфилмента от Data Insight. Аналитики прогнозируют средний рост российской интернет-торговли с 2019 по 2024 год (CAGR) 33%.

Clip2net_201203101053.png

Основной драйвер рынка фулфилмента в 2020 году - пандемия. Она ускорила рост eСommerce. В 20-х числах апреля количество заказов вернулось на уровень конца февраля, а объем заказов (в рублях) превысил этот уровень на 15%. Дальше в течение мая количество заказов почти во все дни было больше докарантинного уровня на 5-15%.

В связи с резким ростом активности онлайн-магазинов, количество отправлений растет существенно быстрее, чем выручка фулфилмент-операторов. Средняя стоимость одного отправления составляет около 220 рублей. По сравнению с 2018 годом она уменьшилась на 30%.

"С одной стороны, ограничения, связанные с пандемией, привели нас к необходимости увеличивать количество смен (для уменьшения количества одновременно работающих сотрудников), увеличивать количество перерывов (для предупреждения пересечения потоков), увеличивать количество раздевалок и столовых (комнат приема пищи), обеспечивать сотрудников всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, размещать специальные приборы дезинфекции во всех помещениях и т.д. Безусловно, потребовалось выделение дополнительных ресурсов с нашей стороны на все эти меры. С другой стороны, пандемия сказалась резким увеличением объема заказов, который случился одновременно по всем обслуживаемым нами заказчикам, что привело также и к увеличению количества привлекаемых ресурсов для своевременной обработки и отгрузки всех этих заказов. При этом сейчас уже понятно, что открытие магазинов после пандемии не приведет к резкому снижению этих объемов. Да, безусловно, снижение будет, но не к докризисному уровню. Объем покупок онлайн останется очень значительным". (Наталия Пшистав, Arvato)

Ещё один важнейший тренд — рост числа маркетплейсов. Маркетплейсы изменили структуру клиентов фулфилмент-операторов: теперь маленькие магазины чаще начинают работу с сотрудничества с крупными площадками. Появился спрос на дополнительные услуги, связанные с интеграцией с маркетплейсами. Это огромная сфера, в которой заметны как фулфилмент-операторы, так и компании, которые не предоставляют услуг фулфилмента.

Кроме того усилился тренд на D2C (direct to customer) — то есть прямые продажи, непосредственно от производителя покупателю, без посредников, в том числе в виде маркетплейсов.

"Я убежден в том, что ключевым трендом в 2022 в России году будет D2C (direct to customer). Он уже сейчас виден, но через год-полтора, условно в 2022 году, станет крайне актуальным. Люди получат опыт работы через маркетплейсы, эйфория пройдет, и прямой канал между клиентом и производителем станет более востребованным". (Евгений Усенко, Inventive)

Понятие фулфилмента расширилось. По факту он включает в себя не только складские операции, но и доставку. Можно ожидать, что в будущем к стандартным услугам добавится работа с маркетплейсами.

Практически все операторы, представленные на рынке, предлагают интернет-магазинам также доставку. Как минимум 80% из них располагают собственной курьерской службой, хотя бы в одном городе. Каналы доставки могут быть разные — до двери, в пункт выдачи заказов или постамат. Подготовку товаров для передачи на маркетплейсы предоставляют как минимум 60% операторов, коллцентр — более чем 75%.

Clip2net_201203102613.png

Сейчас услуги в области фулфилмента только в Московском регионе предлагают более 100 компаний. По состоянию на август- сентябрь 2020 в обычном режиме работали 66% из них. 21% были не готовы заключать договоры с новыми клиентами — либо в силу отсутствия свободного места на складах, либо из-за занятости сотрудников, обрабатывающих запросы. 3% брали новых клиентов, но только с маленькими объемами отгрузок и одновременного хранения.

При этом в последние годы появление новых компаний замедлилось. С 2014 по 2016 открылись как минимум 21% от работающих сейчас операторов, а за такой же период с 2017 по 2019 — только 13%.

Исследования рынка фулфилмента проводятся ежегодно. Задачи исследования: оценить российский рынок, описать ключевые тренды, систематизировать услуги и модели ценообразования, показать основных игроков. В 2019-2020 годах работа проводилась при поддержке партнеров Арвато Рус, eSolutions, ExpressRMS, IML, Inventive ecommerce, ЛТ менеджмент, Pony express, ПЭК, Tempoline. Оценка не включает собственный фулфилмент маркетплейсов.


Материал по теме

Лучшие по омниканальности в 2024: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Почти половина пользователей маркетплейсов готовы тестировать товары новых брендов

Материал по теме

Рынок eGrocery в ноябре 2023: аналитика Data Insight

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как продавать с помощью YouTube канала: пошаговый план

Согласитесь, что сегодня повышение цен уже никого не удивляет. Каждый день мы наблюдаем что цена на тот или иной товар выросла. Все это происходит из-за внешних факторов, на которые мы не всегда можем повлия...

"ВкусВилл" масштабировал проект по доставке питьевой воды в Москве

 "ВкусВилл" развивает сервис доставки питьевой воды под собственной торговой маркой. Услуга доступна в столице и в пределах 10 км от МКАД, заказы выполняются на следующий день после оформления. Компа...

Чат-боты становятся новыми маркетплейсами: как генеративный ИИ трансформирует онлайн-покупки

Искусственный интеллект (ИИ) уже активно меняет поведение покупателей в интернете. Согласно свежему отчету Adobe Analytics, за последние полгода трафик американских онлайн-магазинов, приходящий через AI-сер...

Маркетплейс "ЛЭТУАЛЬ" увеличил долю в продажах сети до 18%

С момента запуска в 2021 году маркетплейс "ЛЭТУАЛЬ" значительно расширил свое присутствие на российском рынке. По данным компании, его доля в общем объеме продаж letu.ru выросла с 0,5% до 18% в 2025 году. С...

MIUZ Diamonds модернизирует онлайн-продажи к 105-летию бренда

Ювелирный дом MIUZ Diamonds, один из лидеров российского рынка, завершил масштабное обновление своего интернет-магазина. Проект приурочен к двум юбилеям — 105-летию компании и 20-летию с момента выхода в он...

Ozon представил бесплатный конструктор витрин для продавцов

Ozon запустил бесплатный инструмент для создания фирменных витрин внутри платформы. Теперь продавцы и официальные представители брендов смогут оформлять свои страницы как полноценные сайты — с баннерами, то...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.