Фулфилмент для интернет-торговли 2020: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

Рынок фулфилмента в России в 2019 году составил 15 млрд рублей. Всего было обработано 65 млн отправлений. К концу 2020 года объём рынка достигнет 27,5 млрд рублей, что соответствует 109 млн отправлений. Такие данные содержатся в новом исследовании рынка фулфилмента от Data Insight. Аналитики прогнозируют средний рост российской интернет-торговли с 2019 по 2024 год (CAGR) 33%.

Clip2net_201203101053.png

Основной драйвер рынка фулфилмента в 2020 году - пандемия. Она ускорила рост eСommerce. В 20-х числах апреля количество заказов вернулось на уровень конца февраля, а объем заказов (в рублях) превысил этот уровень на 15%. Дальше в течение мая количество заказов почти во все дни было больше докарантинного уровня на 5-15%.

В связи с резким ростом активности онлайн-магазинов, количество отправлений растет существенно быстрее, чем выручка фулфилмент-операторов. Средняя стоимость одного отправления составляет около 220 рублей. По сравнению с 2018 годом она уменьшилась на 30%.

"С одной стороны, ограничения, связанные с пандемией, привели нас к необходимости увеличивать количество смен (для уменьшения количества одновременно работающих сотрудников), увеличивать количество перерывов (для предупреждения пересечения потоков), увеличивать количество раздевалок и столовых (комнат приема пищи), обеспечивать сотрудников всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, размещать специальные приборы дезинфекции во всех помещениях и т.д. Безусловно, потребовалось выделение дополнительных ресурсов с нашей стороны на все эти меры. С другой стороны, пандемия сказалась резким увеличением объема заказов, который случился одновременно по всем обслуживаемым нами заказчикам, что привело также и к увеличению количества привлекаемых ресурсов для своевременной обработки и отгрузки всех этих заказов. При этом сейчас уже понятно, что открытие магазинов после пандемии не приведет к резкому снижению этих объемов. Да, безусловно, снижение будет, но не к докризисному уровню. Объем покупок онлайн останется очень значительным". (Наталия Пшистав, Arvato)

Ещё один важнейший тренд — рост числа маркетплейсов. Маркетплейсы изменили структуру клиентов фулфилмент-операторов: теперь маленькие магазины чаще начинают работу с сотрудничества с крупными площадками. Появился спрос на дополнительные услуги, связанные с интеграцией с маркетплейсами. Это огромная сфера, в которой заметны как фулфилмент-операторы, так и компании, которые не предоставляют услуг фулфилмента.

Кроме того усилился тренд на D2C (direct to customer) — то есть прямые продажи, непосредственно от производителя покупателю, без посредников, в том числе в виде маркетплейсов.

"Я убежден в том, что ключевым трендом в 2022 в России году будет D2C (direct to customer). Он уже сейчас виден, но через год-полтора, условно в 2022 году, станет крайне актуальным. Люди получат опыт работы через маркетплейсы, эйфория пройдет, и прямой канал между клиентом и производителем станет более востребованным". (Евгений Усенко, Inventive)

Понятие фулфилмента расширилось. По факту он включает в себя не только складские операции, но и доставку. Можно ожидать, что в будущем к стандартным услугам добавится работа с маркетплейсами.

Практически все операторы, представленные на рынке, предлагают интернет-магазинам также доставку. Как минимум 80% из них располагают собственной курьерской службой, хотя бы в одном городе. Каналы доставки могут быть разные — до двери, в пункт выдачи заказов или постамат. Подготовку товаров для передачи на маркетплейсы предоставляют как минимум 60% операторов, коллцентр — более чем 75%.

Clip2net_201203102613.png

Сейчас услуги в области фулфилмента только в Московском регионе предлагают более 100 компаний. По состоянию на август- сентябрь 2020 в обычном режиме работали 66% из них. 21% были не готовы заключать договоры с новыми клиентами — либо в силу отсутствия свободного места на складах, либо из-за занятости сотрудников, обрабатывающих запросы. 3% брали новых клиентов, но только с маленькими объемами отгрузок и одновременного хранения.

При этом в последние годы появление новых компаний замедлилось. С 2014 по 2016 открылись как минимум 21% от работающих сейчас операторов, а за такой же период с 2017 по 2019 — только 13%.

Исследования рынка фулфилмента проводятся ежегодно. Задачи исследования: оценить российский рынок, описать ключевые тренды, систематизировать услуги и модели ценообразования, показать основных игроков. В 2019-2020 годах работа проводилась при поддержке партнеров Арвато Рус, eSolutions, ExpressRMS, IML, Inventive ecommerce, ЛТ менеджмент, Pony express, ПЭК, Tempoline. Оценка не включает собственный фулфилмент маркетплейсов.


Материал по теме

Почти половина пользователей маркетплейсов готовы тестировать товары новых брендов

Материал по теме

Рынок eGrocery в ноябре 2023: аналитика Data Insight

Материал по теме

Data Insight: рынок eGrocery по итогам года вырастет в полтора раза

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.