Фулфилмент для интернет-торговли 2020: аналитика Data Insight
Игорь Бахарев
Рынок фулфилмента в России в 2019 году составил 15 млрд рублей. Всего было обработано 65 млн отправлений. К концу 2020 года объём рынка достигнет 27,5 млрд рублей, что соответствует 109 млн отправлений. Такие данные содержатся в новом исследовании рынка фулфилмента от Data Insight. Аналитики прогнозируют средний рост российской интернет-торговли с 2019 по 2024 год (CAGR) 33%.
Основной драйвер рынка фулфилмента в 2020 году - пандемия. Она ускорила рост eСommerce. В 20-х числах апреля количество заказов вернулось на уровень конца февраля, а объем заказов (в рублях) превысил этот уровень на 15%. Дальше в течение мая количество заказов почти во все дни было больше докарантинного уровня на 5-15%.
В связи с резким ростом активности онлайн-магазинов, количество отправлений растет существенно быстрее, чем выручка фулфилмент-операторов. Средняя стоимость одного отправления составляет около 220 рублей. По сравнению с 2018 годом она уменьшилась на 30%.
"С одной стороны, ограничения, связанные с пандемией, привели нас к необходимости увеличивать количество смен (для уменьшения количества одновременно работающих сотрудников), увеличивать количество перерывов (для предупреждения пересечения потоков), увеличивать количество раздевалок и столовых (комнат приема пищи), обеспечивать сотрудников всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, размещать специальные приборы дезинфекции во всех помещениях и т.д. Безусловно, потребовалось выделение дополнительных ресурсов с нашей стороны на все эти меры. С другой стороны, пандемия сказалась резким увеличением объема заказов, который случился одновременно по всем обслуживаемым нами заказчикам, что привело также и к увеличению количества привлекаемых ресурсов для своевременной обработки и отгрузки всех этих заказов. При этом сейчас уже понятно, что открытие магазинов после пандемии не приведет к резкому снижению этих объемов. Да, безусловно, снижение будет, но не к докризисному уровню. Объем покупок онлайн останется очень значительным". (Наталия Пшистав, Arvato)
Ещё один важнейший тренд — рост числа маркетплейсов. Маркетплейсы изменили структуру клиентов фулфилмент-операторов: теперь маленькие магазины чаще начинают работу с сотрудничества с крупными площадками. Появился спрос на дополнительные услуги, связанные с интеграцией с маркетплейсами. Это огромная сфера, в которой заметны как фулфилмент-операторы, так и компании, которые не предоставляют услуг фулфилмента.
Кроме того усилился тренд на D2C (direct to customer) — то есть прямые продажи, непосредственно от производителя покупателю, без посредников, в том числе в виде маркетплейсов.
"Я убежден в том, что ключевым трендом в 2022 в России году будет D2C (direct to customer). Он уже сейчас виден, но через год-полтора, условно в 2022 году, станет крайне актуальным. Люди получат опыт работы через маркетплейсы, эйфория пройдет, и прямой канал между клиентом и производителем станет более востребованным". (Евгений Усенко, Inventive)
Понятие фулфилмента расширилось. По факту он включает в себя не только складские операции, но и доставку. Можно ожидать, что в будущем к стандартным услугам добавится работа с маркетплейсами.
Практически все операторы, представленные на рынке, предлагают интернет-магазинам также доставку. Как минимум 80% из них располагают собственной курьерской службой, хотя бы в одном городе. Каналы доставки могут быть разные — до двери, в пункт выдачи заказов или постамат. Подготовку товаров для передачи на маркетплейсы предоставляют как минимум 60% операторов, коллцентр — более чем 75%.
Сейчас услуги в области фулфилмента только в Московском регионе предлагают более 100 компаний. По состоянию на август- сентябрь 2020 в обычном режиме работали 66% из них. 21% были не готовы заключать договоры с новыми клиентами — либо в силу отсутствия свободного места на складах, либо из-за занятости сотрудников, обрабатывающих запросы. 3% брали новых клиентов, но только с маленькими объемами отгрузок и одновременного хранения.
При этом в последние годы появление новых компаний замедлилось. С 2014 по 2016 открылись как минимум 21% от работающих сейчас операторов, а за такой же период с 2017 по 2019 — только 13%.
Исследования рынка фулфилмента проводятся ежегодно. Задачи исследования: оценить российский рынок, описать ключевые тренды, систематизировать услуги и модели ценообразования, показать основных игроков. В 2019-2020 годах работа проводилась при поддержке партнеров Арвато Рус, eSolutions, ExpressRMS, IML, Inventive ecommerce, ЛТ менеджмент, Pony express, ПЭК, Tempoline. Оценка не включает собственный фулфилмент маркетплейсов.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте