ФАС проверит незаконные штрафы WildBerries
Игорь Бахарев
После бунта продавцов WildBerries, которые осадили на прошлой неделе офис маркетплейса, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России пообещала проверить обоснованность введения площадкой штрафов.
С соответствующим запросом к главе ФАС Максиму Шаскольскому обратился член общественного совета антимонопольной службы Алексей Кожевников, который призвал дать официальное разъяснение о допустимости подобного подход, когда поставщик не знает всех условий договора.
В ФАС уверяют, что запрос будет рассмотрен в установленном порядке. К заявлению также прилагались материалы, которые продемонстрировали, что штрафы не отражаются в документах о тарифах и оферте, а их сумма формируется не прозрачно.
Напомним, что с конца ноября маркетплейс стал штрафовать селлеров из-за якобы "несоответствия габаритов товаров". Формальной причиной стали новые правила маркетплейса относительно расчета стоимости логистики для продавцов. За перевозку товаров, которые не соответствуют указанным в товарной карточке размерам, Wildberries стал удерживать штраф — по 10 000 рублей за каждую единицу товара, утверждают в жалобах продавцы.
Например, одного предпринимателя, торгующего бытовой техникой и игрушками, оштрафовали на 2,5 млн рублей — хотя он указывал габариты от производителя.
"У меня оборот в неделю с 28 ноября по 4 декабря был небольшой — 23 000 рублей, но после получения детализации оказалось, что я не только этих денег не получу, но и останусь должна Wildberries 47 000 рублей. Общая сумма штрафа — 70 000 рублей!" — рассказал продавец текстиля.
Продавцы написали коллективное письмо, под которым подписалось около 200 человек — сумма их штрафов составляет примерно 42 млн рублей. Они требуют приостановить начисление штрафов немедленно с момента получения обращения и обеспечить сплошную проверку и отмену уже начисленных штрафов.
Юрист Александр Ефимов, выступивший в переговорах на стороне инициативной группы продавцов, объясняет, что по действующему законодательству маркетплейс, который выступает агентом в этих отношениях, обязан обосновать и доказать каждый случай удержания денег — то есть на каком основании это происходит.
"Штрафы начисляются якобы за то, что продавцы неверно указывают габариты товаров, которые они продают. Но на практике нет доказательств того, правильно ли продавцы указывают габариты или нет. Маркетплейс ничем не может это подтвердить, он просто штрафует продавцов, и всё. Поэтому, естественно, очень много недовольных", - говорит он.
В Wildberries утверждали, что это предприниматели пытаются обманывать маркетплейс, намеренно занижая габариты, чтобы получить более низкие тарифы на перевозку. Впрочем, потом они отменили штрафы.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте