Елена Шутюк (IML): Новые логистические привычки интернет-магазинов

Игорь Бахарев
Онлайн-ритейл в период пандемии показал серьезный рост, объем отправлений по некоторым категориям товаров вырос в 2-3 раза. Например, продажи косметики увеличились на 186%, детских товаров – на 164%, книг – 157%. Коммерческий директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк рассказала, как изменились логистические привычки интернет-магазинов во время пандемии.

Из-за карантина многие компании были вынуждены закрыть свои офлайн-магазины. Фактически рынок e-commerce стал для них чуть ли не единственным источником дохода. Как следствие, сейчас онлайн – основной канал продаж.

Как себя чувствуют интернет-магазины?

Интернет-магазины (ИМ) в числе первых, кто ощутили на себе влияние пандемии и самоизоляции покупателей. Во-первых, значительно выросла нагрузка на сайты ритейлеров. Из-за наплыва посетителей многим ИМ пришлось увеличивать мощности, оперативно дорабатывать свои площадки. Те, кто еще не успел сформировать сильные digital-отделы и выйти на рынок e-commerce, начали искать возможности сделать это быстро.

Во-вторых, из-за сильной нагрузки во многих ИМ увеличилось время подтверждения заказов. Если раньше обработка осуществлялась в тот же день, то сейчас этот процесс может растягиваться на сутки-двое. Компании вынуждены набирать дополнительный персонал и увеличивать сроки отгрузки. Это связано со сборкой и упаковкой заказов.
Мы видим рост спроса на услуги логистических операторов со стороны интернет-продавцов. Из-за возросшей нагрузки многие из них начали поиск фулфилмент-складов. ИМ необходима возможность масштабирования «на лету» и подготовки заказов к отправке в сжатые сроки.

Клиенты, находившиеся на стадии подключения, ускорили процесс интеграции. Многие, не дожидаясь автоматизации, уже работают через личный кабинет, обрабатывая заказы вручную, либо используют временное решение – загружают excel-файлы.

Некоторые магазины подключаются сразу к нескольким службам доставки, но не всегда пользуются их услугами. Сейчас мы видим активность со стороны таких клиентов, заключающих договоры «про запас». Многие из них начали формировать заказы спустя месяцы «простоя» – это свидетельствует о более активном пользовании услугами логистов.

Выживают гибкие и оперативные

С самых первых дней пандемии мы оперативно ввели бесплатную услугу бесконтактной доставки: можно заранее написать расписку о получении предоплаченного заказа и фактически не взаимодействовать с курьером – он оставит посылку возле двери и отойдет на 1.5 метра. В нынешней ситуации 20% покупателей активно пользуются данной возможностью. Более того, все посылки сопровождаются специальным листом, на котором указаны имя курьера и температура, с которой он вышел на работу. Эта услуга пользуется большим спросом у ИМ и вызывает доверие получателей.

Если раньше большинство ИМ пользовалось только доставкой, то сейчас спрос на существующую услугу фулфилмента вырос примерно в 3 раза. Клиентам в данной ситуации важно иметь возможность гибко управлять складскими мощностями. Это помогает экономить на неиспользуемых площадях и сотрудниках. И, наоборот, добавлять новые по необходимости.

Также особенно актуальна возможность примерки одежды – ей можно воспользоваться как в пунктах выдачи, так и при курьерской доставке. Спрос остается высоким, до 90% покупателей одежды пользуются этой услугой. Не менее важна оплата картами, а часть магазинов запрашивает в том числе онлайн-оплату через сайт логистической службы, чтобы максимально устранить прямой контакт клиентов с сотрудниками.

Лучшее, что мы сейчас можем сделать – не перекладывать на клиентов дополнительные расходы. Для обеспечения безопасности мы ежедневно снабжаем несколько сотен сотрудников масками, перчатками, антисептиками и прочими средствами личной защиты. Это увеличивает себестоимость наших услуг, но IML все равно удерживает цены на прежнем уровне. Дополнительные сервисы также вводятся бесплатно.

В связи со смягчением ограничений на доставку медикаментов мы разработали особые условия для бизнеса, связанного с продажей лекарств. Это не только льготные цены, но и скидки на дополнительные сервисы, помогающие рознице выйти в онлайн. Например, интернет-эквайринг по сниженной ставке в размере 1% от банка-партнера РФИ.

Новые логистические привычки

Из-за того, что e-commerce стал чуть ли не единственным каналом продаж, отношение к нему изменилось. Компании, использующие ИМ как дополнительный инструмент, сместили приоритеты. Развитие площадок сильно ускорилось. Пандемия кратно увеличила темпы роста интернет-торговли и, в том числе повлияла на покупательские привычки.

Да, по завершению эпидемии мы точно увидим спад, но e-commerce останется важным источником доходов. Компаниям нужно будет оставаться гибкими и поддерживать качество услуг. Поэтому как до, так и после пандемии услуги фулфилмента, примерки и кассового обслуживания будут востребованы.
Материал по теме

Спрос на экспресс-доставку среди селлеров в 2024 году вырос более чем в полтора раза

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.