Елена Шутюк (IML): Новые логистические привычки интернет-магазинов

Игорь Бахарев
Онлайн-ритейл в период пандемии показал серьезный рост, объем отправлений по некоторым категориям товаров вырос в 2-3 раза. Например, продажи косметики увеличились на 186%, детских товаров – на 164%, книг – 157%. Коммерческий директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк рассказала, как изменились логистические привычки интернет-магазинов во время пандемии.

Из-за карантина многие компании были вынуждены закрыть свои офлайн-магазины. Фактически рынок e-commerce стал для них чуть ли не единственным источником дохода. Как следствие, сейчас онлайн – основной канал продаж.

Как себя чувствуют интернет-магазины?

Интернет-магазины (ИМ) в числе первых, кто ощутили на себе влияние пандемии и самоизоляции покупателей. Во-первых, значительно выросла нагрузка на сайты ритейлеров. Из-за наплыва посетителей многим ИМ пришлось увеличивать мощности, оперативно дорабатывать свои площадки. Те, кто еще не успел сформировать сильные digital-отделы и выйти на рынок e-commerce, начали искать возможности сделать это быстро.

Во-вторых, из-за сильной нагрузки во многих ИМ увеличилось время подтверждения заказов. Если раньше обработка осуществлялась в тот же день, то сейчас этот процесс может растягиваться на сутки-двое. Компании вынуждены набирать дополнительный персонал и увеличивать сроки отгрузки. Это связано со сборкой и упаковкой заказов.
Мы видим рост спроса на услуги логистических операторов со стороны интернет-продавцов. Из-за возросшей нагрузки многие из них начали поиск фулфилмент-складов. ИМ необходима возможность масштабирования «на лету» и подготовки заказов к отправке в сжатые сроки.

Клиенты, находившиеся на стадии подключения, ускорили процесс интеграции. Многие, не дожидаясь автоматизации, уже работают через личный кабинет, обрабатывая заказы вручную, либо используют временное решение – загружают excel-файлы.

Некоторые магазины подключаются сразу к нескольким службам доставки, но не всегда пользуются их услугами. Сейчас мы видим активность со стороны таких клиентов, заключающих договоры «про запас». Многие из них начали формировать заказы спустя месяцы «простоя» – это свидетельствует о более активном пользовании услугами логистов.

Выживают гибкие и оперативные

С самых первых дней пандемии мы оперативно ввели бесплатную услугу бесконтактной доставки: можно заранее написать расписку о получении предоплаченного заказа и фактически не взаимодействовать с курьером – он оставит посылку возле двери и отойдет на 1.5 метра. В нынешней ситуации 20% покупателей активно пользуются данной возможностью. Более того, все посылки сопровождаются специальным листом, на котором указаны имя курьера и температура, с которой он вышел на работу. Эта услуга пользуется большим спросом у ИМ и вызывает доверие получателей.

Если раньше большинство ИМ пользовалось только доставкой, то сейчас спрос на существующую услугу фулфилмента вырос примерно в 3 раза. Клиентам в данной ситуации важно иметь возможность гибко управлять складскими мощностями. Это помогает экономить на неиспользуемых площадях и сотрудниках. И, наоборот, добавлять новые по необходимости.

Также особенно актуальна возможность примерки одежды – ей можно воспользоваться как в пунктах выдачи, так и при курьерской доставке. Спрос остается высоким, до 90% покупателей одежды пользуются этой услугой. Не менее важна оплата картами, а часть магазинов запрашивает в том числе онлайн-оплату через сайт логистической службы, чтобы максимально устранить прямой контакт клиентов с сотрудниками.

Лучшее, что мы сейчас можем сделать – не перекладывать на клиентов дополнительные расходы. Для обеспечения безопасности мы ежедневно снабжаем несколько сотен сотрудников масками, перчатками, антисептиками и прочими средствами личной защиты. Это увеличивает себестоимость наших услуг, но IML все равно удерживает цены на прежнем уровне. Дополнительные сервисы также вводятся бесплатно.

В связи со смягчением ограничений на доставку медикаментов мы разработали особые условия для бизнеса, связанного с продажей лекарств. Это не только льготные цены, но и скидки на дополнительные сервисы, помогающие рознице выйти в онлайн. Например, интернет-эквайринг по сниженной ставке в размере 1% от банка-партнера РФИ.

Новые логистические привычки

Из-за того, что e-commerce стал чуть ли не единственным каналом продаж, отношение к нему изменилось. Компании, использующие ИМ как дополнительный инструмент, сместили приоритеты. Развитие площадок сильно ускорилось. Пандемия кратно увеличила темпы роста интернет-торговли и, в том числе повлияла на покупательские привычки.

Да, по завершению эпидемии мы точно увидим спад, но e-commerce останется важным источником доходов. Компаниям нужно будет оставаться гибкими и поддерживать качество услуг. Поэтому как до, так и после пандемии услуги фулфилмента, примерки и кассового обслуживания будут востребованы.
Материал по теме

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Материал по теме

"Азбука вкуса" запустит первые дарксторы

Материал по теме

Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.