Елена Шутюк (IML): Новые логистические привычки интернет-магазинов

Игорь Бахарев
Онлайн-ритейл в период пандемии показал серьезный рост, объем отправлений по некоторым категориям товаров вырос в 2-3 раза. Например, продажи косметики увеличились на 186%, детских товаров – на 164%, книг – 157%. Коммерческий директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк рассказала, как изменились логистические привычки интернет-магазинов во время пандемии.

Из-за карантина многие компании были вынуждены закрыть свои офлайн-магазины. Фактически рынок e-commerce стал для них чуть ли не единственным источником дохода. Как следствие, сейчас онлайн – основной канал продаж.

Как себя чувствуют интернет-магазины?

Интернет-магазины (ИМ) в числе первых, кто ощутили на себе влияние пандемии и самоизоляции покупателей. Во-первых, значительно выросла нагрузка на сайты ритейлеров. Из-за наплыва посетителей многим ИМ пришлось увеличивать мощности, оперативно дорабатывать свои площадки. Те, кто еще не успел сформировать сильные digital-отделы и выйти на рынок e-commerce, начали искать возможности сделать это быстро.

Во-вторых, из-за сильной нагрузки во многих ИМ увеличилось время подтверждения заказов. Если раньше обработка осуществлялась в тот же день, то сейчас этот процесс может растягиваться на сутки-двое. Компании вынуждены набирать дополнительный персонал и увеличивать сроки отгрузки. Это связано со сборкой и упаковкой заказов.
Мы видим рост спроса на услуги логистических операторов со стороны интернет-продавцов. Из-за возросшей нагрузки многие из них начали поиск фулфилмент-складов. ИМ необходима возможность масштабирования «на лету» и подготовки заказов к отправке в сжатые сроки.

Клиенты, находившиеся на стадии подключения, ускорили процесс интеграции. Многие, не дожидаясь автоматизации, уже работают через личный кабинет, обрабатывая заказы вручную, либо используют временное решение – загружают excel-файлы.

Некоторые магазины подключаются сразу к нескольким службам доставки, но не всегда пользуются их услугами. Сейчас мы видим активность со стороны таких клиентов, заключающих договоры «про запас». Многие из них начали формировать заказы спустя месяцы «простоя» – это свидетельствует о более активном пользовании услугами логистов.

Выживают гибкие и оперативные

С самых первых дней пандемии мы оперативно ввели бесплатную услугу бесконтактной доставки: можно заранее написать расписку о получении предоплаченного заказа и фактически не взаимодействовать с курьером – он оставит посылку возле двери и отойдет на 1.5 метра. В нынешней ситуации 20% покупателей активно пользуются данной возможностью. Более того, все посылки сопровождаются специальным листом, на котором указаны имя курьера и температура, с которой он вышел на работу. Эта услуга пользуется большим спросом у ИМ и вызывает доверие получателей.

Если раньше большинство ИМ пользовалось только доставкой, то сейчас спрос на существующую услугу фулфилмента вырос примерно в 3 раза. Клиентам в данной ситуации важно иметь возможность гибко управлять складскими мощностями. Это помогает экономить на неиспользуемых площадях и сотрудниках. И, наоборот, добавлять новые по необходимости.

Также особенно актуальна возможность примерки одежды – ей можно воспользоваться как в пунктах выдачи, так и при курьерской доставке. Спрос остается высоким, до 90% покупателей одежды пользуются этой услугой. Не менее важна оплата картами, а часть магазинов запрашивает в том числе онлайн-оплату через сайт логистической службы, чтобы максимально устранить прямой контакт клиентов с сотрудниками.

Лучшее, что мы сейчас можем сделать – не перекладывать на клиентов дополнительные расходы. Для обеспечения безопасности мы ежедневно снабжаем несколько сотен сотрудников масками, перчатками, антисептиками и прочими средствами личной защиты. Это увеличивает себестоимость наших услуг, но IML все равно удерживает цены на прежнем уровне. Дополнительные сервисы также вводятся бесплатно.

В связи со смягчением ограничений на доставку медикаментов мы разработали особые условия для бизнеса, связанного с продажей лекарств. Это не только льготные цены, но и скидки на дополнительные сервисы, помогающие рознице выйти в онлайн. Например, интернет-эквайринг по сниженной ставке в размере 1% от банка-партнера РФИ.

Новые логистические привычки

Из-за того, что e-commerce стал чуть ли не единственным каналом продаж, отношение к нему изменилось. Компании, использующие ИМ как дополнительный инструмент, сместили приоритеты. Развитие площадок сильно ускорилось. Пандемия кратно увеличила темпы роста интернет-торговли и, в том числе повлияла на покупательские привычки.

Да, по завершению эпидемии мы точно увидим спад, но e-commerce останется важным источником доходов. Компаниям нужно будет оставаться гибкими и поддерживать качество услуг. Поэтому как до, так и после пандемии услуги фулфилмента, примерки и кассового обслуживания будут востребованы.
Материал по теме

Курьерские сервисы просят власти Петербурга смягчить новые правила доставки

Материал по теме

Курьерская доставка Wildberries ускорилась: новый рекорд в 40 минут по России

Материал по теме

Как роботы в метро Шэньчжэня доставляют товары в магазины 7-Eleven

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Инвестор "Яндекса" вошел в капитал Ozon

Инвестор "Яндекса" Александр Чачава через свои структуры приобрел 27,71% акций Ozon. Сделка оформлена через покупку АО "О23", ее сумма официально не раскрывается. Однако весной стало известно, что инвестици...

Спрос на специалистов по маркетплейсам вырос вчетверо

Рынок фриланс-услуг для маркетплейсов демонстрирует взрывной рост. По данным Авито Услуг, в первом полугодии 2025 года спрос на менеджеров личных кабинетов вырос почти в четыре раза по сравнению с тем же пе...

"Суперфейки": как соцсети и мессенджеры изменили рынок люксовых подделок

Социальные сети и закрытые чаты в WhatsApp и Telegram превратились в главные площадки для торговли "суперфейками" — высококачественными подделками люксовых брендов, которые теперь доставляют покупателям пря...

Онлайн-шопинг в России: две трети покупателей жалуются на качество и доставку

Почти две трети россиян (62%) сталкивались с проблемами при заказе непродовольственных товаров онлайн. Такие данные приводит Аналитический центр НАФИ в своем новом исследовании. Чаще всего покупатели жалуют...

Ozon разрабатывает ИИ-ассистента для поиска товаров

Ozon присоединяется к гонке маркетплейсов за создание ИИ-ассистентов. Компания ищет руководителя группы Data Science для разработки поискового помощника на базе языковых моделей (LLM). Как следует из ваканс...

Зумеры лидируют по доверию к блогерам в сегменте товаров для дома

Поколение Z демонстрирует наибольшую лояльность к рекомендациям блогеров при покупке товаров для дома, следует из исследования Getblogger (входит в МТС AdTech). Среди опрошенных 2000 россиян 43% доверяют об...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.