Эксперты оценили алкогольный рынок
Игорь Бахарев
Объем рынка дистанционной продажи алкоголя (заказы через онлайн-витрины с последующим выкупом в розничной точке):
В 2016 год с помощью онлайн-канала реализовывалось 2.7 млрд рублей (1 млн литров спиртного). За год объем продаж вырос на 18%, до 3,2 млрд рублей. При этом в 2017 году было продано 1 млн 400 тыс. литров.
Интересно, что средний чек заказа при этом упал с 7200 рублей в 2016 году до 5700 рублей в 2017 году. Это объясняют популяризацией онлайн-канала и увеличения количества потребителей, заказывающих алкоголь онлайн. Наряду с заказами элитного алкоголя, увеличилась доля напитков средней стоимости.
В АКИТ уточняют, что 75% объема рынка приходится на Москву, 20% - Санкт-Петербург и Ленинградскую область, 2% - Краснодарский край, 3% - остальные регионы РФ. В 2017 годe количество онлайн-витрин, предлагающих заказать алкоголь c последующим выкупом в розничной точке, увеличилось на 25% по отношению к 2016 году.
Средняя частота покупки (% от общего количества потребителей, которые покупали алкоголь онлайн хотя бы 1 раз) составляет примерно 2.5 покупки в месяц. Интересно, что на этом рынке низкое число отказов от покупки - не более 5%. Для сравнения: в других товарных категориях процент отказа составляет 20-30%. Низкий процент отказа при заказе алкоголя связан с тем, что, заказывая дорогой и редкий алкоголь, потребители понимают, что этот товар им действительно нужен. Кроме того, при заказе алкоголя онлайн отсутствует вероятность получить не тот товар, который представлен на онлайн-витрине.
Кроме того, на этом рынке очень высока конверсия. В среднем, конверсия при онлайн-заказах алкоголя составляет 4.1%, что гораздо выше среднего показателя интернет-магазинов в других сегментах.
Покупатели алкоголя - более платежеспособная и четко понимающая свои потребности аудитория. В среднем, посещаемость всех сайтов в РФ, предлагающих заказать алкогольную продукцию, составляет 11 млн человек в месяц. Потребители с относительно низким доходом - до 30 тыс. рублей в месяц - не интересуются онлайн-продажами алкоголя, - считает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Небогатые граждане традиционно покупают алкоголь в стационарной рознице - без учета пива и пивных напитков объем продаж в ней, по данным Росалкогольрегулирования, составил чуть более 2 млрд л алкоголя (рост по отношению к 2016 году 2,1%).
Основными покупателями алкоголя в сети, по данным АКИТ, стали женщины: 52% сделавших заказ на спиртное через онлайн-витрину в 2017 году пришлось именно на них. Дело в том, что покупку алкоголя бронируют секретари и ассистенты руководителей крупных предприятий - такие данные получены торговыми сетями на основе опроса покупателей и данных из программ лояльности. Интересно, что в интернете в первую очередь заказывали виски и коньяки (38%), водку, текилу и граппу (31%), тихие и игристые вина (22%).
В дальнейшем рынок ожидает резкий взлет. По прогнозам ассоциации, в 2018 году будет продано алкоголя уже на 11.5 млрд рублей, а в 2020 году - на 63 млрд рублей. Такой рост должен произойти после легализации онлайн-продаж алкоголя. Кроме того, возможность заказать алкоголь с доставкой приведет также к значительному увеличению доли дистанционных продаж продуктов питания, считают в АКИТ.
Сейчас в интернете делают предзаказ, как правило, на редкие и дорогие виды алкоголя, которые не представлены в ассортименте розничных магазинов. После легализации дистанционной продажи и доставки алкоголя ситуация изменится. Вероятно, увеличится доля массового сегмента алкоголя, что приведет к еще большему падению среднего чека.
Соответственно, будет падать и объем нелегального (теневого) рынка. Если в 2016 год он составлял 1,1 млрд рублей, а в 2017 году - 1,62 млрд рублей, то к 2020 году упадет до 0,15 млрд рублей, считают в АКИТ.
Министерство Финансов России предложило перенести запуск интернет-продаж алкоголя на 1 января 2019 года, сообщает "Парламентская газета". Как говорится в доработанной версии соответствующего законопроекта, онлайн-продажи алкоголя начнутся не ранее 1 января 2019 года. Ранее Минфин предлагал разрешить продавать пиво и вино через интернет уже в 2018 году.
Рынок ждёт начала продаж. Гендиректор супермаркетов "Перекресток" Владимир Сорокин оценивает потенциальное увеличение выручки онлайн-магазина сети еще на 20% при разрешении продаж алкоголя.
Разрешение на торговлю алкоголем в интернете даст толчок к развитию доставки продуктов в России, уверен партнер Data Insight Федор Вирин. "Сама по себе эта категория очень крутая и интересная, но важно, что алкоголь является заметным дополнением к продуктовой корзине. Продуктовые магазины, которые продают товары ежедневного пользования, получат плюс 100% к заказу в виде алкоголя. Тем самым торговля продуктами питания станет для них более интересной. Это выведет на рынок новых игроков", - говорит он.
"Мы рассчитываем, что альтернативный канал дистрибуции будет вскоре открыт для участников отрасли и станет одним из драйверов роста пивного рынка в дальнейшем", - заявляет директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям "САН ИнБев" Ораз Дурдыев.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте