Эксперты оценили алкогольный рынок

Игорь Бахарев
Эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) подсчитали объемы и динамику продаж алкоголя с использованием интернета за последние два года. Речь идет именно о легальных продажах алкоголя, то есть реализация по схеме "заказ через онлайн-витрины с последующим выкупом в розничной точке".

Объем рынка дистанционной продажи алкоголя (заказы через онлайн-витрины с последующим выкупом в розничной точке):

В 2016 год с помощью онлайн-канала реализовывалось 2.7 млрд рублей (1 млн литров спиртного). За год объем продаж вырос на 18%, до 3,2 млрд рублей. При этом в 2017 году было продано 1 млн 400 тыс. литров.

Интересно, что средний чек заказа при этом упал с 7200 рублей в 2016 году до 5700 рублей в 2017 году. Это объясняют популяризацией онлайн-канала и увеличения количества потребителей, заказывающих алкоголь онлайн. Наряду с заказами элитного алкоголя, увеличилась доля напитков средней стоимости.

В АКИТ уточняют, что 75% объема рынка приходится на Москву, 20% - Санкт-Петербург и Ленинградскую область, 2% - Краснодарский край, 3% - остальные регионы РФ. В 2017 годe количество онлайн-витрин, предлагающих заказать алкоголь c последующим выкупом в розничной точке, увеличилось на 25% по отношению к 2016 году.

Средняя частота покупки (% от общего количества потребителей, которые покупали алкоголь онлайн хотя бы 1 раз) составляет примерно 2.5 покупки в месяц. Интересно, что на этом рынке низкое число отказов от покупки - не более 5%. Для сравнения: в других товарных категориях процент отказа составляет 20-30%. Низкий процент отказа при заказе алкоголя связан с тем, что, заказывая дорогой и редкий алкоголь, потребители понимают, что этот товар им действительно нужен. Кроме того, при заказе алкоголя онлайн отсутствует вероятность получить не тот товар, который представлен на онлайн-витрине.

Кроме того, на этом рынке очень высока конверсия. В среднем, конверсия при онлайн-заказах алкоголя составляет 4.1%, что гораздо выше среднего показателя интернет-магазинов в других сегментах.

Покупатели алкоголя - более платежеспособная и четко понимающая свои потребности аудитория. В среднем, посещаемость всех сайтов в РФ, предлагающих заказать алкогольную продукцию, составляет 11 млн человек в месяц. Потребители с относительно низким доходом - до 30 тыс. рублей в месяц - не интересуются онлайн-продажами алкоголя, - считает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Небогатые граждане традиционно покупают алкоголь в стационарной рознице - без учета пива и пивных напитков объем продаж в ней, по данным Росалкогольрегулирования, составил чуть более 2 млрд л алкоголя (рост по отношению к 2016 году 2,1%).

Основными покупателями алкоголя в сети, по данным АКИТ, стали женщины: 52% сделавших заказ на спиртное через онлайн-витрину в 2017 году пришлось именно на них. Дело в том, что покупку алкоголя бронируют секретари и ассистенты руководителей крупных предприятий - такие данные получены торговыми сетями на основе опроса покупателей и данных из программ лояльности. Интересно, что в интернете в первую очередь заказывали виски и коньяки (38%), водку, текилу и граппу (31%), тихие и игристые вина (22%).

В дальнейшем рынок ожидает резкий взлет. По прогнозам ассоциации, в 2018 году будет продано алкоголя уже на 11.5 млрд рублей, а в 2020 году - на 63 млрд рублей. Такой рост должен произойти после легализации онлайн-продаж алкоголя. Кроме того, возможность заказать алкоголь с доставкой приведет также к значительному увеличению доли дистанционных продаж продуктов питания, считают в АКИТ.

Сейчас в интернете делают предзаказ, как правило, на редкие и дорогие виды алкоголя, которые не представлены в ассортименте розничных магазинов. После легализации дистанционной продажи и доставки алкоголя ситуация изменится. Вероятно, увеличится доля массового сегмента алкоголя, что приведет к еще большему падению среднего чека.

Соответственно, будет падать и объем нелегального (теневого) рынка. Если в 2016 год он составлял 1,1 млрд рублей, а в 2017 году - 1,62 млрд рублей, то к 2020 году упадет до 0,15 млрд рублей, считают в АКИТ.

Министерство Финансов России предложило перенести запуск интернет-продаж алкоголя на 1 января 2019 года, сообщает "Парламентская газета". Как говорится в доработанной версии соответствующего законопроекта, онлайн-продажи алкоголя начнутся не ранее 1 января 2019 года. Ранее Минфин предлагал разрешить продавать пиво и вино через интернет уже в 2018 году.

Рынок ждёт начала продаж. Гендиректор супермаркетов "Перекресток" Владимир Сорокин оценивает потенциальное увеличение выручки онлайн-магазина сети еще на 20% при разрешении продаж алкоголя. 

Разрешение на торговлю алкоголем в интернете даст толчок к развитию доставки продуктов в России, уверен партнер Data Insight Федор Вирин. "Сама по себе эта категория очень крутая и интересная, но важно, что алкоголь является заметным дополнением к продуктовой корзине. Продуктовые магазины, которые продают товары ежедневного пользования, получат плюс 100% к заказу в виде алкоголя. Тем самым торговля продуктами питания станет для них более интересной. Это выведет на рынок новых игроков", - говорит он.

"Мы рассчитываем, что альтернативный канал дистрибуции будет вскоре открыт для участников отрасли и станет одним из драйверов роста пивного рынка в дальнейшем", - заявляет директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям "САН ИнБев" Ораз Дурдыев.
Материал по теме

В РФ хотят ужесточить наказание за онлайн-торговлю алкоголем

Материал по теме

Алкоголь проведут в онлайн через маркетплейсы

Материал по теме

Как россияне покупают алкоголь в онлайне: данные "Ромир"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как eСommerce-бренды могут выделиться на фоне конкуренции: стратегии для успеха в 2024-2025 году

Рынок eСommerce стремительно растет уже несколько лет, и снижения в данном тренде эксперты не прогнозируют. В период пандемии люди научились покупать товары онлайн, и эта привычка осталась. Поэтому конкуренц...

Инфраструктура не успевает за бизнесом: ключевые вызовы eСommerce в России

75% директоров в сегменте электронной коммерции называют сложности с платформой и оборудованием основной проблемой, с которой они сталкиваются ежедневно. По их словам, бизнес растет быстрее скорости обновления ...

Мегамаркет предлагает услуги химчистки

Мегамаркет добавил новую услугу – химчистку одежды и обуви. Теперь жители Москвы могут заказать забор и доставку вещей в химчистку прямо на дом через сайт Мегамаркета. Для того, чтобы воспользоваться...

"Лента" запускает новый формат доставки

Сеть супермаркетов "Лента" начинает тестирование нового формата доставки заказов - из дарксторов. Первый такой объект открылся в Санкт-Петербурге. Новый склад площадью 400 квадратных метров распо...

Как родители покупают детские товары: аналитика

Совместное исследование "Детского мира" и Центра изучения потребительского поведения Роскачества показало, что 45% родителей чаще выбирают для покупки детских товаров маркетплейсы. 42% опрошенных чаще совер...

Почти два из трех россиян стали активными пользователями маркетплейсов

Согласно данным, представленным президентом Ассоциации развития интерактивной рекламы Борисом Омельницким на выставке "Реклама-2024", онлайн-торговля в России демонстрирует впечатляющий рост. Омельни...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.