Доставка в багажник: плюсы, минусы, бенефициары
Игорь Бахарев
В апреле 2018 года Amazon предложил своим покупателям воспользоваться новым сервисом - доставкой посылок прямо в багажник автомобиля. За прошедшие полтора года сервис расширил географию с 37 до 50 городов и получил поддержку в автомобилях Ford и Honda в дополнение к Volvo и GM.
Услуга набирает популярность, поэтому расширение сервиса будет происходить не только за счет увеличения количество городов присутствия, но и благодаря подключению новых автопроизводителей, например, Тойоты или Ниссана, к программе Amazon Key. Соучредитель и директор по развитию B2CPL Матвей Козловский изучил, как работает сервис, оценил его достоинства, недостатки, а также рассказал, кому он больше всего нужен.
Как технически устроена доставки в багажник?
Центральным элементом всей системы является Amazon Key – сервис ритейлера, позволяющий удаленно управлять доступом к вашей собственности - дому, гаражу или автомобилю. В первых двух случаях он требует установки специальной связки «умного» замка и облачной камеры, для автомобиля доступ настраивается через разрешения в управляющей системе самого автомобиля. Амазон полностью контролирует весь процесс, включая коммуникацию и уведомление покупателя, а автомобиль в нужный момент предоставляет курьеру доступ в багажник и запирает его после того, как посылка окажется внутри.
Удобно ли это? Безусловно! Если немного абстрагироваться от мелочей, фактически заказанный товар материализуется внутри автомобиля без малейшего участия с вашей стороны, это ли не чудо?
Посмотрим, какие плюсы дает такой сервис:
- Доставка в багажник удовлетворяет уже имеющийся спрос на такую услугу. И этот спрос появился как минимум на два года раньше – его «подсветил» Вольво, которые в 2016 году совместно со стартапом Urb-it тестировали такую доставку в Стокгольме;
-
Такая доставка дает больше свободы. Даже двухчасовой интервал может быть неудобен, покупатель должен быть «привязан» к адресу доставки и быть на связи – доставка в багажник полностью устраняет все подобные нестыковки;
-
Решает проблемы с доставкой, если работодатель запрещает сотрудникам получать личные посылки в офисе;
-
Удовлетворяет потребностей техно-гиков или просто интересующихся всем новым покупателей. Это же просто очень интересно попробовать, как такой сервис работает, стать первооткрывателем среди своих друзей или похвастаться перед коллегами;
-
Предоставляет новую и очень красивую возможность для автоконцернов обратиться к огромной аудитории Амазона, показать свою актуальность и следование трендам. При этом те же системы, которые дают курьеру доступ к багажнику, обеспечивают массу других полезных функций, в том числе повышающих безопасность водителя и пассажиров и дающих современный опыт взаимодействия с автомобилем;
Но есть и обратная сторона медали:
- В машине нет камер слежения, по крайней мере пока. При доставке в дом или гараж Amazon Key, сопряженный с камерой, записывает все действия курьера и эта запись доступна покупателю в любой момент. Все, что вы оставили в багажнике доступно курьеру, а если в салон можно попасть, откинув кресла – то и вещи в салоне могут оказаться под угрозой;
- Доставка в багажник может спровоцировать преступника на воровство. В Сан-Франциско, одном из городов, где доступен сервис, каждую неделю происходит до 600 случаев вскрытия и воровства из автомобилей. Курьер, который кладет в багажник посылку, может вызвать особое внимание к конкретному авто;
- Не состоявшаяся доставка. При обычной доставке вы точно будете знать, если курьер опаздывает или вовсе не может приехать и сможете решить вопрос со службой доставки. Воспользовавшись новым сервисом, покупатель может оказаться в ситуации, когда заказанный товар по разным причинам в багажнике не оказался и уже поздно что-то решать;
- Порча имущества. Машина – это ваша собственность и, когда ей (пусть даже очень ограниченно) пользуется неизвестный человек, есть риск повреждения. Да, доставка в багажник покрывается страховкой Amazon Happiness Guarantee, но ее сумма ограничена $2500;
- Доступ к данным. Все завязано на управляющей системе автомобиля, которая собирает массу информации, в том числе данные из навигационной системы, автоматическое уведомление специальных агентов об авариях, время пуска и остановки двигателя и так далее. Вместе с этим такие системы позволяют удаленно открывать автомобиль и запускать его (а в некоторых случаях предоставляют доступ к управлению основными узлами – тормозами, трансмиссии и управлению), при этом уровни разрешений не настраиваются – вы либо получаете все и предоставляете автопроизводителю доступ ко всем данным, либо отказываетесь от этой системы.
- Эти системы и сами по себе защищены не идеально (например, в 2015 году Крайслер отозвал 1,4 миллиона автомобилей для устранения подобного «бага»), а теперь к ним получают доступ сервисы Амазона;
- Риски нарушения приватности. Автоконцерн и Амазон теперь знают где ваш дом, где ваша работа и сколько времени вы там проводите, где вы предпочитаете парковаться и так далее. Теперь появляется еще одна сторона - курьер, который может получить доступ к другим данным – случайно забытым в салоне счетам, личным вещам, показать связь с парковкой около кабинета онколога или чужих апартаментов – кажущиеся мелочи, пока они не коснутся лично вас.
Так кому это больше всех нужно?
Конечно, это нужно самим покупателям – такая доставка дает больше свободы, больше выбора и еще больше удовольствия от использования и причастности к самым передовым технологиям. Автопроизводители со своей стороны получают доступ к более 105 миллионам подписчиков Amazon Prime и могут доносить ей свои ценности, запчасти и афтермаркет напрямую через площадку ритейлера.
Но больше всего это нужно самому Амазону, ведь история Amazon Key – это не история логистического прорыва, это история очень точного маркетингового расчета, понимания покупателей и тех триггеров, которые заставляют его делать покупку в одном месте или в другом.
Ключевым является не сама доставка в багажник, ее преимущества или недостатки, а то, что таким образом Амазон выстраивает коммуникацию с определенным сегментом покупателей, которым важно, что они на острие технологий, в том числе покупают в компании, которая может доставить покупку так, как ни одна другая компания.
Согласно исследованию Metapack, каждый 4 человек, просто из интереса, готов и хочет опробовать новые и даже футуристичные методы доставки – это огромная целевая аудитория и удовлетворяя их спрос на потребление таких технологий Amazon формирует эксклюзивную лояльность.
Будет ли этот сервис работать без самого Амазона, без его приложения, его товаров, гарантий, страховки и курьеров? Ответ на этот вопрос ищет Volkswagen, который протестировал сервис доставки в багажник We Deliver в Берлине и в будущем году запустит его по всей Великобритании, собирая собственный пул интернет-магазинов и доставочных сервисов вокруг экосистемы своих автомобилей.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте