Допуслуги для клиента, а не для галочки: как их прозрачная тарификация меняет рынок экспресс-доставки

Игорь Бахарев

Рынок логистических услуг претерпел существенные изменения за последние несколько лет. В центре внимания не только скорость, качество доставки, оправданные клиентские ожидания - это само собой разумеющиеся факторы, но и возможность получения дополнительных сервисов по заранее спрогнозированной стоимости. О четком ценообразовании и сопутствующем ему интересе клиентов к вспомогательным услугам, говорит руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер Сервис Экспресс" Андрей Задорожный.


Игра по правилам 

Одним из ключевых признаков зрелости рынка той или иной услуги является формирование общепринятых правил ценообразования. Т.е. когда на витринах компаний кнопка "Тариф уточняйте у оператора" заменяется на стройные прайс-листы и онлайн-калькуляторы расчета стоимости, можно смело говорить о том, что рынок данного сервиса и конкурентное окружение сформированы. Прозрачное ценообразование уже не позволит компаниям руководствоваться принципом: тариф = затраты + норма рентабельности.

С той или иной тщательностью отдел (департамент), ответственный за ценообразование, будет проводить анализ прайс-листов конкурентов в дополнение к оценке себестоимости. 

Для наглядной демонстрации разницы можно привести в пример недавно появившийся рынок приобретения и транспортировки автомобилей из неподсанкционных юрисдикций, ценообразование на котором преимущественно завязано на "индивидуальном" расчете. Так, стоимость схожего сервиса мультимодальной перевозки автомобиля из США в Москву на двух разных сайтах с первой страницы поисковой выдачи варьируется в диапазоне от 2750 до 6100 долларов США, что свидетельствует о множестве скрытых опций. 

С другой стороны, мы видим зрелый отечественный рынок транспортной логистики в сегментах курьерской и доставки для интернет-магазинов, а также перевозки сборного груза. На витрине любого крупного игрока в открытом доступе размещены прайс-листы с исчерпывающей информацией и, путем нескольких нехитрых манипуляций на калькуляторе, можно рассчитать финальную цену услуги, включая стоимость дополнительных опций, будь то доставка "Лично в руки" или с "Объявленной стоимостью".

Какой еще признак может свидетельствовать о дальнейшем упорядочивании рынка и росте конкуренции?  На наш взгляд, это вынесение на витрину с понятным ценообразованием и правилами оказания услуг, всего набора дополнительных сервисов, опций и расходов, которых может быть довольно много в сфере транспортной логистики.

Ведь чем насыщеннее предложение, тем более изощренными становятся приемы дополнительной монетизации услуг, а примитивные инструменты в виде скрытых комиссий уходят в прошлое. Мы считаем, что стоимость набора привычных популярных сервисов должна быть заметна и обозначаться на "витрине" компании. 


Лидеры и аутсайдеры 

Перечень сервисов, как и их востребованность, отличается в зависимости от продукта. Например, в нашей компании ТОП-5 дополнительных сервисов в каждом из описанных ниже сегментах выглядит следующим образом: 

b2b. Самый консервативный продукт. Ключевыми услугами здесь традиционно являются следующие: 

·         "Страхование";

·         "Объявленная ценность";

·         "Обрешетка";

·         Комплекс услуг информирования получателя, "Погрузочные работы" и "Доупаковка".

 

Доставка для интернет-магазинов (b2c)

·        "Наложенный платеж";

·        "Страхование";

·        "Обрешетка" и комплекс услуг "ПРР" на адресе доставки и сбора;

·        "Частичный выкуп" плюс "Примерка".

 

Доставка сборным грузом (ltl)

·         "Погрузочно-разгрузочные работы" - ввиду специфики груза (средний вес перевозимых отправлений составляет 220-265 кг);

·         "Страхование" и "Обрешетка";

·         Комплекс услуг информирования получателя и "Доупаковка".

Мы полагаем, что и в целом по рынку эти сервисы пользуются наибольшим спросом.

 

Зачем показывать дополнительные слуги

Расскажем на примере нашей компании. Так, в прошлом году мы начали внедрение новых дополнительных сервисов с широким спектром функциональных возможностей. Речь идет о формировании перечня доступных дополнительных опций для каждого продукта, настройке процесса их фиксации и биллинга, а также "вывода" во все доступные каналы - сайт, личный кабинет, типовое АПИ, рабочее место оператора КЦ. Благодаря прозрачной тарификации количество заказов дополнительных сервисов за 1,5 года увеличилась на 65%, а для относительно новых продуктов, например, "Сборного груза" - выросло в 2,5 раза.

Также за этот период мы отметили:

  • двукратный рост заказов на предоставление дополнительных услуг, что, в свою очередь, обосновано как ростом количества активных пользователей, так и среднего чека,
  • увеличение на 60% количества дополнительных услуг, заказанных с цифровой витрины против "аналоговых" инструментов (через персонального менеджера или колл-центр),
  • рост на 60% числа активных (не менее 1-ой заказанной услуги в месяц) пользователей. 

Безусловно, выведение дополнительных сервисов и услуг на цифровую витрину компании (сайт, личный кабинет) оказывается масштабным и затратным проектом. Однако мы уверены, что прозрачность при предложении допопций и сервисов является обязательной реакцией компаний на возрастающую конкуренцию. Демонстрация этих сервисов покупателям через цифровые каналы решает сразу два вопроса: увеличивает монетизацию основной услуги и повышает лояльность клиентов.

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Материал по теме

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Материал по теме

Как концепция q-commerce изменила ожидания вашего клиента: аналитика

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Авито предоставили селлерам мебели новый способ продажи

На платформе Авито появилась новая функция, которая позволяет покупателям заказывать мебель с учетом индивидуальных параметров и с частичной предоплатой. Этот пилотный проект уже доступен в разделе "Мебель ...

Shein запустит кредитную карту для продвижения в Латинской Америке

Китайский гигант быстрой моды Shein представляет свою первую брендированную кредитную карту. Её компания запускает в сотрудничестве с мексиканским финтех-проектом Stori. Это стратегическое партнерство направлен...

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Почта России совместно с компанией "Даркстор у дома" запускает новую логистическую услугу для продавцов маркетплейсов. Суть её в том, что теперь продавцы смогут хранить свои товары прямо в почтовых отделени...

Продажи автотоваров на Wildberries выросли в 2,6 раза

Аналитики JVO и CATAN зафиксировали значительный рост продаж автотоваров на маркетплейсе Wildberries в 2024 году. По их данным, выручка продавцов в этой категории за сентябрь-октябрь увеличилась на 20% по с...

Российский внешнеэкономический форум партнерства и сотрудничества «Международный день торговли – 2024»

7 ноября 2024 года в Москве в Торгово-промышленной палате Российской Федерации пройдет масштабное событие международного уровня – российский внешнеэкономический форум партнерства и сотрудничества «Междунаро...

Рост продаж детских товаров на маркетплейсах: тренды 2024 года

Согласно данным Мегамаркета, спрос на детские товары в 2024 году значительно вырос. Родители стали заказывать товары для своих детей в среднем в 1,5 раза чаще, чем годом ранее. Особенно заметен рост продаж ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.