Допуслуги для клиента, а не для галочки: как их прозрачная тарификация меняет рынок экспресс-доставки

Игорь Бахарев

Рынок логистических услуг претерпел существенные изменения за последние несколько лет. В центре внимания не только скорость, качество доставки, оправданные клиентские ожидания - это само собой разумеющиеся факторы, но и возможность получения дополнительных сервисов по заранее спрогнозированной стоимости. О четком ценообразовании и сопутствующем ему интересе клиентов к вспомогательным услугам, говорит руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер Сервис Экспресс" Андрей Задорожный.


Игра по правилам 

Одним из ключевых признаков зрелости рынка той или иной услуги является формирование общепринятых правил ценообразования. Т.е. когда на витринах компаний кнопка "Тариф уточняйте у оператора" заменяется на стройные прайс-листы и онлайн-калькуляторы расчета стоимости, можно смело говорить о том, что рынок данного сервиса и конкурентное окружение сформированы. Прозрачное ценообразование уже не позволит компаниям руководствоваться принципом: тариф = затраты + норма рентабельности.

С той или иной тщательностью отдел (департамент), ответственный за ценообразование, будет проводить анализ прайс-листов конкурентов в дополнение к оценке себестоимости. 

Для наглядной демонстрации разницы можно привести в пример недавно появившийся рынок приобретения и транспортировки автомобилей из неподсанкционных юрисдикций, ценообразование на котором преимущественно завязано на "индивидуальном" расчете. Так, стоимость схожего сервиса мультимодальной перевозки автомобиля из США в Москву на двух разных сайтах с первой страницы поисковой выдачи варьируется в диапазоне от 2750 до 6100 долларов США, что свидетельствует о множестве скрытых опций. 

С другой стороны, мы видим зрелый отечественный рынок транспортной логистики в сегментах курьерской и доставки для интернет-магазинов, а также перевозки сборного груза. На витрине любого крупного игрока в открытом доступе размещены прайс-листы с исчерпывающей информацией и, путем нескольких нехитрых манипуляций на калькуляторе, можно рассчитать финальную цену услуги, включая стоимость дополнительных опций, будь то доставка "Лично в руки" или с "Объявленной стоимостью".

Какой еще признак может свидетельствовать о дальнейшем упорядочивании рынка и росте конкуренции?  На наш взгляд, это вынесение на витрину с понятным ценообразованием и правилами оказания услуг, всего набора дополнительных сервисов, опций и расходов, которых может быть довольно много в сфере транспортной логистики.

Ведь чем насыщеннее предложение, тем более изощренными становятся приемы дополнительной монетизации услуг, а примитивные инструменты в виде скрытых комиссий уходят в прошлое. Мы считаем, что стоимость набора привычных популярных сервисов должна быть заметна и обозначаться на "витрине" компании. 


Лидеры и аутсайдеры 

Перечень сервисов, как и их востребованность, отличается в зависимости от продукта. Например, в нашей компании ТОП-5 дополнительных сервисов в каждом из описанных ниже сегментах выглядит следующим образом: 

b2b. Самый консервативный продукт. Ключевыми услугами здесь традиционно являются следующие: 

·         "Страхование";

·         "Объявленная ценность";

·         "Обрешетка";

·         Комплекс услуг информирования получателя, "Погрузочные работы" и "Доупаковка".

 

Доставка для интернет-магазинов (b2c)

·        "Наложенный платеж";

·        "Страхование";

·        "Обрешетка" и комплекс услуг "ПРР" на адресе доставки и сбора;

·        "Частичный выкуп" плюс "Примерка".

 

Доставка сборным грузом (ltl)

·         "Погрузочно-разгрузочные работы" - ввиду специфики груза (средний вес перевозимых отправлений составляет 220-265 кг);

·         "Страхование" и "Обрешетка";

·         Комплекс услуг информирования получателя и "Доупаковка".

Мы полагаем, что и в целом по рынку эти сервисы пользуются наибольшим спросом.

 

Зачем показывать дополнительные слуги

Расскажем на примере нашей компании. Так, в прошлом году мы начали внедрение новых дополнительных сервисов с широким спектром функциональных возможностей. Речь идет о формировании перечня доступных дополнительных опций для каждого продукта, настройке процесса их фиксации и биллинга, а также "вывода" во все доступные каналы - сайт, личный кабинет, типовое АПИ, рабочее место оператора КЦ. Благодаря прозрачной тарификации количество заказов дополнительных сервисов за 1,5 года увеличилась на 65%, а для относительно новых продуктов, например, "Сборного груза" - выросло в 2,5 раза.

Также за этот период мы отметили:

  • двукратный рост заказов на предоставление дополнительных услуг, что, в свою очередь, обосновано как ростом количества активных пользователей, так и среднего чека,
  • увеличение на 60% количества дополнительных услуг, заказанных с цифровой витрины против "аналоговых" инструментов (через персонального менеджера или колл-центр),
  • рост на 60% числа активных (не менее 1-ой заказанной услуги в месяц) пользователей. 

Безусловно, выведение дополнительных сервисов и услуг на цифровую витрину компании (сайт, личный кабинет) оказывается масштабным и затратным проектом. Однако мы уверены, что прозрачность при предложении допопций и сервисов является обязательной реакцией компаний на возрастающую конкуренцию. Демонстрация этих сервисов покупателям через цифровые каналы решает сразу два вопроса: увеличивает монетизацию основной услуги и повышает лояльность клиентов.

Материал по теме

Миллениалы лидируют в рейтинге лояльности работодателей

Материал по теме

Авито: россияне в среднем тратят 7000 рублей в месяц на онлайн-покупки

Материал по теме

Boxberry закрывает свои ПВЗ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Amazon тестирует умные очки для курьеров в гонке за скорость

Стремление к сверхбыстрой доставке товаров в течение часов или даже минут заставляет ритейлеров искать революционные решения для оптимизации логистических цепочек. Amazon в этой гонке пользуется технологиям...

Lamoda объединила инструменты для продавцов в единый кабинет

Lamoda значительно упростила процесс начала работы селлеров на платформе. С сентября 2025 года все этапы подключения новых партнёров полностью переведены в единый личный кабинет Lamoda Seller. Это ре...

Маркетплейсы под ударом ФТС из-за серого импорта

Федеральная таможенная служба (ФТС) России провела масштабные проверки на складах и в распределительных центрах крупных маркетплейсов, где было выявлено свыше 7,5 тыс. единиц незаконно ввезенного электроинс...

Wildberries начал продавать туры

Wildberries начал продавать клиентам брони на туристические пакеты. Услуга реализована совместно с туроператором Fun&Sun и доступна на сайте и в Android-приложении; запуск версии для iOS ожидается в ближайш...

Битва за десять минут: как мгновенная доставка захватывает Индию

На рынке мгновенной доставки Индии развернулась беспрецедентная битва: местные стартапы, подкрепленные миллиардами глобальных инвесторов, бросили вызов таким гигантам, как Amazon и Walmart. Рассмотрим позиц...

Ночной онлайн-шопинг охватил 75% россиян

Три четверти россиян (75%) совершают онлайн-покупки в ночное время, с 23:00 до 6:00. Годом ранее этот показатель был на 15% ниже и составлял 60%. Исследование финтех-компании ЮMoney подтверждает, что ночной...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.