Дмитрий Костыгин: "Российские предприниматели должны быть готовы к тюрьме"
Игорь Бахарев
Между тем, портал Inc. опубликовал небольшое интервью, данное предпринимателем незадолго до второго ареста. В нём бизнесмен сделал ряд важных выводов о российском ретейле и бизнесе вообще.
Один из важнейших выводов: под домашним арестом невозможно принимать бизнес-решения. И это касается не только тех менеджеров, которые занимаются постоянным операционным управлением.
"Нужно все время быть в действии. Нельзя приехать раз в квартал и порефлексировать. Нужно видеть, что происходит, ходить на собрания, слушать, присоединяться к вариантам звучащих решений, но не подменять собой управленцев", - говорит бизнесмен.
Ещё один вывод заключается в том, что хорошая команда не разваливается в кризисной ситуации. Конечно же, если речь идёт о проектах, которые существуют довольно давно.
"Из-за конфликта у нас запугали гендиректора, и он ушел летом 2016 года, когда все только начиналось. Конфликт задавал неопределенность, но компания прошла этот этап лучше, чем я ожидал. Я думал, что люди массово запаникуют и разбегутся, но ядро так и осталось стабильным", - рассказывает Костыгин.
А для того, чтобы вектор направления развития компании шел в нужную сторону, с самого начала необходимо выбрать правильного партнера, причем не просто какого-то хорошего управленца, а именно того, кто сможет раскрыться в конкретном проекте.
"Всегда есть проект, в котором конкретный человек будет фантастически эффективен. Просто человек должен найти этот проект в подходящее время. В то же время любой суперэффективный управленец в конкретном проекте в конкретное время может быть неэффективен. Я видел очень успешных людей, которые вообще не могли уловить, что к чему в новых проектах, и видел, как расцветали не очень, казалось бы, внятные люди. Чтобы относиться к этому спокойно, нужно много общаться", - говорит бизнесмен.
Для того, чтобы создать хороший продукт, необходимо постоянно его развивать и размышлять над его развитием. Костыгин рассказывает, что после многочисленных экспериментов он стал сторонником подхода "семь раз отмерь - один отрежь". Впрочем, "слишком глубоко зарываться в думы перед стартом тоже не стоит, потому что появляется риск совсем ничего не сделать", - добавляет он. Нужно не бояться начинать и сразу же думать, зачем ты это делаешь.
Стоит признать, что вычислить реакцию рынка заранее точно нельзя. Прошлый опыт не поможет сделать точный прогноз. "За тысячей "черных лебедей", встречавшихся за всю жизнь, следующий может оказаться платиново-золотым", - говорит Костыгин.
Ещё один вывод: отсутствие спроса не означает, что обязательно надо отказаться от продукта. Зачастую нужно немного его доработать, и тогда продукт сможет "выстрелить".
"У нас была история с майонезом: реально очень тяжелый рынок, на котором от копеек зависит, будут брать или нет. В Советском Союзе майонез был серого цвета, стандартными упаковками были стеклянная баночка с оловянной крышкой и хлипенькая пластиковая полистироловая ванночка. Майонез мы сначала сделали в ванночке, и он не пошел. А когда придали соусу желтый цвет и стали продавать в банке с закручивающейся крышкой под брендом "Моя семья" - продукт полетел", - рассказывает предприниматель.
В бизнесе нельзя уйти от конфликтов, уверен Костыгин. "Я видел всяких людей, в том числе и таких, которые соглашались вообще на любые истории в стремлении избежать конфликта. И я не разделяю этой позиции", - рассказывает он.
По мнению Костыгина, российские предприниматели должны быть готовы к тюрьме. "Всем предпринимателям в России надо знать основы: как выглядит изолятор, некоторые простые правила. Это само по себе не лишнее", - говорит он.
Это относится не только к полулегальному бизнесу, но и к тем компаниям, которые были созданы "с чистого листа" и занимались честной деятельностью.
"Когда я вернулся в компанию, сразу сказал всем посмотреть сериал "Крапленый" и перечитать "Колымские рассказы". Хотя я сидел дома и на Колыму меня не ссылали, после ареста в жизни появились новые краски: начинаешь еще больше ценить хороший круассан например", - добавляет Косыгин.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте