Фёдор Вирин (Data Insight): "Покупатели смирились с пандемией"

Игорь Бахарев

Апрель стал первым месяцем, когда пользователи перестали закладываться на пандемию и изоляцию. Кризис, порожденный вирусом и последовавшими за ним ограничениями, трансформировался в новое потребительское поведение. Пришла стадия "принятие". Такое предположение сформулировал сооснователь Data Insight Фёдор Вирин.

По словам эксперта, каждый кризис потребители "замирают" на некоторое время. В этот момент сокращаются все расходы кроме жизненно необходимых и аварийных (стиральная машина меняется только, если сломалась), деньги переводятся в какой-то безопасный резерв. Такое поведение продолжается несколько месяцев.

"Самый длинный на моей памяти период - это два с половиной года в момент кризиса 2015. Все это время потребители ждут "что все вернется обратно" и "доллар будет по 30 рублей". Пока это ожидание не закончится, деньги лежат в нычке, горизонт планирования - 2 недели. Поэтому правильнее всего этот период назвать "периодом ожидания", - рассказывает Вирин.

Перед периодом ожидания обычно есть короткий период быстрых и больших трат. Запас денег тратится на что-то большое и в обычное время тщательно планируемое. Покупки истерические, выше рынка и пр. Самым памятным для рынка периодом быстрых трат был всплеск покупательской активности конца 2014 года. Тогда, в надежде сохранить стремительно дешевеющие рубли, россияне активно скупали технику в магазинах. Потом закупленные впрок телевизоры и музыкальные центры весь год распродавали на досках объявлений.

В 2020 этот период был смазан, потому что кризис получился ползучий и не был связан с существенными изменениями курсов валюты и пр.

"Потом потребители перестают ждать, вылезая из долгого периода, как из зимней спячки. Интересно, что это происходит обычно довольно резко, за месяц-два. В воздухе видимо витает, риторика изменяется. Из периода ожидания потребители выходят с осознанием "новой реальности" и "что доллар теперь по 70", и дальше планируют свою жизнь и свои траты, исходя из этой новой реальности", - поясняет Вирин.

По его словам, именно в апреле 2021 года можно увидеть выход потребителей в России из периода ожидания. Самое важное, что происходит в этот момент - увеличение горизонта планирования до привычных (у кого каких) сроков. Соответственно, выстраиваются и потребительские планы.

"Поздравляю, фаза кризиса закончилась. Теперь разбираемся с последствиями", - фиксирует эксперт.

Наступление нового периода не означает, что в ближайшее время не может начаться еще один круг этого кризиса (для этого, по словам Вирина, прямо сейчас есть масса возможностей, почти все - политические). Но это означает, что именно из-за пандемии нового коллапса потребления ждать не стоит.

"Это означает, что пора, в частности, менять антикризисные предложения на нормальные, и пора разговаривать с потребителями про ожидания и подходы, а не про латание дыр. На всех уровнях достатка", - резюмирует Вирин.


Материал по теме

Российский рынок eGrocery продолжил расти: аналитика Data Insight

Материал по теме

Электронная коммерция в Татарстане: аналитика Data Insight

Материал по теме

Российский рынок eGrocery в начале лета: аналитика Data Insight

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

CB Insights: ритейл увеличил втрое инвестиции в цифровизацию и автоматизацию

По данным CB Insights, за второй квартал 2021 года инвестиции в розничные технологии приросли на 4% к прошлому кварталу и увеличились втрое по сравнению с прошлым годом до $31,5 млрд, достигнув нового макси...

Shein рвётся в топы российского fashion-рынка

Китайская компания из сегмента ультрафаст-фэшн Shein за год втрое увеличила свою ежедневную аудиторию в России и по этому показателю уже обогнала Lamoda. По данным Mediascope, в апреле на сайт и в мобильное...

ПЭК предупредил о задержках доставки грузов из Китая

В связи с затяжными ливнями и наводнениями сроки доставки грузов из Китая могут вырасти на 3-7 дней, прогнозирует директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. Причина - тайфун "Ин-Фа", который 26 июля во вт...

Ультрафреш пришел на смену готовой еде?

По данным iGooods, количество заказов готовой еды и кулинарии из гипермаркетов уменьшилось год к году на 20% в июне-июле. Частота заказов осталась на прежнем уровне - готовая еда и кулинария встречаются в к...

"Магнит" отчитался о продажах eCommerce

Экстраполированная годовая выручка (run rate) онлайн-канала "Магнита" составляет 7,6 млрд руб., исходя из последней недели июня. Сейчас ритейлер выполняет около 15 000 онлайн-заказов в день. Об этом говорит...

Hoff открывает омниканальный гипермаркет

Hoff открывает гипермаркет нового омниканального формата в ТЦ "МЕГА Белая Дача". Важной особенностью нового магазина является его заточенность под онлайн-продажи. Выбор для покупателей в этом гипермаркете н...