Фёдор Вирин (Data Insight): "Покупатели смирились с пандемией"

Игорь Бахарев

Апрель стал первым месяцем, когда пользователи перестали закладываться на пандемию и изоляцию. Кризис, порожденный вирусом и последовавшими за ним ограничениями, трансформировался в новое потребительское поведение. Пришла стадия "принятие". Такое предположение сформулировал сооснователь Data Insight Фёдор Вирин.

По словам эксперта, каждый кризис потребители "замирают" на некоторое время. В этот момент сокращаются все расходы кроме жизненно необходимых и аварийных (стиральная машина меняется только, если сломалась), деньги переводятся в какой-то безопасный резерв. Такое поведение продолжается несколько месяцев.

"Самый длинный на моей памяти период - это два с половиной года в момент кризиса 2015. Все это время потребители ждут "что все вернется обратно" и "доллар будет по 30 рублей". Пока это ожидание не закончится, деньги лежат в нычке, горизонт планирования - 2 недели. Поэтому правильнее всего этот период назвать "периодом ожидания", - рассказывает Вирин.

Перед периодом ожидания обычно есть короткий период быстрых и больших трат. Запас денег тратится на что-то большое и в обычное время тщательно планируемое. Покупки истерические, выше рынка и пр. Самым памятным для рынка периодом быстрых трат был всплеск покупательской активности конца 2014 года. Тогда, в надежде сохранить стремительно дешевеющие рубли, россияне активно скупали технику в магазинах. Потом закупленные впрок телевизоры и музыкальные центры весь год распродавали на досках объявлений.

В 2020 этот период был смазан, потому что кризис получился ползучий и не был связан с существенными изменениями курсов валюты и пр.

"Потом потребители перестают ждать, вылезая из долгого периода, как из зимней спячки. Интересно, что это происходит обычно довольно резко, за месяц-два. В воздухе видимо витает, риторика изменяется. Из периода ожидания потребители выходят с осознанием "новой реальности" и "что доллар теперь по 70", и дальше планируют свою жизнь и свои траты, исходя из этой новой реальности", - поясняет Вирин.

По его словам, именно в апреле 2021 года можно увидеть выход потребителей в России из периода ожидания. Самое важное, что происходит в этот момент - увеличение горизонта планирования до привычных (у кого каких) сроков. Соответственно, выстраиваются и потребительские планы.

"Поздравляю, фаза кризиса закончилась. Теперь разбираемся с последствиями", - фиксирует эксперт.

Наступление нового периода не означает, что в ближайшее время не может начаться еще один круг этого кризиса (для этого, по словам Вирина, прямо сейчас есть масса возможностей, почти все - политические). Но это означает, что именно из-за пандемии нового коллапса потребления ждать не стоит.

"Это означает, что пора, в частности, менять антикризисные предложения на нормальные, и пора разговаривать с потребителями про ожидания и подходы, а не про латание дыр. На всех уровнях достатка", - резюмирует Вирин.


Материал по теме

Лучшие по омниканальности в 2024: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Почти половина пользователей маркетплейсов готовы тестировать товары новых брендов

Материал по теме

Рынок eGrocery в ноябре 2023: аналитика Data Insight

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Спортмастер" запускает свой "мини-AliExpress"

"Спортмастер" решил зайти на рынок зарубежных покупок и запустил у себя на сайте и в приложении новый раздел SM Global. Теперь там можно заказать кроссовки и одежду известных брендов вроде Nike, Adidas, Con...

CX Fintech Day: технологии, меняющие мир взаимодействия с клиентами

11 декабря в Holiday Inn Сокольники состоится CX Fintech Day - ключевое событие 2025 года о CX-стратегиях в финансовой и смежных отраслях и о технологиях лидеров, меняющих мир взаимодействия с клиентом. Орг...

Онлайн-чек в товарах для ремонта в три раза выше офлайна

Клиенты интернет-магазинов товаров для дома и ремонта демонстрируют значительно более высокую платежеспособность по сравнению с покупателями офлайн-точек. Согласно исследованию Лемана ПРО за 2025 год, средний ч...

"1Событие для малого бизнеса" пройдёт 21 ноября

21 ноября в МВЦ "Крокус Экспо" пройдет "1Событие для малого бизнеса" - конференция, где технологии встречаются с опытом, а идеи превращаются в конкретные шаги. Предпринимателей, экспертов и представи...

Онлайн-аптеки увеличат количество заказов на 17% за год

Объем российского рынка ePharma по итогам 2025 года может достичь 464 млрд руб., прогнозируют аналитики компании Data Insight. При сохранении текущей динамики, количество заказов за год составит около 289 м...

Ozon встроил рекламу в ленту товаров: бренды теперь "естественно" видны пользователям

Ozon запускает новый формат рекламы - нативные баннеры прямо в ленте карточек товаров. Они выглядят как обычные товары и чередуются с ними, поэтому пользователь видит их естественно, без ощущения навязчивой...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.