Фёдор Вирин (Data Insight): "Покупатели смирились с пандемией"

Игорь Бахарев

Апрель стал первым месяцем, когда пользователи перестали закладываться на пандемию и изоляцию. Кризис, порожденный вирусом и последовавшими за ним ограничениями, трансформировался в новое потребительское поведение. Пришла стадия "принятие". Такое предположение сформулировал сооснователь Data Insight Фёдор Вирин.

По словам эксперта, каждый кризис потребители "замирают" на некоторое время. В этот момент сокращаются все расходы кроме жизненно необходимых и аварийных (стиральная машина меняется только, если сломалась), деньги переводятся в какой-то безопасный резерв. Такое поведение продолжается несколько месяцев.

"Самый длинный на моей памяти период - это два с половиной года в момент кризиса 2015. Все это время потребители ждут "что все вернется обратно" и "доллар будет по 30 рублей". Пока это ожидание не закончится, деньги лежат в нычке, горизонт планирования - 2 недели. Поэтому правильнее всего этот период назвать "периодом ожидания", - рассказывает Вирин.

Перед периодом ожидания обычно есть короткий период быстрых и больших трат. Запас денег тратится на что-то большое и в обычное время тщательно планируемое. Покупки истерические, выше рынка и пр. Самым памятным для рынка периодом быстрых трат был всплеск покупательской активности конца 2014 года. Тогда, в надежде сохранить стремительно дешевеющие рубли, россияне активно скупали технику в магазинах. Потом закупленные впрок телевизоры и музыкальные центры весь год распродавали на досках объявлений.

В 2020 этот период был смазан, потому что кризис получился ползучий и не был связан с существенными изменениями курсов валюты и пр.

"Потом потребители перестают ждать, вылезая из долгого периода, как из зимней спячки. Интересно, что это происходит обычно довольно резко, за месяц-два. В воздухе видимо витает, риторика изменяется. Из периода ожидания потребители выходят с осознанием "новой реальности" и "что доллар теперь по 70", и дальше планируют свою жизнь и свои траты, исходя из этой новой реальности", - поясняет Вирин.

По его словам, именно в апреле 2021 года можно увидеть выход потребителей в России из периода ожидания. Самое важное, что происходит в этот момент - увеличение горизонта планирования до привычных (у кого каких) сроков. Соответственно, выстраиваются и потребительские планы.

"Поздравляю, фаза кризиса закончилась. Теперь разбираемся с последствиями", - фиксирует эксперт.

Наступление нового периода не означает, что в ближайшее время не может начаться еще один круг этого кризиса (для этого, по словам Вирина, прямо сейчас есть масса возможностей, почти все - политические). Но это означает, что именно из-за пандемии нового коллапса потребления ждать не стоит.

"Это означает, что пора, в частности, менять антикризисные предложения на нормальные, и пора разговаривать с потребителями про ожидания и подходы, а не про латание дыр. На всех уровнях достатка", - резюмирует Вирин.


Материал по теме

Почти половина пользователей маркетплейсов готовы тестировать товары новых брендов

Материал по теме

Рынок eGrocery в ноябре 2023: аналитика Data Insight

Материал по теме

Data Insight: рынок eGrocery по итогам года вырастет в полтора раза

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries вслед за конкурентами запустил продажу автомобилей

С 18 апреля Wildberries запускает продажу автомобилей на своей онлайн-платформе. Первым партнером маркетплейса стал китайский автопроизводитель Chery. На первом этапе автомобили будут доступны для жителей М...

"Кухня на районе" напомнит клиентам об обеде

Сервис доставки еды "Кухня на районе" запустила чат-бота, который напомнит о приеме пищи. Идея очень проста - в череде рабочих и бытовых дел люди часто забывают о самом главном, а именно дать энергию своему...

Авито запускает программу выкупа планшетов у частных продавцов

С помощью сервиса пользователи смогут быстро и безопасно продать свой планшет партнеру Авито, не прикладывая усилий для общения с потенциальными покупателями и самостоятельной продажи товара. После подачи ч...

Крупные банки требуют ужесточить контроль над маркетплейсами

Крупные российские банки - ВТБ и Промсвязьбанк - выразили обеспокоенность отсутствием регулирования маркетплейсов, которые оказывают банковские и платежные услуги на своих платформах. "Для своих эк...

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

По итогам 2023 года количество аптечных организаций в России достигло почти 79 тыс, сообщают эксперты агентства DSM Group. Для сравнения: в 2009 году их было порядка 50-51 тысяч. Год прошел под знаком ужесточен...

Средний чек в 2023 году: онлайн-торговля обгоняет офлайн

Средний чек в интернет-магазинах в 2023 году почти вдвое превысил аналогичный показатель в традиционной рознице. Это следует из исследования СберАналитики, изучившего расходы россиян в офлайн- и онлайн-сегм...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.