"Быстрая еда" на дом: аналитика рынка от Ipsos
Игорь Бахарев
Cеть быстрого обслуживания "Вкусно - и точка" совместно с исследовательской компанией Ipsos провели масштабное исследование рынка доставки. Опрос проводился среди 1500 респондентов из 132 городов России. Исследование определило ключевых игроков рынка, причины заказа еды с доставкой, а также мотивы и барьеры среди пользователей.
QSR-бренды занимают лидирующую позицию в сфере доставки, опережая пиццерии, рестораны азиатской кухни, представителей ритейла и других игроков рынка. Более того, отрасль быстрого обслуживания обладает большим уровнем доверия среди пользователей: показатель удовлетворенности заказом у QSR-брендов - рекордные 90%.
Наиболее активно заказывают еду зумеры и миллениалы. Их доля от всей аудитории пользователей доставки составляет 43%. Реже пользуются различными сервисами люди старше 45 лет, так как предпочитают готовить еду самостоятельно или ходить в рестораны и кафе. Даже при наличии положительного опыта вероятность повторного заказа представителями этой аудитории крайне мала.
Также исследование показало связь между уровнем дохода и использованием сервисов доставки - чем больше люди зарабатывают, тем чаще они заказывают еду. Средний уровень заработка пользователей доставки - 50 тыс. руб. и выше на члена семьи. Несмотря на это, отношение к ценам двойственное: 34% опрошенных готовы заплатить больше за вкусную еду, при этом 32% активно ищут скидки и промокоды.
Большинство опрошенных пользуются доставкой для того, чтобы получить удовольствие от еды. Здесь прослеживается сильная эмоциональная связь: люди хотят побаловать себя (27%), приятно провести время за поеданием любимых блюд (18%) и почувствовать любимый вкус (17%). Тезис о том, что еда выступает одним из способов досуга, подтверждается тем, что заказ из QSR-сетей тесно связан с совместным потреблением. 71% респондентов заказывают доставку не только для себя, но и для своих близких. Причем наиболее часто опрошенные делают совместный заказ на ужин (70%), тогда как завтрак воспринимается как нечто персональное - только 3-4% респондентов приобретают блюда не только для себя, но и для других.
Что касается оформления доставки, то процесс в большинстве случаев начинается с выбора кухни и типа блюд, а почти каждый пятый выбирает сначала конкретное заведение или сеть. При этом пользователям не принципиально место оформления - 40% респондентов готовы переключиться на другой сервис или агрегатор.
Кроме того, для опрошенных комбинация ценовых факторов - хорошего сочетания цены и качества продукции (44%), бесплатной доставки (57%) - гораздо важнее удобства сервиса. Но если говорить о неценовых характеристиках, то больше всего потребители ценят скорость и разнообразие: 37% опрошенных считают быструю доставку и большой выбор блюд главными показателями удобства и качества сервиса. К значимым факторам респонденты также относят наличие любимых позиций и точность выполнения заказа. А вот вежливость курьеров важна лишь для 12% опрошенных.
Основной барьер доставки связан с отсутствием привычки. Пользователи редко заказывают еду, так как не привыкли это делать. Стоимость, доступность и качество блюд становятся причиной отказа от доставки гораздо реже.
Между тем, сервисы доставки еды фиксируют рост спроса на детские блюда. В "Яндекс.Еде" за первый квартал 2024 года количество заказов из детского меню выросло на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Лидерами продаж остаются традиционные картошка фри и куриный суп. Неожиданно на третье место в рейтинге самых популярных позиций детского меню в "Яндекс.Еде" попала грузинская кухня – мини-хачапури по-аджарски. Замыкают пятерку лидеров наггетсы и суп с фрикадельками.
"Такой рост спроса на блюда из детского меню может быть связан с изменением образа жизни людей, – комментирует представитель "Яндекс.Еды". – У современных родителей все меньше времени остается на готовку, а сервисы доставки позволяют им быстро и удобно заказать вкусную и сбалансированную еду для своих детей."
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте