Борьба за контрафакт на маркетплейсах: подводим итоги с экспертами

Игорь Бахарев

Вопрос нелегальной реализации товаров много лет стоит остро как перед государством, правообладателями и маркетплейсами, так и перед потребителями. В последнее время проблема стала особенно актуальна и для онлайн-площадок. Как обстоит ситуация с контрафактом сейчас, обсудили эксперты на форуме Russian Retail Show 2024.

По разным оценкам, в России менее 30% контрафактной продукции реализуется через eCommerce, при этом основным источником контрафакта остается офлайн-торговля. Такую оценку дала заместитель директора Центра экономики монополий и анализа регуляторных требований Фонда "Центр стратегических разработок" Елена Ковалева.

Участники панельной дискуссии "Антиконтрафакт в eCommerce" подвели промежуточные итоги работы нового инструмента рынка — добросовестных практик по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами. Его главная задача — борьба с контрафактной продукцией в eCommerce.

Полтора года назад Ассоциация "Объединение Корпоративных Юристов" (ОКЮР), представители маркетплейсов и правообладателей при участии ФАС России приняли решение объединить усилия в борьбе с контрафактом. Совместно участники разработали документ, в котором был описан механизм добросовестных практик. Практики были представлены общественности в июле 2023 года. На сессии подвели промежуточные итоги действия нового инструмента рынка и намечены планы по его дальнейшему развитию.

"Добросовестные практики — это важный инструмент, который устанавливает порядок взаимодействия маркетплейсов, продавцов и правообладателей. Только за первые месяцы его работы по жалобам правообладателей удалось заблокировать порядка 4 миллионов карточек на маркетплейсах. Мы понимаем, что борьба с контрафактом — долгий и сложный процесс, который затрагивает разные ведомства. Однако решение проблемы невозможно также без объединения усилий участников рынка и заинтересованных сторон. Вместе мы сможем препятствовать распространению неоригинального товара на онлайн-площадках", — отметила начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина.

Представители крупного бизнеса в сфере потребительского рынка подтвердили, что нелегальная продукция — давняя проблема всего ритейла как на площадках электронной торговли, так и в сегменте традиционной розницы.

"Борьба с контрафактом не замкнута исключительно на онлайне или офлайне, поскольку это взаимосвязанный процесс. В первую очередь, успешная борьба с контрафактом зависит от активности правообладателей. Например, мы в "Юнилевер Русь" регулярно мониторим онлайн-площадки на наличие контрафактной продукции наших брендов, потому что хотим оградить потребителя от некачественной продукции непонятного происхождения. Мы благодарны нашим потребителям, которые оставляют отзывы и фотографии на страницах недобросовестных продавцов — для нас это один из важных индикаторов при мониторинге", — отметила руководитель направления по защите товарных знаков компании "Юнилевер Русь" Анна Сидорова.

Успешная борьба с контрафактом, по её мнению, безусловно невозможна без сотрудничества с маркетплейсами — эффективные механизмы работы с претензиями правообладателей позволяют оперативно убрать подделку с продажи. Маркетплейсы также могут помочь "заземлить" нелегальных продавцов, так как обладают большим количеством данных о продавце, в том числе, например, данными о местонахождении складских помещений селлеров, что позволяет обнаружить их в офлайне.

"Маркетплейсы уже внедряют собственные инструменты для борьбы с контрафактом", — заявила заместитель директора по взаимодействию с государственными органами сервисов электронной коммерции Яндекс Татьяна Чибезова. Яндекс Маркет разработал и использует в работе алгоритмы, основанные на методах машинного обучения (ML модели), которые автоматически оценивают товары по нескольким показателям (в том числе релевантность стоимости товара, которую указал продавец, с другими рыночными предложениями в этой же категории; отзывы и оценки покупателей на товар). 

В случае, если модель считает товарное предложение подозрительным, система направляет запрос в службу контроля качества для дополнительной проверки, в том числе чтобы убедиться, что товар не является контрафактным.

"Контрафакт – сложная проблема для рынка, которая требует комплексного подхода к решению. Мы используем целый комплекс мер по борьбе с ним на платформе: проверяем карточки товара вручную и с помощью моделей машинного обучения, используем нейросети и изучаем отзывы клиентов. Есть и другие этапы проверки. Вместе с тем, важнейшей составляющей является отраслевая борьба. Только общими усилиями брендов, платформ и регуляторов, в том числе, по всем каналам продаж мы можем снизить объем контрафакта на рынке", — отметил Мухамед Хамуков, заместитель руководителя направления GR Ozon.

"Один из самых частых вопросов правообладателей связан со скоростью обработки их обращений о проверке права селлера продавать товар их бренда — это можно сделать в сервисе “Цифровой арбитраж” на Wildberries. Мы в конце прошлого года сократили срок рассмотрения таких заявок с 30 до 10 дней — это помогает защитить владельца бренда от потери дохода, а покупателя — от покупки неоригинальной продукции.

Мы также занимаемся стандартизацией процесса подачи заявлений при обнаружении контрафактной продукции в ходе контрольной закупки. Это небыстрый процесс, так как нам важно не только учесть пожелания правообладателей, но и обезопасить добросовестных продавцов от необоснованной блокировки карточек товаров. Надеемся, что уже скоро этот документ станет приложением к добросовестным практикам и поможет развивать их дальше", — отметила заместитель директора по развитию отношений с органами государственной власти Wildberries Алина Нуртдинова.

В завершение сессии участники наметили планы по совместному взаимодействию в вопросах борьбы с контрафактом на маркетплейсах. Модератор панельной дискуссии, партнер консалтинговой фирмы Antitrust Advisory Александр Егорушкин отметил, что запланировано дальнейшее развитие и доработка добросовестных практик, а также призвал правообладателей и иных заинтересованных лиц активнее подключаться к этой работе в рамках ОКЮР. 

Участники продолжат собирать и анализировать успешные примеры взаимодействия продавцов и покупателей с маркетплейсами в борьбе с контрафактом. В будущем эти кейсы войдут в "Белую книгу" и помогут правообладателям защищать свои интересы. Также стороны обсуждают создание единого "черного списка" продавцов, который позволит сократить количество нелегальных товаров в eCommerce.

Материал по теме

В России опять создадают "Чёрный список" для продавцов контрафакта

Материал по теме

Маркетплейсы опять создадут "Чёрный список" для продавцов контрафакта

Материал по теме

Wildberries грозит штраф из-за продажи контрафакта?

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

5post.market приостановил работу

Логистическая компания 5Post, принадлежащая X5 Group ("Перекресток", "Пятерочка", "Чижик"), приостановила работу своего сервиса 5post.market, который занимался доставкой товаров из-за рубежа. На сайте платф...

Стоимость привлечения клиентов в fashion-сегменте выросла, но конверсия упала: анализ рынка

Согласно исследованию E-Promo Group, в третьем квартале 2024 года стоимость привлечения клиентов в сфере моды заметно выросла. Особенно это касается поисковой рекламы в Яндексе, где цена клика (поиск небрендовы...

АВТОРУСЬ запустила собственное retail media

Группа компаний АВТОРУСЬ, один из крупнейших автодилеров и ритейлеров автотоваров, запустила рекламную платформу для поставщиков на своей розничной онлайн-площадке в сотрудничестве с Retail Rocket Group. Те...

"Лента" запустила доставку из "Зоомаркетов"

Сеть "Лента" запустила доставку товаров из магазинов "Зоомаркет". Партнёрами выступают "Купер" и Яндекс Еда.  Товары магазинов "Зоомаркет" появились на витринах "Купер", Яндекс Еда и Деливери. Пользо...

"Яндекс Лавка" вышла на рынок Казахстана

Сервис быстрой доставки продуктов и товаров для дома "Яндекс Лавка" расширяет свое географическое присутствие. С 29 ноября жители Алматы получили возможность заказывать товары через эту платформу. Это уже в...

Массовый сбой в сервисах доставки еды: виноват облачный сервис Яндекса

В четверг вечером россияне столкнулись с массовыми сбоями в работе популярных сервисов доставки еды. Среди пострадавших – «Вкусно – и точка», KFC, «Бургер Кинг», «Додо Пицца», «Купер», а также сервисы доста...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.