Бондовые склады в России: Чего ждать от проекта?

Игорь Бахарев

В ноябре в Татарстане должна заработать первая в России пилотная бондовая зона. АО "Почта России" запустит таможенный склад на основе международного почтового обмена на базе обособленного структурного подразделения. Соглашение об этом оператор подписал с Татарстаном ещё в августе. Мы попросили логистов и экспертов рассказать, что даст новая зона российскому рынку eCommerce, чего они ждут от неё, и какие возможные проблемы видят в реализации этого проекта. 

Генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк:

Пусть пока точно непонятно, запустится ли первая зона в ноябре, но то, что такие склады обязательно появятся - это точно. Первые шаги уже сделаны, и это не остановить.

Бондовые зоны упростят систему входа импортных и экспортных товаров, а также облегчат реэкспорт непродажных товаров. Отложенные платежи (налоги и пошлины) в таких зонах будут платиться в момент продажи конкретной товарной позиции. Точно будут сокращены сроки доставки - не нужно ждать прихода товаров из-за границы, они уже на территории бондовых зон в территориальных пределах РФ. Те же маркетплейсы смогут размещать товары на бондовых складах без уплаты налогов и пошлин, и уплачивать налоги в момент отправки конкретной товарной единицу заказчику, что обеспечивает перераспределение затрат по времени. А непроданные товары пойдут в другие страны по упрощенной системе реэкспорта.

Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России:

Бондовые склады должны помочь раскрыть потенциал России как рынка и транзитного государства. Прежде всего они будут востребованы в городах-миллионниках и на транзитных маршрутах. Например, если говорить о маршруте из Китая, то это Новосибирск и Екатеринбург, грузопоток из Европы ─ это Смоленск и Москва.

Стоит отметить такие преимущества, как возможность хранения товара и его обработки (переупаковки, стикеровки) на складе без таможенного оформления (уплаты НДС, пошлин). Это повышает привлекательность России как транзитного государства, а также снижает издержки импортеров - теперь им не нужно оформлять сразу всю партию, значит и уплата таможенных платежей происходит постепенно.

Руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics Феликс Херсонский:

Стоит отметить, что термин "бондовый склад" пока отсутствует как таковой в российском законодательстве. Однако в описаниях к проектам таких объектов указано, что при поступлении товаров на бондовый склад проведение процедуры ИМ 70 не потребуется, а его размещение для последующей обработки упростится.

Безусловно, наша компания заинтересована в их появлении, поскольку они позволят сократить сроки поставок из-за рубежа. В свою очередь, мы активно используем сеть таможенных складов по всей стране для хранения, консолидации и подбора товаров для иностранных клиентов.

Чаще всего на таможенных складах компании хранится одежда, так как BMJ-logistics специализируется на перевозках товаров сегмента fashion. В этой сфере существует такое понятие как базовые вещи, или never out of stock - товары с бесконечным запасом. В эту категорию входят нижнее белье, носки, простые хлопчатобумажные футболки, а также иные хорошо продающиеся позиции. Многие наши клиенты используют таможенные склады компании для хранения именно этих товарных групп. Последующая их доставка на полки магазинов по всей России происходит в течение двух-трех дней.

Директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов:

Понятие и практика работы бондовых складов пришли к нам из-за рубежа. В российском законодательстве пока нет такого понятия. В рамках таможенного кодекса ЕАЭС и Федерального закона №289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" мы можем оперировать терминами "склад временного хранения" (СВХ) и "таможенный склад".

До недавнего времени основной задачей бондового склада было хранение транзитных грузов до их дальнейшей отправки. Именно благодаря таким объектам страны Прибалтики и Финляндия пользовались большой популярностью для организации транзита товаров из США и Юго-Восточной Азии. По сути, это те же таможенные склады, поскольку товар "проходит" через них без уплаты платежей (пошлин, НДС, акцизов). Это также отражено в нашем законодательстве, но есть ограничения по продолжению транзита в другие таможенные органы. Например, закрыть таможенную процедуру "таможенный склад" можно выпуском для внутреннего потребления или реэкспортом. Однако открыть процедуру "транзит" для дальнейшего перемещения груза пока нельзя.

Развитие онлайн-торговли открыло новые возможности бондовых складов, особенно при так называемых трансграничных продажах формата B2B2C. В таких случаях при продаже от одного юридического лица другому, находящемуся в другой стране, товар попадает на бондовый склад, именно с этого объекта осуществляется доставка конечным покупателям. В такой схеме импортер либо ничего не платит, либо ограничивается небольшим фиксированным платежом, при этом освобождаясь от мер нетарифного регулирования (необходимости получения лицензий, сертификатов или деклараций соответствия). Таким образом бондовые склады работают в Европе и Китае.

К сожалению, вести торговлю в таком формате с таможенных складов в России пока нельзя. Упрощенные процедуры при трансграничной торговле действуют только при схеме B2C. Если произойдут необходимые изменения в законодательстве, объем трансграничной торговли может существенно увеличиться. Продажи B2B2C могут стать драйвером для быстрого появления новых продуктов и брендов на российском рынке. А пока в нашей стране таможенные склады в основном используются при импорте для фармацевтической индустрии, а с недавнего времени еще и для обязательной маркировки товаров обувной и парфюмерной отраслей.

Президент НАДТ Александр Иванов:

Легко сказать, что бондовые склады сделают нашу жизнь лучше, однако всё будет зависеть от разумности реализации этого проекта. Пока не совсем ясно, какие именно нормативы будут к бондовым складам применяться. То, что обсуждается сейчас (при условиях с НДС, других сборов, обязательной сертификацией, беспошлинным порогом и так далее) - дело совершенно пустое и бесполезное. Ну представьте, это как выкопать пруд, но не налить в него воды, а сесть на бережку и ждать, что там отчего-то сама собой заведется рыба. Продавцы массово не пойдут в такую зону.

"По уму" - китайский вариант, когда есть единый налог без всяких порогов, от нуля, с единой ставкой (в Китае 9,5%, например, в ЕС - 10, Японии 8 и проч), без сертификации (или безусловно принимается сертификат страны-отправителя) и так далее. Мы надеемся, что благодаря активности правительства Татарстана этот проект удастся реализовать в жизнь. Я поражен, в самом хорошем смысле, активностью правительства этой республики.

Так или иначе, во многих странах мира уже внедрены такие склады. Так что все проблемы, технологии, способы контроля и прочее - всё известно, ошибиться тут просто негде. Просто надо захотеть всё сделать "по уму", а не "для галочки".

Генеральный директор ООО "АйХёрб РУ" (iHerb) Илья Микин:

Преимущества организации на своей территории бондовых складов уже открыли для себя такие разные по всем параметрам игроки как Латвия и Гонконг. Гонконг, очевидно, представляет собой логистические "ворота" Китая - крупнейшего в мировом масштабе производителя товаров. Латвия хоть и не обладает промышленным потенциалом Китая, но использует близость к крупным рынкам сбыта: Европейскому Союзу и РФ.

У России, с ее уникальным географическим положением, а также развитой транспортной инфраструктурой, есть реальная возможности перехватить значительную часть транзита грузов из Китая в Европу и в обратном направлении - если, конечно, поторопиться с обустройством бондовых складов. Ведь соседи, например, Казахстан, еще год назад начали разработку этой перспективной отрасли и также рассчитывают стать заметными игроками на рынке.

Прецедентов создания подобных логистических объектов в России до сих пор не было, соответственно, вопрос их правового регулирования в данный момент стоит весьма остро. Узаконить бондовые зоны юридически можно двумя способами: путем внесения изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС и через создание отдельного, специального нормативного акта, регламентирующего их работу. Первый путь представляется сложным и долгим, как по причине самой основополагающей сущности таких законодательных актов как кодексы, так и в связи с тем, что Таможенный кодекс ЕАЭС является частью не только национального, но и наднационального права. Второй путь, то есть присвоение бондовому складу особого экономического и таможенного статуса в рамках национальной российской территории с соответствующим специальным законодательным регулированием, позволит решить эти вопросы быстрее и эффективнее.

Еще одной проблемой этого эксперимента может стать требование обязательной сертификации всей продукции согласно правилам ЕАЭС. Учитывая объемы и ассортимент трансграничной торговли, сделать это в обозримые сроки не под силу ни одному маркетплейсу. Думается, что взаимное признание сертификатов, выданных в ЕАЭС и основных странах-производителях товаров, позволило бы шире раскрыть потенциал бондовой зоны в Татарстане.

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Материал по теме

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.