Блокировки Роскомнадзора: промежуточные итоги и советы юристов

Игорь Бахарев

Около 60 компаний обратились за помощью к юристам международной правозащитной группы "Агора" из-за неправомерной блокировки Роскомнадзором IP-адресов, через которых осуществляется их деятельность.

Как сообщил "Медузе" юрист Дамир Гайнутдинов, за помощью обратились "владельцы маленьких бизнесов - интернет-магазинов, службы доставки, прокси-сервера". Все они "пострадали случайно, за компанию" после развернутой ведомством борьбы с мессенджером Telegram.

По его словам, владельцы пострадавших от блокировки интернет-магазинов и сервисов сейчас устанавливают ущерб и готовят обращения в суд.

Управляющий партнер связанного с Романом Абрамовичем фонда Impulse VC Кирилл Белов заявил, что убытки из-за действий регулятора несет малый и средний бизнес. По его словам, из-за действий регулятора пострадало приложение "Периодика", которое позволяет печатать фотографии с мобильного телефона и доставляет их пользователю, а также сервис товарных рекомендаций Retail Rocket.

Гендиректор курьерской службы "Птичка" Владимир Кобзев рассказал, что Роскомнадзор заблокировал его сервис и призвал компании подавать иски к регулятору.

Глава НАДТ Александр Иванов рассказал E-pepper.ru, что в его ассоциацию с информацией о нарушениях в работе обратились 11 интернет-магазинов. Однако они не готовы подавать иски и не знают, как действовать в сложившейся ситуации. Между тем, Роскомнадзор грозит заблокировать Facebook, что, очевидно, повлечёт за собой массу новых пострадавших.

Вот общий алгоритм действий, который советует "Агора" для тех, кто незаконно попал под санкции:

1) Удостовериться, что дело действительно связано с блокировкой, что это не техническая проблема сервера, не ddos-атака, в конце концов.

2) Зафиксировать доказательства:

- проверить наличие доменного имени сайта и IP-адреса в реестре РКН http://blocklist.rkn.gov.ru/. Сделать скриншоты этой страницы, а также страницы сайта с заглушкой оператора связи;

- обратиться в РКН по адресу Hotlinerkn@rkn.gov.ru с запросом о причинах блокировки;

- обратиться с жалобой на недоступность сайта к интернет-провайдеру, зафиксировать ответ (по электронной почте либо, в случае звонка - записав разговор с сотрудником поддержки);

- получить сертификат на доменное имея сайта (это можно сделать у регистратора), либо сделать распечатку страницы whois.com, если там указаны ваши реквизиты.

3) Обратиться с административным иском о признании незаконными действий и решений Роскомнадзора в суд (если сайт используется для коммерческой деятельности предпочтительнее арбитраж, если нет - суд общей юрисдикции). В какой конкретно суд, лучше дополнительно проконсультироваться.

4) В случае, если блокировка осуществляется на основании решения Генпрокуратуры (это будет указано в реестре либо в уведомлении РКН, которые вы, возможно, получили), иск следует предъявлять Генпрокуратуре и РКН одновременно.

5) В случае признания действий государственных органов незаконными у вас появится возможность требовать возмещения причиненного имущественного ущерба. Поэтому с самого начала необходимо фиксировать доказательсва расходов и ущерба (например, подтверждение оплаты за смену IP-адреса или расходы, связанные с простоем, выплатами возмещения клиентам, расходами на юриста и т.п.).

6) В случае отказа в удовлетворении иска и после прохождения 4 инстанций можно обращаться в Европейский суд по правам человека. Срок подачи жалобы - 6 месяцев со дня вынесения определения по второй кассационной жалобе. У нас есть шаблонная жалоба, тут мы готовы помогать.

Вчера группа запустила "горячую линию" для помощи владельцам сайтов, серверов, дата-центров, онлайн сервисов, столкнувшихся с техническими проблемами. Обращаться с просьбами о консультации можно Дамиру Гайнутдинову в Telegram/Twitter @snorri51, на почту damir51@gmail.com.

Как сообщил председатель "Агоры" Павел Чиков в своем telegram-канале, к началу мая правозащитники соберут все обращения и факты и обратятся в Генпрокуратуру о проверке соблюдения законности действий Роскомнадзора.

Материал по теме

Роскомнадзор начал блокировать онлайн-аптеки за продажу рецептурных лекарств

Материал по теме

iHerb проиграл битву за приложение в верховном суде

Материал по теме

Роскомнадзор зачистил почти 5 000 интернет-магазинов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Частные дома в Британии оборудуют мини-постаматами

Сеть супермаркетов Asda тестирует доставку продуктов в отсутствие заказчика в специальные боксы, которые устанавливаются возле дома или в подъезде. С помощью специального кода открыть их могут только курьер...

Богатые россияне предпочитают покупки в рассрочку онлайн

Сервис рассрочек "Всегда.Да" проанализировал портрет покупателя обычных и интернет-магазинов. Аналитики выяснили, что мужчины покупают в рассрочку онлайн гораздо чаще, чем женщины, и онлайн-покупатели в цел...

Девять из десяти россиян советуются с друзьями при покупке товаров

Большинство онлайн-покупателей (86%) советуются с кем-то из близких или друзей при покупке товаров. Как говорится в результатах исследования "Объявлений ВКонтакте" и исследовательского агентства ResearchMe, бол...

Увеличиваем эффективность доставки в онлайн-ритейле: несколько технологий

Доставка для многих онлайн-ритейлеров давно стала управляемым процессом, с помощью которого можно не только доставлять купленные товары, но и повышать лояльность клиентов. Однако, немногие используют все воз...

"Яндекс.Маркет" вводит единую стоимость доставки для покупателей

С 1 июля "Яндекс.Маркет" вводит для покупателей единые тарифы на доставку. Её стоимость будет одинаковой независимо от того, кто доставляет заказ: "Маркет" или сам продавец. Единые тарифы будут влиять ...

В каких интернет-магазинах самые удобные корзины?

Markswebb завершил E-commerce Checkout Rank 2021 — первое исследование процессов чекаута в крупнейших интернет-магазинах России. Эксперты изучили корзины 25 онлайн-ритейлеров из 5 категорий непродовольственной ...