Блокировки Роскомнадзора: промежуточные итоги и советы юристов

Игорь Бахарев

Около 60 компаний обратились за помощью к юристам международной правозащитной группы "Агора" из-за неправомерной блокировки Роскомнадзором IP-адресов, через которых осуществляется их деятельность.

Как сообщил "Медузе" юрист Дамир Гайнутдинов, за помощью обратились "владельцы маленьких бизнесов - интернет-магазинов, службы доставки, прокси-сервера". Все они "пострадали случайно, за компанию" после развернутой ведомством борьбы с мессенджером Telegram.

По его словам, владельцы пострадавших от блокировки интернет-магазинов и сервисов сейчас устанавливают ущерб и готовят обращения в суд.

Управляющий партнер связанного с Романом Абрамовичем фонда Impulse VC Кирилл Белов заявил, что убытки из-за действий регулятора несет малый и средний бизнес. По его словам, из-за действий регулятора пострадало приложение "Периодика", которое позволяет печатать фотографии с мобильного телефона и доставляет их пользователю, а также сервис товарных рекомендаций Retail Rocket.

Гендиректор курьерской службы "Птичка" Владимир Кобзев рассказал, что Роскомнадзор заблокировал его сервис и призвал компании подавать иски к регулятору.

Глава НАДТ Александр Иванов рассказал E-pepper.ru, что в его ассоциацию с информацией о нарушениях в работе обратились 11 интернет-магазинов. Однако они не готовы подавать иски и не знают, как действовать в сложившейся ситуации. Между тем, Роскомнадзор грозит заблокировать Facebook, что, очевидно, повлечёт за собой массу новых пострадавших.

Вот общий алгоритм действий, который советует "Агора" для тех, кто незаконно попал под санкции:

1) Удостовериться, что дело действительно связано с блокировкой, что это не техническая проблема сервера, не ddos-атака, в конце концов.

2) Зафиксировать доказательства:

- проверить наличие доменного имени сайта и IP-адреса в реестре РКН http://blocklist.rkn.gov.ru/. Сделать скриншоты этой страницы, а также страницы сайта с заглушкой оператора связи;

- обратиться в РКН по адресу Hotlinerkn@rkn.gov.ru с запросом о причинах блокировки;

- обратиться с жалобой на недоступность сайта к интернет-провайдеру, зафиксировать ответ (по электронной почте либо, в случае звонка - записав разговор с сотрудником поддержки);

- получить сертификат на доменное имея сайта (это можно сделать у регистратора), либо сделать распечатку страницы whois.com, если там указаны ваши реквизиты.

3) Обратиться с административным иском о признании незаконными действий и решений Роскомнадзора в суд (если сайт используется для коммерческой деятельности предпочтительнее арбитраж, если нет - суд общей юрисдикции). В какой конкретно суд, лучше дополнительно проконсультироваться.

4) В случае, если блокировка осуществляется на основании решения Генпрокуратуры (это будет указано в реестре либо в уведомлении РКН, которые вы, возможно, получили), иск следует предъявлять Генпрокуратуре и РКН одновременно.

5) В случае признания действий государственных органов незаконными у вас появится возможность требовать возмещения причиненного имущественного ущерба. Поэтому с самого начала необходимо фиксировать доказательсва расходов и ущерба (например, подтверждение оплаты за смену IP-адреса или расходы, связанные с простоем, выплатами возмещения клиентам, расходами на юриста и т.п.).

6) В случае отказа в удовлетворении иска и после прохождения 4 инстанций можно обращаться в Европейский суд по правам человека. Срок подачи жалобы - 6 месяцев со дня вынесения определения по второй кассационной жалобе. У нас есть шаблонная жалоба, тут мы готовы помогать.

Вчера группа запустила "горячую линию" для помощи владельцам сайтов, серверов, дата-центров, онлайн сервисов, столкнувшихся с техническими проблемами. Обращаться с просьбами о консультации можно Дамиру Гайнутдинову в Telegram/Twitter @snorri51, на почту damir51@gmail.com.

Как сообщил председатель "Агоры" Павел Чиков в своем telegram-канале, к началу мая правозащитники соберут все обращения и факты и обратятся в Генпрокуратуру о проверке соблюдения законности действий Роскомнадзора.

Материал по теме

Мессенджер будущего: как продвигаться в Telegram

Материал по теме

Сайт iHerb попал в список запрещенных

Материал по теме

Роскомнадзор начал блокировать онлайн-аптеки за продажу рецептурных лекарств

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Виртуальные продавцы захватывают китайский eСommerce

Китайский рынок электронной коммерции осваивает новый инструмент для круглосуточных продаж - AI-аватары. Это виртуальные продавцы, которые ведут живые трансляции на торговых площадках вместо людей. По слова...

Клиенты вдвое чаще возвращаются к конкретному бренду в интернет-магазинах, чем на маркетплейсах

Аналитический центр НАФИ совместно с Союзом электронной торговли изучил опыт использования различных каналов продаж на рынке eСommerce. Эксперты выяснили, что 40% представителей eСommerce-бизнеса, которые пр...

Две трети косметики на маркетплейсах оказались подделками

Более 65% косметических товаров, продающихся на крупных онлайн-площадках, являются поддельными. К такому выводу пришли эксперты организации Which?, проанализировав продукцию брендов Charlotte Tilbury, La Ro...

Бум подержанной одежды: M&S запускает магазин на eBay

Британский ритейлер Marks & Spencer открывает магазин подержанной одежды на площадке eBay в рамках расширения своей программы устойчивого развития Another Life. Цель инициативы — дать "старым любимым вещам"...

"Яндекс Лавка" делает ставку на фермерскую продукцию.

Сервис экспресс-доставки "Яндекс Лавка" объявил о запуске партнерской программы с локальными фермерскими хозяйствами. В рамках нового направления в каталоге появилось около 30 позиций молочной продукции, сыров ...

Конверсия страницы оплаты: что важно для роста продаж

Хотите узнать, почему клиенты бросают корзину на этапе оплаты и как это исправить? По данным исследований, почти 70% покупок не доходят до завершения из-за недоверия к сайту, сложного процесса или отсутствия...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.