Битва за налоги зарубежных посылок продолжается: итоги заседания ФАС

Игорь Бахарев
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), похоже, отказалась от идеи склонить иностранные магазины к обязательной регистрации в российских налоговых. Об этом, по словам, главы НАДТ Александра Иванова, шла речь на заседании в ФАС в пятницу.

После поручения президента РФ Владимира Путина создать так называемые "равные конкурентные условия" для российских и зарубежных компаний в интернет-торговле, чиновники Федеральной антимонопольной службы начали собирать регулярные круглые столы с участием экспертов рынка и чиновников.

В частности, на повестке дня, по словам присутствующего там регулярно Иванова, стоит три темы:

1. Предложение ФТС и "Почты России" о механизме взимания пошлин с зарубежных интернет-покупок. Эксперимент по взиманию такого сбора должен начаться в середине мая 2018 года. Деньги будут собираться в автоматическом режиме, а оператором платежей выступит "Почта". До конца года планируется подготовить необходимую нормативно-правовую базу новых сборов.

2. Предложение НАДТ ввести таможенные склады b2b2c. "На такие склады из иностранных магазинов поступают товары и лежат там нерастаможенными. Продажи конечному покупателю идут непосредственно с таких складов. Каждый раз, когда условный телефон выходит со склада, он проходит процедуру растаможки. Так решается куча проблем, в частности проблема возврата непроданных товаров. Этой истории во всем мире лет 5 или 6, она уже введена в разных странах. За все (складирование и растаможка) с магазина берется процент. За каждый товар, без минимального порога. В Китае - 11.9%, в Европе - 10%", - говорит Иванов.

3. Предложение АКИТ об обязательной регистрации всех зарубежных интернет-магазинов как налоговых резидентов в России. По этому предложению, все иностранные ИМ должны встать на налоговый учет и платить НДС.

С последней идеей АКИТ выступила еще в начале 2016 года. "Самый простой и понятный способ, которым уже воспользовались все зарубежные государства, это регистрация зарубежных игроков как налоговых агентов на территории страны", - говорил тогда президент АКИТ Алексей Федоров.

Идею АКИТ критиковали с самого ее появления. Например, Владимир Долгов, который на тот момент был главой российского eBay, заявлял, что обязать иностранные торговые площадки платить НДС в России - непростая задача.
"Например, большинство продавцов на eBay являются частными лицами, и обязать каждого из них регистрироваться в России для уплаты налогов попросту невозможно", - говорил он.
Сегодня в eBay продолжают настаивать на этой позиции. "Более того нынешняя команда eBay провела ряд исследований, как внутри компании, так и привлекая независимых экспертов, которые подтвердили невозможность как законодательного, так и практического позиционирования маркетплейсов, как налоговых агентов", - рассказал директор eBay в России и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов

Исполнительный директор Оборот.ру Иван Кургузов считает, что проще договорится с Aliexpress и eBay.
"Они уже давно готовы выступать налоговыми агентами для своих подключенных магазинов. А все остальные мириады иностранных магазинов у нас регистрироваться не будут. Но у нас 95% продаж - это именно Aliexpress и eBay. Так что вывод очевиден", - говорит он.
Иванов поделился с E-pepper.ru данными осеннего исследования Copenhagen Economics о перспективах налогообложения кроссбордера. Тема исследования - дебатируемый в Европе вопрос об обнулении беспошлинного порога.

Как говорят авторы исследования, затраты на администрирование сборов налогов во всех изученных случаях "превосходят максимально возможную потенциальную прибыль от сбора НДС даже после внедрения упрощенной системы отчетности". Интересно, что убытки прямо пропорциональны беспошлинному барьеру - чем он ниже, тем убытки больше.
"Мы установили несколько негативных последствий упразднения беспошлинного ввоза товаров. Несмотря на то, что мы признаем и уважаем стратегическую цель создания равных условий для всех игроков рынка, мы пришли к выводу, что на практике осуществление данного плана потребует относительно больших затрат, ставя под сомнение эффективность данного конкретного предложения", - пишут авторы исследования.
Совет Еврокомиссии по Оценке Воздействия также находит макроэкономическую пользу, связанную с созданием равных условий для отечественных и зарубежных продавцов, "ничтожно малой".

В выводах исследования Совета, говорится, что потребители в ЕС, в случае упразднения беспошлинного ввоза товаров, будут испытывать "общее негативное воздействие", поскольку потребительский выбор будет снижаться, а цены расти из-за более высоких издержек на администрирование и увеличения налога.
"Логистические операторы отметят увеличение затрат на администрирование с 0,7 до 1,7 млрд. евро по сравнению с текущими показателями (+ 1 млрд евро, т.е. + 143%), поскольку дополнительные 150 млн. единиц товара будут облагаться НДС, ожидается, что доходы от сбора НДС уменьшатся на приблизительно 0,05 млрд. евро из-за большего количества несогласованности при осуществлении администрирования, трансграничная электронная торговля снизится на 0,9% (1,7 млрд. евро), цены на рынке электронной торговле повысятся на 0,5%, а общее количество уменьшится на 0,2%", - следует из данных исследования (Источник: European Commission (2016), SWD(2016) 379 final, стр. 30-32).
Однако сейчас идея, видимо, забыта. "На заседании ФАС выступил президент "М.Видео" Александр Тынкован. Он снял с обсуждения предложение налогового резиденства. Умное решение, слава богу, нам не придется и далее обсуждать эту тупиковую ветвь", - говорит Иванов.

Впрочем, официальный представитель АКИТ заявил, что в ассоциации "по-прежнему выступают за то, чтобы происходила НДС-регистрация. Если она не происходит в добровольном порядке, то тогда будет действовать таможенный сбор". Президент АКИТ Алексей Федоров не смог представить свою точку зрения на эту тему.
Материал по теме

Европейская трансграничная электронная коммерция демонстрирует взрывной рост

Материал по теме

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Материал по теме

Порог для кроссбордера: на пороге снижения

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Согласно данным опроса, проведенного порталом lenta.ru, 72% россиян предпочитают совершать крупные и значимые покупки на сайтах интернет-магазинов или брендов, а не на маркетплейсах.  Основными мотив...

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Основной канал продажи БАДов в онлайн-торговле - это маркетплейсы, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. По его оценке, в 2024 году крупные площадки продадут их чуть менее чем на 40 млрд рублей все вместе...

Товары OBI теперь доступны на Ozon

Покупатели маркетплейса теперь могут найти на онлайн-витрине до 26 тысяч товаров из OBI - крупной сети DIY-гипермаркетов. Все для обустройства квартиры, ремонта, декор, техника, новогодние ели и другие това...

Мегамаркет начал работать с продавцами путёвок

Мегамаркет, один из крупнейших российских маркетплейсов, объявил о запуске нового направления, посвященного путешествиям. Теперь пользователи платформы могут не только приобрести товары для дома и быта, но ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.