Берегись, новичок: 4 главных ошибки при создании интернет-магазина
Игорь Бахарев
Ошибка 1: Запустить бизнес, не протестировав нишу
Распространенная ошибка всех начинающих предпринимателей — бросать все усилия в ту нишу, которая не подтвердила своей рентабельности.К примеру, предприниматель всю жизнь увлекался автомобилями и вдруг решил заняться продажей шин. Ведь главное — «делать то, что тебе интересно, а продажи пойдут сами собой». Он вдохновлен идеей и вкладывается в создание интернет-магазина (про то, сколько придется потратить на старте, мы расскажем в ошибке №2). Но позже выясняет, что шины в интернете никто не покупает, да и развивать эту нишу силами одного энтузиаста — гиблое дело. Грустная и очень распространенная история.
Решение:
Протестируйте нишу перед тем, как начать вкладываться в магазин. Существует немало бесплатных методов. Можно начать с изучения конкурентов: посмотреть, где продается тот или иной товар, узнать, какой на него спрос. А можно стартовать на Avito или досках бесплатных объявлений.
Например, вы хотите открыть интернет-магазин, где будете продавать украшения ручной работы. Для начала создайте качественное продающее объявление, сделайте несколько красивых фото ваших изделий (или найдите фотографии того, что собираетесь продавать) и разместите на сайте. Укажите контактный номер телефона и ждите звонка. Даже если сейчас вам нечего продавать, а звонки пошли — не переживайте. Вы всегда можете ответить, что товар временно закончился, записать номер телефона покупателя и перезвонить ему, когда вещь будет в наличии. Так вы быстро и бесплатно сможете подтвердить или опровергнуть теорию о спросе на ваш товар, а заодно найдете первых клиентов.
Ошибка 2: Интернет-магазин как цель
Вторая по значимости ошибка молодых предпринимателей — ставить первоочередной целью бизнеса запуск сайта, когда еще не налажен канал сбыта товаров, нет продаж, не отстроен процесс логистики, а контракты с поставщиками не подписаны.Решение:
Сайт интернет-магазина — всего лишь инструмент, который помогает расширить канал сбыта товаров и дает возможность уже существующему бизнесу увеличить продажи и нарастить клиентскую базу.
Порой даже наличие интернет-магазина не обязательно: предпринимателю на старте будет гораздо удобнее зарегистрировать страницу магазина в любых соцсетях или воспользоваться возможностями маркетплейсов. Давайте подсчитаем, сколько будет стоить создание простенького онлайн-магазина:
- Зарегистрировать ИП или ООО. Начинающие чаще выбирают ИП, так как вести бухгалтерию индивидуальным предпринимателям практически не нужно. Регистрация ИП стоит 800 рублей.
- Купить домен. Цены на самые простые и непопулярные имена начинаются от 199 рублей.
- Оплатить хостинг. SAAS-конструкторы вроде Tilda и прочих дают возможность работать без хостинга, но лучше взять платную версию, чтобы избавиться от домена второго уровня и получить дополнительные опции. В среднем базовый пакет обойдется предпринимателю в 3 500 рублей за год.
- Подобрать платформу для интернет-магазина. Например, можно зарегистрироваться на Ecwid: если вы продаете меньше 100 товаров одновременно, обслуживание будет бесплатным. С подобными платформами предпринимателю в принципе не нужен сайт собственного магазина: многие из них при регистрации предоставляют стартовый одностраничный сайт.
Куда проще и надежнее запустить ряд объявлений на «Авито» или создать страницу магазина во «ВКонтакте» — это бесплатно и занимает от 30 минут до пары часов. Но и здесь есть шанс остаться без клиентов: основная проблема продавца заключается в приеме платежей, которую мы обсудим в ошибке №3.
Если вы более продвинутый продавец, у вас уже есть лояльная база клиентов и вы видите потенциал в своем бизнесе — подумайте в сторону маркетплейса. Если вы продаете одежду, обувь и аксессуары — создайте страницу продавца на Lamoda и Wildberries. Если продаете бытовые товары — вам может подойти сервис Беру. Хотите продавать за границу — создайте профиль на Amazon или eBay.
После заключения договора с маркетплейсом продавец создает собственную страницу с товарами, загружает их на сайт и может хранить свои товары на фулфилменте магазина-партнера. Выгода для продавца в том, что маркетплейс — уже раскрученная площадка: вам не потребуется вкладывать дополнительные деньги, как при создании интернет-магазина.
Ошибка 3: Не продумать бизнес-процессы
Зачастую те предприниматели, которые начали бизнес с Avito или группы во ВКонтакте, продолжают делать все вручную. Клиент обращается к продавцу в личные сообщение, выбирает товар и оформляет заказ через личные сообщения. Оплата, как правило, переводится продавцу на личную карту, а вопрос с доставкой решается с помощью "Почты России".Такая схема действительно рабочая, но бесперспективная. Предприниматель будет вкладывать деньги в рекламу, лить трафик на сайт, но потеряет клиента на этапе оплаты заказа: перевод денег на личную карточку или отсутствие наложенного платежа (так оформляются более 50% заказов в рунете) отпугнут покупателя. Как следствие, вы не получите эффекта от вложений в рекламу.
Конечно, когда у вас нет полноценного интернет-магазина с настроенной онлайн-кассой, а покупатели уже есть, единственным способом получить оплату кажется перевод на вашу личную карту. Но это не совсем честно и для продавца, и для покупателя. Если ежемесячный доход предпринимателя превышает 200 тысяч рублей, по закону о самозанятых он обязан отчислять государству от 4% до 6% своего дохода (размер налога зависит от того, кто является клиентом предпринимателя — физические или юридические лица). А покупатель всегда рискует остаться обманутым, совершая перевод незнакомому лицу без подтверждения отправки товара.
Согласно статистике платежного сервиса PayOnline, за год из-за действий мошенников в интернете пользователи теряют порядка 7 млрд рублей. В целом 43% всех, кто имеет доступ к интернету, когда-либо сталкивались с обманом в интернете: доверяли продавцу и переводили деньги на карточку или онлайн-кошелек, а в итоге оставались без товара.
Решение:
Чтобы не просесть по конверсии и получить возможность гарантировать покупателю безопасность сделки, у вас есть несколько вариантов:
- Сделать предоплату на сайте. Если у продавца есть сайт, можно подключить магазин к платежной системе: Яндекс.Кассе, Робокассе, QIWI, CloudPayments или любой другой, которая работает с ИП или ООО. Но нужно сразу предусмотреть три важных фактора: во-первых, все онлайн-кассы отправляют данные в налоговую. Во-вторых, эквайринг возьмет себе комиссию с оплаты каждого заказа (обычно до 3%), а в третьих — потребует от сайта SSL-сертификат безопасности.
- Решить вопрос с доставкой. От ниши, в которой вы продаете, зависит то, какие услуги запрашивать у логистической компании. Например, если у вас fashion-сегмент, то вам потребуется услуга проверки содержимого посылки и услуга частичного выкупа — покупателю редко подходят все заказанные вещи. Если ваши покупатели из отдаленных регионов, куда может доставить только Почта России, подключитесь к агрегатору, который позволит не отправлять посылки самостоятельно из отделений Почты. Если товары требуют доставки день-в-день по Москве, то позаботьтесь о том, чтобы у вас всегда был запас товаров, или попробуйте услугу фулфилмента на аутсорсе. Но чтобы покрыть всю географию России и обеспечить удобную доставку для клиента, лучше подключить несколько служб. Это лучше всего сделать через тот агрегатор доставки, который дает доступ сразу к нескольким компаниям и предложит выгодные тарифы.
- Настроить наложенный платеж. Более половины новых покупателей в интернете предпочитают отправку наложенным платежом, потому что не доверяют продавцам и привыкли к оплате наличными. Чтобы подключить услугу через логистическую компанию, предпринимателю потребуется зарегистрироваться минимум как ИП. За свои услуги компания возьмет порядка 1-3% от суммы заказа. Прежде чем заключать договор со службой доставки, определите сроки возврата денег магазину — маленькие магазины особенно чувствительны к этому, так как любая прибыль идет на закупку следующей партии товаров. Наложенные платежи также предполагают возврат товаров (процент невыкупа товаров напрямую зависит от ниши). Чтобы не уйти в минус, смотрите тарифы на расчетно-кассовое обслуживание курьерской службы. Поддержать бизнес на первых порах поможет факторинг — финансовые услуги на условиях отсрочки платежа.
Ошибка 4: Перекладывать ответственность на других
Есть еще одна ступенька, на которой легко споткнуться — возомнить себя большим боссом и передать все в руки фрилансеров или подчиненных, не вникая в процессы собственного бизнеса.Решение:
Если вы стоите на старте запуска интернет-магазина, разберитесь в каждом его аспекте. На первом этапе нужно вникнуть в техническую часть — начать с выбора правильного движка, понять, будут ли в вашей команде специалисты и деньги, чтобы поддерживать их работу, определить, какие сервисы потребуется подключить дополнительно.
Я часто встречаю классическую ситуацию: у предпринимателя магазин на CMS Битрикс, для оформления заказов он хочет использовать модуль RetailCRM, а отправлять посылки — через Shiptor. Вместо того, чтобы разобраться и понять, что такая интеграция уже существует, он дает задачу фрилансеру, чтобы тот написал ее под интернет-магазин. Подобные случаи с некомпетентностью руководителей чаще приводят к тому, что вся работа целиком ложится на плечи фрилансера, который вряд ли вникнет в суть бизнеса, будет добросовестно сдавать работу в срок и предложит не сырое решение.
Онлайн-торговля — не такой легкий бизнес, как полагают новички. В среднем только 10 из 100 открывшихся интернет-магазинов остаются на плаву в первый год после запуска, но и это не гарантирует им успешное будущее. Рынок конкурентен и не выдерживает некомпетентных игроков. Стоит подойти к делу осознанно: почитать профессиональные блоги, поговорить с коллегами по рынку. На первых порах не стоит брать на себя слишком много и гнаться за вдохновляющими гигантами рынка. Порой даже небольшой, но продуманный до мелочей интернет-магазин может иметь сотни лояльных клиентов и приносить создателю неплохую прибыль.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте