Автоматизация торговли на маркетплейсах: что нужно понимать на старте

Игорь Бахарев

Современные диджитал-инструменты позволяют существенно сократить рутинные процедуры и вывести бизнес на новый уровень. Работа с маркетплейсами - не исключение. Юрий Ульянов, совладелец и руководитель отдела разработки AVOSHOP, о трех главных вопросах, которые важно понимать на старте и трех главных ошибках автоматизации.

Принято считать, что автоматизация торговли на маркетплейсах необходима только крупным компаниям с большим товарооборотом. Однако это не совсем верно: она требуется при таком количестве товаров, когда невозможно своевременно контролировать остатки и цены на всех маркетплейсах вручную. А это может быть и при товарообороте от 100 тысяч рублей в месяц. Использовать такие инструменты могут средние и даже совсем небольшие компании, если они намерены развиваться и масштабировать бизнес. В таком случае автоматизация позволит избежать многих сложностей, которые неизбежно возникают при росте бизнеса. Как только вы понимаете, что дела идут в гору и есть все предпосылки к росту - стоит задуматься об автоматизации.

Зачем вообще нужно автоматизировать работу с маркетплейсами? Ключевое преимущество автоматизации торговли на маркетплейсах, как и автоматизации вообще, заключается в избавлении от рутинных процессов. Как следствие - тотальная экономия времени и кратное снижение рисков, связанных с человеческим фактором. Программа работает круглосуточно, семь дней в неделю и не ошибается из-за усталости или личных проблем.

В случае с маркетплейсами автоматизация избавляет от необходимости вручную контролировать наличие товаров и своевременно обновлять остатки на площадках. Все сделает программа: как только товар где-то зарезервируют, остаток автоматом уменьшится на всех остальных площадках, без участия сотрудников. Такой подход дает возможность подключать в работу неограниченное количество сервисов для торговли. При этом риск получения санкций со стороны маркетплейса из-за отмены заказов минимален.

Также автоматизация позволяет торговать неограниченным ассортиментом товаров и легко этот ассортимент увеличивать - среди наших клиентов есть небольшие компании, которые особенно оценили этот момент в период резкого расширения бизнеса.

Наконец, система автоматизации в любой момент покажет актуальное состояние счетов компании, взаиморасчетов с поставщиками и покупателями. Удобно, что программа не только ведет учет всего, но и содержит в себе инструменты аналитики, которые показывают финансовое состояние компании в различных разрезах.

Три самых распространенных вопроса от новичков в автоматизации:

Автоматизация - это дорого?

Буду честен - это как минимум не дешево. Причем чем более самостоятельная программа требуется, тем дороже она будет стоить. Но грамотно подобранная и настроенная система очень быстро себя окупит за счет трех факторов:

●        снижение затрат на контроль за наличием товаров;

●        уменьшение количества ручного труда и, как следствие, снижение затрат на ФОТ;

●        легкое масштабирование - в автоматизированную систему достаточно вносить исходные данные по товарам, а управление ассортиментом она выполняет самостоятельно, прием заказов начинает работать автоматически.

Как именно автоматизация позволяет экономить время?

Здесь все просто. Если работать по старинке - например, вести в excel список товаров и ежедневно пересчитывать там остатки и цены, то можно тратить на это большую часть дня. И даже если заниматься исключительно этим, при таком подходе можно контролировать лишь очень небольшое количество товаров.

Автоматизированная система все делает сама, сокращая время на работу как минимум в два раза. Закупили товар у поставщика, продали - автоматически все посчиталось. Товар закончился? Система сама скрывает его с витрины. Снова появился в наличии - сразу автоматически вывелся на витрину. Конечно, многое зависит от квалификации самого продавца: если он хорошо разобрался в системе, то на работу ему потребуется ровно столько времени, сколько нужно на упаковку товара.

С чего начать автоматизацию работы с маркетплейсами?

Самое важное, что должно быть у владельца бизнеса - желание учиться новому, осваивать незнакомые прежде навыки. Автоматизация - это не волшебная кнопка, которую достаточно нажать и можно больше ничего не делать. Думать, что все будет работать само - ловушка.

Автоматизация - это новый уровень вашего бизнеса. С одной стороны, она упрощает ведение учета, а с другой стороны - требует от управленца принять новое и начать работать иначе, не так, как привыкли. Именно поэтому вначале работа через автоматизированную систему может оказаться даже сложнее, чем ручной формат. Но это только первое впечатление, которое надо преодолеть, обучившись новой схеме работы. Необходимый минимум - это инструкция по работе с выбранной системой автоматизации.

Перед началом автоматизации владелец бизнеса должен четко понимать, о каких именно процессах идет речь. Идеально, если вы можете их продемонстрировать и объяснить конечную цель. Именно комплексное понимание желаемого результата позволит сделать работу по автоматизации быстрее и дешевле.

Материал по теме

Девелопер ПИК запустил мебельный маркетплейс

Материал по теме

Как компаниям не потерять доверие пользователей в текущей ситуации: полезные советы

Материал по теме

Негативные отзывы в интернете: что с ними делать бизнесу?

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

СберМаркет ввел плату за сборку заказа

СберМаркет ввел плату за сборку заказа, обнаружили подписчики ТГ-канала "Из коммерса в е-коммерса". Также компания запустила возможность оплатить крупный заказ частями.  Напомним, что в апрел...

"Всевидящее око" в ритейле: кейс Х5 Group

Технологии самообслуживания во время пандемии стали важнейшими для развития торговли. Резко вырос запрос на бесконтактные покупки и оплату товаров, "умные" тележки, омниканальные системы. Фаворитами оказалис...

Ozon сэкономит на пакетах

Ozon продолжает оптимизировать стоимость доставки товаров. В частности, компания отказывается от фирменной упаковки товаров.  С 13 мая товары с фулфилментов маркетплейса доставляются следующим...

"Магнит" начал доставлять продукты из дискаунтера

"Магнит" объявил о старте доставки товаров из сети дискаунтеров "Моя Цена" в 32 городах России. Ранее покупатели могли приобрести продукцию только в физических магазинах этого формата. К доставке подключены...

AliExpress сокращает персонал

Маркетплейс "AliExpress Россия" сократил до 40% персонала. Это коснулось по большей части подразделений, которые прекратили быть востребованными после введения санкций против РФ, сообщают источники "Ведом...

СДЭК поможет C2C-барахолкам

Логистический оператор СДЭК создал новый сервис "Наложка". Планируется, что с его помощью клиенты компании смогут продавать наложенным платежом ненужные им вещи: одежду, технику, книги, детские игрушки и та...