Меню

Автоматизация онлайн-ритейла: с чего все началось в России и к чему пришло

Игорь Бахарев
Российский розничный рынок находится в точке зарождения большой индустрии - автоматизации онлайн-ритейла. Уже десятки игроков предлагают свои продукты и услуги. Основатель и руководитель 24TTL Юрий Шишкин рассказал о настоящем и будущем индустрии автоматизации онлайн-ритейла.

Особенности российского рынка

Около трех лет назад были единицы компаний, которые занимались автоматизацией в eCommerce, сейчас рынок растет. Сегодня его уже можно разделить на сегменты: есть совсем небольшие компании, которые помогают автоматизировать ценообразование на основе анализа предложений конкурентов или автоматизируют формирование товарного фида под разные площадки. Также существуют ИТ-компании, специализирующиеся на PIM системах.

Интересно, что крупные рекламные гиганты увидели в этом бизнесе большой потенциал и растят внутри экспертизу, открывают целые отделы, отвечающие за автоматизацию онлайн-ритейла, или поглощают небольшие компании.

Это говорит о том, что крупный бизнес идет в онлайн-ритейл и рассматривает маркетплейсы еще и как медийные площадки с огромным трафиком. Это очень актуально для FMCG, например.

Сейчас оборот рынка компаний, занимающихся автоматизацией онлайн-ритейла в России, достаточно небольшой - 1-2 миллиарда рублей в год, что, по сути, соответствует уровню его развития.

Догнать Америку, но смотреть на Азию

Конечно, если сравнивать нас с американским рынком, где эта индустрия зародилась гораздо раньше, мы отстаем с точки зрения количества игроков. Так, крупная выставка IRCE в Чикаго, посвященная ритейлу, насчитывает сотни стендов технологических компаний, создающих инновационные решения.

У нас на выставках такого плана мы видим интеграторов, веб-разработчиков, но мало специалистов со специализацией в онлайн-ритейле.

Долгое время в США многие IT и сервисные компании стремились создавать продукты с фокусом на Amazon, который держал больше 50% рынка. Вокруг этого онлайн-ритейлера выстроилась целая экосистема, обслуживающая его нужды.

Но сейчас ситуация меняется. На позиции Amazon начал серьезно влиять классический ритейлер Walmart, который активно взялся за развитие своего маркетплейса.

В России же другая картина. Тут мы развиваемся с учетом того, что у нас изначально есть много торговых площадок со своими требованиями. И производители стремятся присутствовать сразу на нескольких маркетплейсах. Это значит, что технологические компании должны создавать свои решения автоматизации принимая во внимание все нюансы, объединять технологии для того, чтобы облегчать задачу производителю.

В этом плане мы ближе к Азии, там также есть большое количество площадок, Alibaba, конечно, занимает лидирующие позиции.

Сегмент, который динамично растет на азиатском рынке и скоро придет к нам - social commerce.Это специальные сервисы, которые дают возможность совершать коллективные покупки: mini apps в WeChat, продажа в социальных сетях, и, конечно же, live commerce.

Это целая индустрия, которая делает первые шаги в России. Все началось с AliExpress Live, мы также стараемся быть на гребне инноваций. Так, недавно наша команда организовала первый в России онлайн-фестиваль IDRF, который собрал более 10 миллионов зрителей из 140 городов, а популярные блогеры провели более 100 live стримов.

Популярность новых технологий

За время карантина покупатели очень быстро научились пользоваться новыми технологиями. По данным DataInsight во время пандемии появилось 10 миллионов новых шопперов. В мире картина такая же.

Естественно, задача производителей теперь выделиться на фоне других игроков, это достаточно сложно в онлайн среде, поэтому все начали применять инновационные технологии, связанные с созданием и дистрибуцией контента.

Тут отличный пример - дополненная реальность. Мы видим, что такие гиганты как Apple, Google и Facebook уже работают в этом сегменте. В Азии вокруг этой технологии растет целая индустрия. Популярность виртуальных встреч, онлайн обучения, ограничения, связанные с пандемией, дали новый толчок для развития. Появились виртуальные шоурумы, даже автомобильная индустрия “нырнула” сюда.

Плюс, конечно, технологии live стриминга: Ozon тестирует эту технологию on-demand, AliExpress Live, Facebook Shop, Яндекс.Маркет. платформа IDRF: все драйвят развитие этой категории.

Что уже пришло, а что ещё не поспело

Технологии для создания качественного описания продукта, например, 360-фото и 3D, уже пользуются популярностью на рынке. Это был первый виток перехода к дополненной реальности.

Следующий шаг - настоящая дополненная реальность. То есть полноценное 3D, которое может открываться в браузере с телефона, товар можно поставить на любую поверхность. Так, в новых прошивках iOS и Android появится возможность размещать AR-объекты в окружении других физических объектов, располагать их не только на горизонтальных, но и вертикальных плоскостях. Также скоро можно будет виртуально примерять не только обувь, а также одежду и аксессуары. Все это становится нашей реальностью.
Материал по теме

"Пятерочка " откроет свой аналог Amazon Go уже в октябре

Материал по теме

Как робот помог "Улыбке радуги" автоматизировать подтверждение заказов: кейс

Материал по теме

Как алгоритмы "скликивают" заказы: опыт Instacart

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Какие данные и как использовать для персонализации в ритейле

Треть клиентов считают , что ритейлеры недостаточно стараются, чтобы обеспечить высокий уровень персонализации. Эксперты приложения "Кошелёк" разбираются, на что обратить внимание, чтобы улучшить актив...

Amazon всё-таки проведёт осенние распродажи

Amazon всё-таки проведет акцию Prime Day 13-14 октября, сообщают несколько источников издания The Verge. Ранее стало известно, что Amazon предупредил своих селлеров о начале распродаж "Черной пятницы" 26...

Седьмой Международный ПЛАС-Форум "Online & Offline Retail 2020": готовимся к сбору урожая ключевых кейсов индустрии

Седьмой Международный ПЛАС-Форум "Online & Offline Retail 2020": готовимся к сбору урожая к лючевых кейсов индустрии Дорогие друзья и коллеги, рады Вам сообщить, что октябрьский ПЛАС-Форум состоится ...

Социальный шопинг в Instagram: кейс Sephora

У любителей косметических товаров, представленных в Sephora, появилась возможность купить их через Instagram Checkout, виртуальную витрину, позволяющую оформлять заказ непосредственно из ленты пользователя ...

Клиенты "Петровича" подсчитают ремонт на "Калькуляторе"

СТД "Петрович" представил пользователям своего сайта новый цифровой сервис "Калькулятор ремонта". С помощью этого инструмента на этапах планирования ремонта можно рассчитать стоимость ремонта в зависимости ...

Ozon и Lamoda встроят товары в кинофильмы

Онлайн-площадки Ozon и Lamoda станут партнерами площадки Сберанка SberDevices. Этот сервис видеошопинга интегрирует ассортимент маркетплейсов в видеоконтент ТВ-приставки. Как будет работать новый рекламны...