Автоматизация онлайн-ритейла: с чего все началось в России и к чему пришло

Игорь Бахарев
Российский розничный рынок находится в точке зарождения большой индустрии - автоматизации онлайн-ритейла. Уже десятки игроков предлагают свои продукты и услуги. Основатель и руководитель 24TTL Юрий Шишкин рассказал о настоящем и будущем индустрии автоматизации онлайн-ритейла.

Особенности российского рынка

Около трех лет назад были единицы компаний, которые занимались автоматизацией в eCommerce, сейчас рынок растет. Сегодня его уже можно разделить на сегменты: есть совсем небольшие компании, которые помогают автоматизировать ценообразование на основе анализа предложений конкурентов или автоматизируют формирование товарного фида под разные площадки. Также существуют ИТ-компании, специализирующиеся на PIM системах.

Интересно, что крупные рекламные гиганты увидели в этом бизнесе большой потенциал и растят внутри экспертизу, открывают целые отделы, отвечающие за автоматизацию онлайн-ритейла, или поглощают небольшие компании.

Это говорит о том, что крупный бизнес идет в онлайн-ритейл и рассматривает маркетплейсы еще и как медийные площадки с огромным трафиком. Это очень актуально для FMCG, например.

Сейчас оборот рынка компаний, занимающихся автоматизацией онлайн-ритейла в России, достаточно небольшой - 1-2 миллиарда рублей в год, что, по сути, соответствует уровню его развития.

Догнать Америку, но смотреть на Азию

Конечно, если сравнивать нас с американским рынком, где эта индустрия зародилась гораздо раньше, мы отстаем с точки зрения количества игроков. Так, крупная выставка IRCE в Чикаго, посвященная ритейлу, насчитывает сотни стендов технологических компаний, создающих инновационные решения.

У нас на выставках такого плана мы видим интеграторов, веб-разработчиков, но мало специалистов со специализацией в онлайн-ритейле.

Долгое время в США многие IT и сервисные компании стремились создавать продукты с фокусом на Amazon, который держал больше 50% рынка. Вокруг этого онлайн-ритейлера выстроилась целая экосистема, обслуживающая его нужды.

Но сейчас ситуация меняется. На позиции Amazon начал серьезно влиять классический ритейлер Walmart, который активно взялся за развитие своего маркетплейса.

В России же другая картина. Тут мы развиваемся с учетом того, что у нас изначально есть много торговых площадок со своими требованиями. И производители стремятся присутствовать сразу на нескольких маркетплейсах. Это значит, что технологические компании должны создавать свои решения автоматизации принимая во внимание все нюансы, объединять технологии для того, чтобы облегчать задачу производителю.

В этом плане мы ближе к Азии, там также есть большое количество площадок, Alibaba, конечно, занимает лидирующие позиции.

Сегмент, который динамично растет на азиатском рынке и скоро придет к нам - social commerce.Это специальные сервисы, которые дают возможность совершать коллективные покупки: mini apps в WeChat, продажа в социальных сетях, и, конечно же, live commerce.

Это целая индустрия, которая делает первые шаги в России. Все началось с AliExpress Live, мы также стараемся быть на гребне инноваций. Так, недавно наша команда организовала первый в России онлайн-фестиваль IDRF, который собрал более 10 миллионов зрителей из 140 городов, а популярные блогеры провели более 100 live стримов.

Популярность новых технологий

За время карантина покупатели очень быстро научились пользоваться новыми технологиями. По данным DataInsight во время пандемии появилось 10 миллионов новых шопперов. В мире картина такая же.

Естественно, задача производителей теперь выделиться на фоне других игроков, это достаточно сложно в онлайн среде, поэтому все начали применять инновационные технологии, связанные с созданием и дистрибуцией контента.

Тут отличный пример - дополненная реальность. Мы видим, что такие гиганты как Apple, Google и Facebook уже работают в этом сегменте. В Азии вокруг этой технологии растет целая индустрия. Популярность виртуальных встреч, онлайн обучения, ограничения, связанные с пандемией, дали новый толчок для развития. Появились виртуальные шоурумы, даже автомобильная индустрия “нырнула” сюда.

Плюс, конечно, технологии live стриминга: Ozon тестирует эту технологию on-demand, AliExpress Live, Facebook Shop, Яндекс.Маркет. платформа IDRF: все драйвят развитие этой категории.

Что уже пришло, а что ещё не поспело

Технологии для создания качественного описания продукта, например, 360-фото и 3D, уже пользуются популярностью на рынке. Это был первый виток перехода к дополненной реальности.

Следующий шаг - настоящая дополненная реальность. То есть полноценное 3D, которое может открываться в браузере с телефона, товар можно поставить на любую поверхность. Так, в новых прошивках iOS и Android появится возможность размещать AR-объекты в окружении других физических объектов, располагать их не только на горизонтальных, но и вертикальных плоскостях. Также скоро можно будет виртуально примерять не только обувь, а также одежду и аксессуары. Все это становится нашей реальностью.
Материал по теме

Walmart автоматизировал фургоны

Материал по теме

Продавцов "Юлы" покажут в "магазине на диване"

Материал по теме

"Детский мир" автоматизировал сall-центр

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Пандемия перевела Global Fashion Group в плюс

Трансконтинентальная eCommerce-группа Global Fashion Group, в которую входят онлайн-площадки Lamoda (Россия и страны СНГ), Dafiti (Латинская Америка), Zalora (Юго-Восточная Азия) и The Iconic (Австралия и Н...

"Почта России" снизила число возвратов в AliExpress в 2,5 раза

"Почта России" более чем в два раза (с 10% до 4%) снизила число возвратов и неполученных заказов из AliExpress. В основе улучшения лежит IT-интеграция компаний, позволившая уточнить данные о клиентах, а так...

Ozon приманивает французские бренды

Ozon обсудил сотрудничество с французским бизнесом в рамках встречи вице-президента по правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти компании Артёма Афанасьева и президента международ...

Россияне переходят на безнал

По оценкам платежной системы Visa, доля безналичных платежей на российском рынке может достигнуть отметки 90% в течение ближайшие трех-четырех лет. Рывок в области цифровизации платежей был совершен на фоне...

"Почта России" за год доставила 98 млн заказов из интернет-магазинов

Доходы "Почты России" от посылочного бизнеса в 2020 году выросли на 10%. За год оператор доставил более 98 млн отправлений с заказами из российских интернет-магазинов. "Исключительные условия, созданные па...

AliExpress предложил локальным продавцам медиацентр

Aliexpress открывает "Медиацентр"- встроенный облачный сервис для работы с фотографиями. Ёмкость этого сервиса позволяет обрабатывать и хранить бесплатно до 50 Гб файлов. Благодаря платформе российск...