Автоматизация онлайн-ритейла: с чего все началось в России и к чему пришло

Игорь Бахарев
Российский розничный рынок находится в точке зарождения большой индустрии - автоматизации онлайн-ритейла. Уже десятки игроков предлагают свои продукты и услуги. Основатель и руководитель 24TTL Юрий Шишкин рассказал о настоящем и будущем индустрии автоматизации онлайн-ритейла.

Особенности российского рынка

Около трех лет назад были единицы компаний, которые занимались автоматизацией в eCommerce, сейчас рынок растет. Сегодня его уже можно разделить на сегменты: есть совсем небольшие компании, которые помогают автоматизировать ценообразование на основе анализа предложений конкурентов или автоматизируют формирование товарного фида под разные площадки. Также существуют ИТ-компании, специализирующиеся на PIM системах.

Интересно, что крупные рекламные гиганты увидели в этом бизнесе большой потенциал и растят внутри экспертизу, открывают целые отделы, отвечающие за автоматизацию онлайн-ритейла, или поглощают небольшие компании.

Это говорит о том, что крупный бизнес идет в онлайн-ритейл и рассматривает маркетплейсы еще и как медийные площадки с огромным трафиком. Это очень актуально для FMCG, например.

Сейчас оборот рынка компаний, занимающихся автоматизацией онлайн-ритейла в России, достаточно небольшой - 1-2 миллиарда рублей в год, что, по сути, соответствует уровню его развития.

Догнать Америку, но смотреть на Азию

Конечно, если сравнивать нас с американским рынком, где эта индустрия зародилась гораздо раньше, мы отстаем с точки зрения количества игроков. Так, крупная выставка IRCE в Чикаго, посвященная ритейлу, насчитывает сотни стендов технологических компаний, создающих инновационные решения.

У нас на выставках такого плана мы видим интеграторов, веб-разработчиков, но мало специалистов со специализацией в онлайн-ритейле.

Долгое время в США многие IT и сервисные компании стремились создавать продукты с фокусом на Amazon, который держал больше 50% рынка. Вокруг этого онлайн-ритейлера выстроилась целая экосистема, обслуживающая его нужды.

Но сейчас ситуация меняется. На позиции Amazon начал серьезно влиять классический ритейлер Walmart, который активно взялся за развитие своего маркетплейса.

В России же другая картина. Тут мы развиваемся с учетом того, что у нас изначально есть много торговых площадок со своими требованиями. И производители стремятся присутствовать сразу на нескольких маркетплейсах. Это значит, что технологические компании должны создавать свои решения автоматизации принимая во внимание все нюансы, объединять технологии для того, чтобы облегчать задачу производителю.

В этом плане мы ближе к Азии, там также есть большое количество площадок, Alibaba, конечно, занимает лидирующие позиции.

Сегмент, который динамично растет на азиатском рынке и скоро придет к нам - social commerce.Это специальные сервисы, которые дают возможность совершать коллективные покупки: mini apps в WeChat, продажа в социальных сетях, и, конечно же, live commerce.

Это целая индустрия, которая делает первые шаги в России. Все началось с AliExpress Live, мы также стараемся быть на гребне инноваций. Так, недавно наша команда организовала первый в России онлайн-фестиваль IDRF, который собрал более 10 миллионов зрителей из 140 городов, а популярные блогеры провели более 100 live стримов.

Популярность новых технологий

За время карантина покупатели очень быстро научились пользоваться новыми технологиями. По данным DataInsight во время пандемии появилось 10 миллионов новых шопперов. В мире картина такая же.

Естественно, задача производителей теперь выделиться на фоне других игроков, это достаточно сложно в онлайн среде, поэтому все начали применять инновационные технологии, связанные с созданием и дистрибуцией контента.

Тут отличный пример - дополненная реальность. Мы видим, что такие гиганты как Apple, Google и Facebook уже работают в этом сегменте. В Азии вокруг этой технологии растет целая индустрия. Популярность виртуальных встреч, онлайн обучения, ограничения, связанные с пандемией, дали новый толчок для развития. Появились виртуальные шоурумы, даже автомобильная индустрия “нырнула” сюда.

Плюс, конечно, технологии live стриминга: Ozon тестирует эту технологию on-demand, AliExpress Live, Facebook Shop, Яндекс.Маркет. платформа IDRF: все драйвят развитие этой категории.

Что уже пришло, а что ещё не поспело

Технологии для создания качественного описания продукта, например, 360-фото и 3D, уже пользуются популярностью на рынке. Это был первый виток перехода к дополненной реальности.

Следующий шаг - настоящая дополненная реальность. То есть полноценное 3D, которое может открываться в браузере с телефона, товар можно поставить на любую поверхность. Так, в новых прошивках iOS и Android появится возможность размещать AR-объекты в окружении других физических объектов, располагать их не только на горизонтальных, но и вертикальных плоскостях. Также скоро можно будет виртуально примерять не только обувь, а также одежду и аксессуары. Все это становится нашей реальностью.
Материал по теме

Исследование покупательских предпочтений: интернет-магазины vs. маркетплейсы

Материал по теме

Банк Русский Стандарт: россияне предпочитают онлайну походы в супермаркеты

Материал по теме

На складах Wildberries начались испытания роботов-транспортировщиков

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Проблема негативных отзывов на маркетплейсах: угроза для бизнеса

Рынок электронной коммерции стремительно развивается, а вместе с ним растет и конкуренция между продавцами. Все большую роль в выборе покупателей играют отзывы. Однако не все из них отражают реальное качест...

Как ритейл использует облака для ускорения своего роста

Согласно исследованию КРОК 92% крупных и средних ритейлеров в России используют облачные сервисы, остальные - собственные ЦОД и сервера. 63% определились с выбором провайдеров и не планируют его менять в бл...

Дефицит кадров ударил по ПВЗ

Ритейл в России столкнулся с серьезным кадровым кризисом, который привел к закрытию магазинов и пунктов выдачи заказов по всей стране. По данным Forbes, сектору розничной торговли не хватает порядка одного ...

Курьеры Лавки привезут еду и заедут в аптеку за лекарствами

Яндекс Лавка запустила доставку из аптек. Клиенты приложения теперь могут купить лекарства с быстрой доставкой от 15 минут — курьер привезет заказ из ближайшей к даркстору аптеки-партнера. Новая услуга буде...

Рынок электронной техники в России: стагнация и новые тренды

Российский рынок электронной техники в 2024 году демонстрирует признаки насыщения, заявляет партнёр Data Insight Фёдор Вирин. Объем продаж онлайн достиг 1,55-1,6 трлн рублей, при этом почти две трети приходится...

Россияне все чаще совершают импульсивные покупки в онлайне

Исследование, проведенное Сравни и СДЭК, выявило интересную тенденцию: россияне все чаще совершают спонтанные покупки. Более трети опрошенных (37%) признались, что делают их несколько раз в год. При этом, 2...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.