Как оптимизировать доставку DIY-сети: кейс Veeroute и ВсеИнструменты.ру
Игорь Бахарев
Автоматизация логистики — важный этап при масштабировании бизнеса, поскольку с увеличением объёма заказов и числа розничных точек неизбежно возрастает нагрузка на транспортную систему. Правильно подобранный программный инструмент позволить не только снизить объём текущей работы, но и получить значительную выгоду. В этом кейсе мы расскажем о сотрудничестве Veeroute с крупнейшей розничной DIY-сетью и продемонстрируем результаты, которых нам удалось достичь в ходе совместной работы.
О клиенте
ВсеИнструменты.ру — самая крупная в России розничная DIY-сеть.
-
700 магазинов в 279 городах
-
> 1 млн посетителей на сайте ежедневно
-
350 000+ купленных товаров в день
ВсеИнструменты.ру — ведущий игрок на рынке DIY-розницы. На сегодняшний день ассортимент товаров компании насчитывает более 1 миллиона позиций. В каталоге представлено более 12 000 брендов. По данным на 2023 год, интернет-магазин ВсеИнструменты.ру входит в топ-5 сайтов категории Home and Garden в мире.
С чего всё началось?
Непростой 2020 год, несмотря на объективные трудности, связанные с пандемией COVID-19, послужил толчком к стремительному развитию многих отраслей бизнеса — в том числе онлайн-торговли в секторе товаров для дома. Так, по данным агентства Data Insight, в 2020 году количество заказов в интернет-магазинах DIY-товаров увеличилось на 77% по сравнению с 2019 годом. Объём продаж при этом вырос на 58%.
Эта тенденция характерна не только для российского рынка: согласно исследованию компании HIMA, оборот сегмента DIY в мире за первый год пандемии составил 701 миллиард евро, показав рост на 13,8% по сравнению с результатами 2019 года. Только в США среднедушевые расходы на товары для обустройства дома увеличились на 19,65%.
В непредсказуемой рыночной ситуации 2020 года команда ВсеИнструменты.ру столкнулась с резким увеличением числа заказов. Так, до начала пандемии специалисты отдела продаж в столичном регионе ежедневно обрабатывали от 500 до 1000 заявок. В период самоизоляции объём заказов показал стремительный и при этом устойчивый рост — в результате в 2022 году ежедневное количество заявок в Москве могло достигать 5000.
Беспрецедентное повышение спроса совпало с расширением розничной сети ВсеИнструменты.ру, поэтому нагрузка на логистическую систему компании многократно увеличилась. В новых условиях справляться с возросшим объёмом доставки и поддерживать качество сервиса на высоком уровне стало значительно сложнее — эту проблему планировалось решить с помощью оптимизационного инструмента.
До 2022 года планирование доставки в компании было частично автоматизировано: логисты ВсеИнструменты.ру использовали в текущей работе решение для автоматического составления маршрутов. Программа позволяла отображать точки на карте, в ручном режиме добавлять их в план поездки и строить маршрут.
Тем не менее, для ритейлера, чей рекордный объём заказов в день составляет 1,8 миллионов заявок, этого функционала было недостаточно. При планировании программа не учитывала индивидуальные параметры поездки, весогабаритные характеристики товара и другие важные с точки зрения бизнес-логики детали. Кроме того, решение не позволяло отслеживать процесс выполнения заказа и не выполняло функцию канала связи между логистом и курьером — сотрудникам приходилось решать рабочие вопросы в мессенджере, в частном порядке.
Для повышения эффективности текущих операций и дальнейшего развития логистики требовался мощный комплексный оптимизатор, который способен успешно справляться с решением задач большой размерности за короткое время.
Поиск партнёра
В январе 2022 года команда ВсеИнструменты.ру определяет ключевые требования к оптимизационному решению и начинает поиск технологического партнёра. С учётом потребностей бизнеса и особенностей логистики перечень характеристик, по которым оценивались потенциальные решения, оказался достаточно обширным.
Планирование и маршрутизация |
|
Интеграция, сервисы, прочее
|
С января по февраль 2022 года специалисты ВсеИнструменты.ру изучили 14 различных предложений. Большинство из рассмотренных продуктов не соответствовали заявленным требованиям в полной мере. Основные сложности у разработчиков были связаны со следующими характеристиками:
- скорость планирования. Потребности компании подразумевали необходимость осуществлять планирование минимум 5000 заказов не более чем за 1 час.
- оплата через мобильное приложение.
- возможность доработок. Большинство поставщиков, включая крупных игроков рынка, могли предложить заказчику только готовый продукт, не подразумевающий дальнейшей доработки.
В феврале 2022 года компания остановила свой выбор на Veeroute. Продукт соответствовал всем вышеперечисленным требованиям, при этом команда Veeroute проявила большую заинтересованность в проекте и подтвердила готовность доработать продукт с учётом специфики заказчика.
Задачи проекта
В рамках совместного проекта были сформулированы следующие задачи:
1. Повысить производительность курьеров экспресс-доставки не менее, чем на 10%. Средняя производительность курьера, выраженная в количестве выполненных заказов за один день, до внедрения продукта составляла 10,8. Целевой показатель должен был составить не менее 11,9.2. Обеспечить прозрачность выполнения доставки. Решение должно было обеспечить возможность контролировать работу курьеров и отслеживать процесс доставки в режиме реального времени.
3. Создать основу для дальнейшей автоматизации логистики. Внедрение мобильного приложения и оптимизация планирования доставки должны были стать первым этапом на пути к полной автоматизации логистики компании.
Решение
В феврале 2022 года началась работа над проектом. На предварительном этапе была произведена подготовка данных: актуализация базы адресов и телефонов, унификация и корректировка характеристик товаров и т.д. После этого специалисты Veeroute и ВсеИнструменты.ру приступили к интеграции и настройке продукта.
В качестве географии для запуска оптимизатора была выбрана Москва — регион с наиболее высоким спросом и сложной логистикой. Было принято решение на начальном этапе использовать оптимизацию только для планирования экспресс-доставки, которую нужно осуществить в течение дня.
Мобильное приложение было решено использовать на всей территории России: оно позволяет отслеживать отмены заказов и попадание курьеров в интервал, обеспечивая соблюдение высокого уровня сервиса.
Первый запуск оптимизатора прошёл в июле 2022 года, после чего на основе полученных данных была произведена дополнительная настройка инструмента. Второй запуск состоялся в ноябре 2022 года. С января 2023 года решение активно используется в операционной работе компании.
Результаты
В феврале 2023 года команда ВсеИнструменты.ру проанализировала работу решения и подвела первые результаты.
Благодаря оптимизации маршрутов производительность курьеров значительно повысилась: в декабре 2022 года среднее количество выполненных заказов на одного курьера экспресс-доставки составило 14,8, что существенно превышает целевой показатель.
2. Производительность курьеров отложенной доставки увеличилась на 22%.
Группа курьеров, доставляющих заказы на следующий день и позднее, насчитывает более 200 человек. После внедрения оптимизации количество выполненных заказов на одного курьера выросло с 22 до 27 в день.
3. Экономия от повышения производительности была достигнута уже в первые месяцы работы.
В Москве экспресс-доставкой занимается около 50 курьеров. За счёт оптимального планирования курьерской доставки компания смогла добиться экономии в размере 300 тысяч рублей в месяц.
4. Время планирования экспресс-доставки сократилось в 20 раз.
До внедрения оптимизатора планирование срочной доставки занимало около 30 минут. Теперь это занимает не более 1,5-2 минут.
5. Перевод курьеров в мобильное приложение позволил сэкономить на бумаге.
В штате компании числится около 170 курьеров. До внедрения приложения план поездки выдавался курьерам в распечатанном виде на бумажном носителе. С переводом всех курьеров в мобильное приложение экономия на бумаге и печати составила 450 тысяч рублей в месяц. В мае 2023 года эта сумма достигла 1,5 млн рублей.
В ближайшем будущем компания планирует расширить географию проекта и запустить оптимизатор в других крупных городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Также в дальнейшем оптимизация будет активно использоваться для отложенной доставки — решение уже сейчас позволяет упростить маршрутизацию в малых зонах и в перспективе может значительно сократить сроки планирования.
"Благодаря сотрудничеству с Veeroute мы смогли не только обеспечить прозрачность выполнения доставки и получить значительную экономию, но и создать технологическую основу для дальнейшего развития логистики. Спасибо!" — комментирует Андрей Дыров, ВсеИнструменты.ру.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте