Amazon вновь обвинили в шпионаже: подробности расследования
Игорь Бахарев
Вокруг Amazon разворачивается очередной скандал. Компанию обвиняют в том, что она на протяжении нескольких лет собирала конфиденциальную информацию о конкурентах, таких как Walmart, Fedex и eBay, напрямую продавая товары на их веб-сайтах.
Как сообщила газета Wall Street Journal, ведущий технологический гигант в рамках "Проекта Любопытство" (Project Curiosity) создал компанию под названием Big River Services International. Цель программы - изучать то, как работают конкуренты Amazon в сфере розничной торговли, логистики и сопутствующих областях.
Компания Big River изначально маскировалась под обычного селлера. Она продавала на торговых площадках конкурентов товары повседневного спроса, такие как футболки, обувь, пляжные зонты, уличные стулья, воки, пищевые контейнеры и другие товары под торговой маркой Atlantic Lot. При этом она хранила свои запасы в FedEx, UPS и других логистических службах, конкурирующих с Amazon. Доход Big River от продажи товаров на Walmart.com в 2023 году составил $125 000.
На официальной странице компании указано, что у нее есть офисы в Сиэтле, Токио, Лондоне, Мюнхене и Бангалоре. Используя эти базы, Big River Services International продает продукцию на таких торговых площадках, как Alibaba, Etsy, Real.de, Wish и Rakuten Ichiba. Кроме того, сообщалось, что компания поставила перед собой цель выйти еще на 13 новых торговых площадок
Скрытая деятельность
Параллельно фирма собирала информацию о стратегиях и внутренних процессах соперников, которую Amazon затем могла бы использовать для принятия собственных бизнес-решений.
Так, сотрудникам Amazon из команды Big River было приказано делать фотографии или снимки экрана систем ценообразования, каталогизации и рекламы конкурентов, также их отправляли на закрытые конференции конкурентов, где те могли получить важную Amaozn информацию.
В 2019 году Big River удалось стать партнёром Walmart, что дало ей много информации о процессах внутри гиганта. А после того, как Big River присоединилась к программе фулфилмента (исполнения заказов) для продавцов электронной коммерции, управляемой FedEx, сотрудники Big River передали ценовые данные и другую информацию об услугах команде логистики Amazon, которая затем внесла изменения в свои процессы на основе полученной информации.
Big River также разрабатывала собственные бренды для продажи на торговых площадках конкурентов. К таким брендам относится Crimson Knot, базирующаяся в Индии и продающая фоторамки на индийском сайте электронной коммерции Flipkart, а также бренд уличной одежды Not So Ape, который использовал для продаж в США веб-сайт, размещенный на платформе Shopify.
Напомним, что журналисты Reuters провели в 2021 году большое расследование в котором доказали, что лидерство Amazon на индийском рынке было достигнуто за счет копирования товаров локальных селлеров и продажи аналогов под СТМ по более низкой цене. А согласно расследованию WSJ, ретейлер использовал данные сторонних продавцов платформы, чтобы развивать собственные продукты. В результате скандалов против Джеффа Безоса чуть было не было возбуждено уголовное дело.
Строжайшая тайна и конспирация
Сотрудники Big River предпринимали все усилия, чтобы скрыть свою связь с Amazon, даже при общении с другими работниками компании. Они минимизировали электронную документацию своей деятельности, даже при информировании высшего руководства Amazon о полученных данных. Как сообщает Wall Street Journal, руководители компании знакомились с печатными копиями отчетов команды Big River, но даже не имели права их хранить.
В отчете также говорится, что сотрудники Big River использовали отдельные, не связанные с Amazon электронные адреса для общения с другими компаниями. Более того, их инструктировали, как реагировать, если кто-то обнаружит их истинную принадлежность к Amazon.
Впрочем, сотрудники Big River сделали и ряд ошибок, по которым их удалось вычислить. Так, они указывали Amazon в качестве своего работодателя на своих страницах LinkedIn. Компания Big River Services Japan LLC в 2017 году запустила модный бренд под названием Not So Ape и продает продукцию на таких сайтах, как ZOZOTOWN. В английской версии условий использования Not So Ape владельцем бизнеса указана Big River Services International, а контактный адрес указан как "2300 7th Ave, Ste B100, Back Entrance", рядом со штаб-квартирой Amazon.
Кроме того, в регистрационных документах Big River Services International, поданных в Генеральную прокуратуру штата Вашингтон, перечисляются имена управленческой команды, состоящей из нынешних и бывших сотрудников Amazon, включая юристов. Компания также указала адрес своей штаб-квартиры: "410 Terry Ave.", что соответствует местонахождению штаб-квартиры Amazon. Наконец, согласно корпоративной документации в Великобритании, 75% Big River принадлежит Amazon.
Интересно, что проект Curiosity стартовал в 2015 году, но сменил название на Big River Services International в 2017 году, после того, как участник проекта, недовольный своей работой, раскрыл свою настоящую личность на встрече конкурирующих компаний.
Реакция Amazon
В Amazon, как обычно, отвергают все заявления источников WSJ.
Представитель Amazon заявил, что "проверка внутренних документов не выявила ни одного случая, когда сотрудники Amazon обладали информацией о ценах FedEx до ее официального объявления или использовали эти сведения для корректировки собственных цен или ценовых переговоров с продавцами".
"Бенчмаркинг - общепринятая практика в бизнесе", - заявил представитель Amazon изданию Business Insider. "Amazon, как и многие другие ритейлеры, имеет команды по бенчмаркингу и клиентскому опыту, которые проводят исследования опыта клиентов, включая наших партнеров-продавцов, с целью улучшения условий их работы с нами".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте