Amazon вновь обвинили в шпионаже: подробности расследования

Игорь Бахарев

Вокруг Amazon разворачивается очередной скандал. Компанию обвиняют в том, что она на протяжении нескольких лет собирала конфиденциальную информацию о конкурентах, таких как Walmart, Fedex и eBay, напрямую продавая товары на их веб-сайтах.

Как сообщила газета Wall Street Journal, ведущий технологический гигант в рамках "Проекта Любопытство" (Project Curiosity) создал компанию под названием Big River Services International. Цель программы - изучать то, как работают конкуренты Amazon в сфере розничной торговли, логистики и сопутствующих областях.

Компания Big River изначально маскировалась под обычного селлера. Она продавала на торговых площадках конкурентов товары повседневного спроса, такие как футболки, обувь, пляжные зонты, уличные стулья, воки, пищевые контейнеры и другие товары под торговой маркой Atlantic Lot. При этом она хранила свои запасы в FedEx, UPS и других логистических службах, конкурирующих с Amazon. Доход Big River от продажи товаров на Walmart.com в 2023 году составил $125 000.

04.png

На официальной странице компании указано, что у нее есть офисы в Сиэтле, Токио, Лондоне, Мюнхене и Бангалоре. Используя эти базы, Big River Services International продает продукцию на таких торговых площадках, как Alibaba, Etsy, Real.de, Wish и Rakuten Ichiba. Кроме того, сообщалось, что компания поставила перед собой цель выйти еще на 13 новых торговых площадок 

Скрытая деятельность

Параллельно фирма собирала информацию о стратегиях и внутренних процессах соперников, которую Amazon затем могла бы использовать для принятия собственных бизнес-решений.

Так, сотрудникам Amazon из команды Big River было приказано делать фотографии или снимки экрана систем ценообразования, каталогизации и рекламы конкурентов, также их отправляли на закрытые конференции конкурентов, где те могли получить важную Amaozn информацию.

В 2019 году Big River удалось стать партнёром Walmart, что дало ей много информации о процессах внутри гиганта. А после того, как Big River присоединилась к программе фулфилмента (исполнения заказов) для продавцов электронной коммерции, управляемой FedEx, сотрудники Big River передали ценовые данные и другую информацию об услугах команде логистики Amazon, которая затем внесла изменения в свои процессы на основе полученной информации.

Big River также разрабатывала собственные бренды для продажи на торговых площадках конкурентов. К таким брендам относится Crimson Knot, базирующаяся в Индии и продающая фоторамки на индийском сайте электронной коммерции Flipkart, а также бренд уличной одежды Not So Ape, который использовал для продаж в США веб-сайт, размещенный на платформе Shopify.

Напомним, что журналисты Reuters провели в 2021 году большое расследование в котором доказали, что лидерство Amazon на индийском рынке было достигнуто за счет копирования товаров локальных селлеров и продажи аналогов под СТМ по более низкой цене. А согласно расследованию WSJ, ретейлер использовал данные сторонних продавцов платформы, чтобы развивать собственные продукты. В результате скандалов против Джеффа Безоса чуть было не было возбуждено уголовное дело.

Строжайшая тайна и конспирация

Сотрудники Big River предпринимали все усилия, чтобы скрыть свою связь с Amazon, даже при общении с другими работниками компании. Они минимизировали электронную документацию своей деятельности, даже при информировании высшего руководства Amazon о полученных данных. Как сообщает Wall Street Journal, руководители компании знакомились с печатными копиями отчетов команды Big River, но даже не имели права их хранить.

В отчете также говорится, что сотрудники Big River использовали отдельные, не связанные с Amazon электронные адреса для общения с другими компаниями. Более того, их инструктировали, как реагировать, если кто-то обнаружит их истинную принадлежность к Amazon.

Впрочем, сотрудники Big River сделали и ряд ошибок, по которым их удалось вычислить. Так, они указывали Amazon в качестве своего работодателя на своих страницах LinkedIn. Компания Big River Services Japan LLC в 2017 году запустила модный бренд под названием Not So Ape и продает продукцию на таких сайтах, как ZOZOTOWN. В английской версии условий использования Not So Ape владельцем бизнеса указана Big River Services International, а контактный адрес указан как "2300 7th Ave, Ste B100, Back Entrance", рядом со штаб-квартирой Amazon.

06.png 

Кроме того, в регистрационных документах Big River Services International, поданных в Генеральную прокуратуру штата Вашингтон, перечисляются имена управленческой команды, состоящей из нынешних и бывших сотрудников Amazon, включая юристов. Компания также указала адрес своей штаб-квартиры: "410 Terry Ave.", что соответствует местонахождению штаб-квартиры Amazon. Наконец, согласно корпоративной документации в Великобритании, 75% Big River принадлежит Amazon.

Интересно, что проект Curiosity стартовал в 2015 году, но сменил название на Big River Services International в 2017 году, после того, как участник проекта, недовольный своей работой, раскрыл свою настоящую личность на встрече конкурирующих компаний.


Реакция Amazon

В Amazon, как обычно, отвергают все заявления источников WSJ.

Представитель Amazon заявил, что "проверка внутренних документов не выявила ни одного случая, когда сотрудники Amazon обладали информацией о ценах FedEx до ее официального объявления или использовали эти сведения для корректировки собственных цен или ценовых переговоров с продавцами".

"Бенчмаркинг - общепринятая практика в бизнесе", - заявил представитель Amazon изданию Business Insider. "Amazon, как и многие другие ритейлеры, имеет команды по бенчмаркингу и клиентскому опыту, которые проводят исследования опыта клиентов, включая наших партнеров-продавцов, с целью улучшения условий их работы с нами".

Материал по теме

Amazon тестирует ИИ-агента для покупок на сторонних сайтах

Материал по теме

Amazon предложил купить TikTok перед угрозой запрета в США

Материал по теме

Amazon закрывает Inspire: что это значит для продавцов на платформе?

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Цена — главное: как россияне выбирают товары в интернете

Цена остаётся решающим фактором при выборе товаров и услуг для россиян. Согласно исследованию платформы "Безтендера.рф", 63% покупателей в первую очередь ориентируются на стоимость товара. На ...

Технобудущее российского бизнеса 2025: большой форум о технологиях, подходах и стратегиях, которые станут реальностью завтра

17 апреля в Москве на площадке Цифрового делового пространства состоится ежегодный форум "Технобудущее российского бизнеса". ИТ-лидеры заглянут за горизонт событий и обсудят стратегии и приоритетные техноло...

79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой

Покупатели на маркетплейсах чаще ориентируются на отзывы, чем на цену. Согласно исследованию центра "RWB Исследования" (Wildberries & Russ), 79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой, тогда как стоим...

Россияне сбегают от стресса в магазины и на маркетплейсы

Каждый четвертый россиянин (25%) отправляется за покупками, чтобы поднять настроение. По данным исследования сети магазинов Familia, 62% опрошенных признались, что шопинг приносит им положительные эмоции, а 45%...

Программы лояльности — главный козырь ритейл-приложений

ИТ-компания AWG изучила поведение пользователей мобильных приложений торговых сетей. Оказалось, что большинство респондентов (22%) используют приложения только при необходимости покупок. Еще 21% пользовател...

Британский Lidl привлечет клиентов в магазины с помощью услуги онлайн-резервирования

Британское подразделение Lidl, входящее в розничную группу Schwarz, начинает тестирование нового сервиса Click, Reserve & Collect, который позволит клиентам заранее резервировать товары через приложение Lid...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.