Amazon вновь обвинили в шпионаже: подробности расследования

Игорь Бахарев

Вокруг Amazon разворачивается очередной скандал. Компанию обвиняют в том, что она на протяжении нескольких лет собирала конфиденциальную информацию о конкурентах, таких как Walmart, Fedex и eBay, напрямую продавая товары на их веб-сайтах.

Как сообщила газета Wall Street Journal, ведущий технологический гигант в рамках "Проекта Любопытство" (Project Curiosity) создал компанию под названием Big River Services International. Цель программы - изучать то, как работают конкуренты Amazon в сфере розничной торговли, логистики и сопутствующих областях.

Компания Big River изначально маскировалась под обычного селлера. Она продавала на торговых площадках конкурентов товары повседневного спроса, такие как футболки, обувь, пляжные зонты, уличные стулья, воки, пищевые контейнеры и другие товары под торговой маркой Atlantic Lot. При этом она хранила свои запасы в FedEx, UPS и других логистических службах, конкурирующих с Amazon. Доход Big River от продажи товаров на Walmart.com в 2023 году составил $125 000.

04.png

На официальной странице компании указано, что у нее есть офисы в Сиэтле, Токио, Лондоне, Мюнхене и Бангалоре. Используя эти базы, Big River Services International продает продукцию на таких торговых площадках, как Alibaba, Etsy, Real.de, Wish и Rakuten Ichiba. Кроме того, сообщалось, что компания поставила перед собой цель выйти еще на 13 новых торговых площадок 

Скрытая деятельность

Параллельно фирма собирала информацию о стратегиях и внутренних процессах соперников, которую Amazon затем могла бы использовать для принятия собственных бизнес-решений.

Так, сотрудникам Amazon из команды Big River было приказано делать фотографии или снимки экрана систем ценообразования, каталогизации и рекламы конкурентов, также их отправляли на закрытые конференции конкурентов, где те могли получить важную Amaozn информацию.

В 2019 году Big River удалось стать партнёром Walmart, что дало ей много информации о процессах внутри гиганта. А после того, как Big River присоединилась к программе фулфилмента (исполнения заказов) для продавцов электронной коммерции, управляемой FedEx, сотрудники Big River передали ценовые данные и другую информацию об услугах команде логистики Amazon, которая затем внесла изменения в свои процессы на основе полученной информации.

Big River также разрабатывала собственные бренды для продажи на торговых площадках конкурентов. К таким брендам относится Crimson Knot, базирующаяся в Индии и продающая фоторамки на индийском сайте электронной коммерции Flipkart, а также бренд уличной одежды Not So Ape, который использовал для продаж в США веб-сайт, размещенный на платформе Shopify.

Напомним, что журналисты Reuters провели в 2021 году большое расследование в котором доказали, что лидерство Amazon на индийском рынке было достигнуто за счет копирования товаров локальных селлеров и продажи аналогов под СТМ по более низкой цене. А согласно расследованию WSJ, ретейлер использовал данные сторонних продавцов платформы, чтобы развивать собственные продукты. В результате скандалов против Джеффа Безоса чуть было не было возбуждено уголовное дело.

Строжайшая тайна и конспирация

Сотрудники Big River предпринимали все усилия, чтобы скрыть свою связь с Amazon, даже при общении с другими работниками компании. Они минимизировали электронную документацию своей деятельности, даже при информировании высшего руководства Amazon о полученных данных. Как сообщает Wall Street Journal, руководители компании знакомились с печатными копиями отчетов команды Big River, но даже не имели права их хранить.

В отчете также говорится, что сотрудники Big River использовали отдельные, не связанные с Amazon электронные адреса для общения с другими компаниями. Более того, их инструктировали, как реагировать, если кто-то обнаружит их истинную принадлежность к Amazon.

Впрочем, сотрудники Big River сделали и ряд ошибок, по которым их удалось вычислить. Так, они указывали Amazon в качестве своего работодателя на своих страницах LinkedIn. Компания Big River Services Japan LLC в 2017 году запустила модный бренд под названием Not So Ape и продает продукцию на таких сайтах, как ZOZOTOWN. В английской версии условий использования Not So Ape владельцем бизнеса указана Big River Services International, а контактный адрес указан как "2300 7th Ave, Ste B100, Back Entrance", рядом со штаб-квартирой Amazon.

06.png 

Кроме того, в регистрационных документах Big River Services International, поданных в Генеральную прокуратуру штата Вашингтон, перечисляются имена управленческой команды, состоящей из нынешних и бывших сотрудников Amazon, включая юристов. Компания также указала адрес своей штаб-квартиры: "410 Terry Ave.", что соответствует местонахождению штаб-квартиры Amazon. Наконец, согласно корпоративной документации в Великобритании, 75% Big River принадлежит Amazon.

Интересно, что проект Curiosity стартовал в 2015 году, но сменил название на Big River Services International в 2017 году, после того, как участник проекта, недовольный своей работой, раскрыл свою настоящую личность на встрече конкурирующих компаний.


Реакция Amazon

В Amazon, как обычно, отвергают все заявления источников WSJ.

Представитель Amazon заявил, что "проверка внутренних документов не выявила ни одного случая, когда сотрудники Amazon обладали информацией о ценах FedEx до ее официального объявления или использовали эти сведения для корректировки собственных цен или ценовых переговоров с продавцами".

"Бенчмаркинг - общепринятая практика в бизнесе", - заявил представитель Amazon изданию Business Insider. "Amazon, как и многие другие ритейлеры, имеет команды по бенчмаркингу и клиентскому опыту, которые проводят исследования опыта клиентов, включая наших партнеров-продавцов, с целью улучшения условий их работы с нами".

Материал по теме

Amazon пытается потеснить Walmart в борьбе за покупателей с низкими доходами

Материал по теме

Американцы не доверяют Temu, но все равно там покупают: исследование

Материал по теме

Amazon отказывается от идеи "магазинов без касс"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Приложение Avito пропало из App Store

Пользователи iPhone теперь не могут скачать приложение Avito из App Store. Сервис объявлений сам сообщил об этом, добавив, что причины выясняются. Avito рекомендует не удалять уже установленное прило...

OMS в ритейле: улучшаем чекаут, конкурируем с маркетплейсами в логистике и совершенствуем клиентский сервис

Мечта любого ритейла – поток заказов без заминок и изменений. Однако уже после оформления покупатель часто хочет изменить его состав, способ доставки и оплаты. Это страшный сон как IT-команды, так и коммерч...

ВкусВилл запустил собственный платежный сервис

Команда платёжного пути и развития кассового ПО во ВкусВилле разработала новую технологию оплаты покупок на кассе с помощью мобильного приложения ВкусВилл. Новый сервис получил название EshPay. Кассы интегри...

Sokolov сильно вырос за счет онлайна

Ювелирный холдинг Sokolov продемонстрировал впечатляющий рост в первом полугодии 2024 года, увеличив оборот на 42% до 28,1 млрд рублей. Онлайн-продажи стали настоящим локомотивом роста, взлетев на 44% до 9,...

Приглашаем на масштабное мероприятие Global Tech Forum

26 сентября 2024 года на одной площадке Global Tech Forum соберутся разработчики и поставщики комплексных IT-решений для бизнеса. За один день вы сможете познакомиться с ключевыми решениями цифровизации бэк...

Ozon договорился с бастующими курьерами в Екатеринбурге

На выходных в Екатеринбурге прошла забастовка курьеров компании Ozon. Более 70 курьеров отказались выходить в рейсы, протестуя против плохих условий труда и отношения со стороны руководства. По словам участн...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.