4 тренда глобального fashion-ритейла, ждущих российский рынок уже завтра

Игорь Бахарев

Умение прогнозировать движение отрасли - ключевое условие выживания в высококонкурентной сфере fashion-ритейла. Для выстраивания необходимых стратегий на российском рынке необходимо изучения опыта других стран. Основатель Sizolution Станислав Подшивалов сформулировал основные тренды, на которые надо обратить внимание уже сегодня.

I. Персонализация

В индустрии ритейла наступает эра персонализации. Это включает в себя как персонализацию пользовательского опыта: рекомендации товаров, подбор оптимального размера, индивидуальные скидки и предложения, так и возможность кастомизации самого продукта. Один из новых вызовов, с которым столкнулся ритейл - нежелание покупателя тратить время на поиск товара в условиях большого разнообразия и огромного количества доступных товаров онлайн. 

Частичное решение проблемы - усовершенствование алгоритмов персонализации поиска на основе истории покупок, физических параметров и фотографии человека. Подбор подходящей по различным параметрам вещи будет происходит в режиме онлайн. Алгоритмы помогут создать полноценный образ под конкретную задачу, например, подобрать базовый деловой гардероб для женщины, исходя из ее параметров и фотографии в полный рост. 

Предпосылки есть уже сегодня: например, Amazon активно использует устройство Amazon Echo, в котором встроенный ассистент Alexa fashion может оценивать внешний вид человека, отслеживать его гардероб и давать рекомендации по приобретению новой одежды. В свою очередь, один из лидеров европейского fashion e-commerce, Zalando, использует целый набор инструментов персонализации и даже запустил персонального стилиста, базирующегося на алгоритмах машинного обучения, который подбирает одежду специально для покупателя.

II. Автоматизация

В последние годы процесс автоматизации ускорился, потому что с развитием машинного обучения он начал стандартизироваться: вместо прописывания сложных точных алгоритмов достаточно просто собрать много данных и обучить алгоритм. Так, согласно исследованию McKinsey Global Institute, только в США 51% всех рабочих часов будет автоматизировано к 2055 году, что составляет $2.7 триллиона в год в зарплатах. При этом, ритейл и fashion - среди индустрий, которых эта автоматизация коснется сильнее всего. К примеру, компания Stitch Fix автоматизирует все процессы от подбора и закупки товаров и распределения их по складам, до дизайна одежды.

Профессии, которые с наибольшей вероятностью будут автоматизированы в ближайшие годы,  это:

  • Однообразный и простой физический труд.

  • Профессии, связанные со сбором и обработкой данных.

Труднее поддаются автоматизации на данный момент:

  • Сложный и нестандартизированный ручной труд: создание робота, который будет автоматически шить одежду, при этом будет дешевле и надежнее человека - все еще сложная задача.

  • Принятие сложных решений, для которой нужны алгоритмы близкие к полноценному искусственному интеллекту. Например, работа программистов до сих пор трудно поддается автоматизации.

  • Творчество. Например, многое в индустрии моды связано с эмоциями, контекстом и историей продукта. Это не означает, что это нельзя автоматизировать, но всегда будет оставаться ниша для human-designed продуктов.

III. Big Data

Именно Big Data ("большие данные") делает возможным автоматизацию процессов, а также персонализацию. Но помимо этого, большие данные необходимы для принятия верных решений внутри компании. Их анализ позволит выявлять покупателей с наибольшим оборотом; проблемных клиентов с большим количеством претензий; сезонные покупки неочевидных продуктов; географические предпочтения и многое другое. 

Сегодня ритейлеры всего мира собирают и обрабатывают данные, касающиеся непосредственно сферы ритейла, но для повышения точности прогноза продаж и покупательского поведения потребуются данные из других отраслей, включая информационный фон региона: местные новости, тренды и инфоповоды, изменения законодательства и даже перестановки во власти. Чем больше факторов учитывается - тем точнее анализ. 

Например, один из крупнейших брендов в мире, H&M, все более активно использует анализ больших данных для более точного и корректного предсказания трендов в мире моды.

У крупных ритейлеров и брендов есть два основных преимущества перед небольшими брендами и шоурумами: большое количество данных, на основе которых можно создавать новые продукты и совершенствовать старые, и бюджет на содержание штата собственных разработчиков продуктов внутри компании. 

Чтобы оставаться конкурентоспособным, малому и среднему ритейлу придется внедрять новые технологии, обрабатывать данные и меняться на основе их анализа. Такой путь развития потребует объединения бюджетов и аналитических данных малых и средних бизнесов. 

На практике это будет выглядеть следующим образом: каждый из них за фиксированную оплату установит необходимый сервис и, с одной стороны, получит все его выгоды, с другой стороны поможет его улучшить, дав доступ к своим данным. То есть кооперация малых и средних бизнесов будет производиться через работу с технологичными сервисами для ритейла, им не придется физически друг с другом взаимодействовать.

4. Экологичность

Экологичное производство в моде (sustainable fashion) станет трендом для брендов и поможет решить проблемы, связанные с перепроизводством. И если сегодня проблемой сохранения окружающей среды озабочены в основном премиум-бренды, то завтра оно станет актуальным для всех ритейлеров, желающих оставаться конкурентоспособными. 

Стандарты в мире fashion меняются: Louis Vuitton шьет платья на красную дорожку для голливудских звезд из переработанного полиэстера. Эстафету принимает масс-маркет: шведский гигант H&M несколько лет выпускает капсульные коллекции Conscious Exclusive из инновационных материалов, созданных с помощью передовых технологий переработки. В одной из последних коллекций H&M использовали волокно Econyl, созданное из рыболовных сетей и других нейлоновых отходов.

Если раньше экологичный подход казался не более чем PR-ходом отдельных игроков рынка, то сегодня для западного ритейла это норма, в том числе и этическая. В начале февраля в Евросоюзе на законодательном уровне запретили использование микропластика, а значит, эко-подход выходит на новый уровень. Это подтверждают исследования потребительского поведения. 

Компания GreenMatch провела опрос, в ходе которого выявила, что экобренды набирают все большую популярность, особенно у поколения Z. По данным исследования, 72% покупателей в возрасте 15-20 лет сознательно выбирают экобренды и готовы переплачивать за органически произведенные товары. Кроме того, они выражают негативное отношение к брендам, производство которых не соответствует понятию "экологичный".

Экологичная мода подразумевает не только использование органических материалов и переработку, но и так называемую "slow fashion" ("медленную моду"), суть которой - отказ от одежды массового производства и вещей на один сезон в пользу качественных товаров, способных прослужить много лет. Пока сложно сказать, насколько популярным окажется намечающийся тренд, но он существенно повлияет на объемы рынка.

 

Материал по теме

Gen Z предпочитает осознанные покупки импульсивным?

Материал по теме

Рынок экспресс-доставки растет: главные тренды и цифры 2025 года

Материал по теме

Лабубу пошла на убыль

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Скидки на маркетплейсах теряют доверие: более половины россиян сомневаются в выгоде

Более половины россиян не верят в реальность скидок на маркетплейсах, показало исследование A2:Research. Лишь 2,1% покупателей сразу совершают покупку под влиянием акции, а 36,5% не чувствуют существенной э...

Gen Z предпочитает осознанные покупки импульсивным?

Новое исследование Snapchat и Portas Agency опровергает стереотип о том, что поколение Z склонно к спонтанным тратам. Согласно опросу более 2000 представителей этой возрастной группы в Великобритании, 95% р...

Юные пользователи сервисов доставки: дети осваивают онлайн-заказы с дошкольного возраста

Современные дети начинают пользоваться сервисами доставки еды значительно раньше, чем предыдущее поколение. Как показало исследование сервиса доставки еды "Чиббис", проведённое в мае 2025 года, 53% родителе...

Рынок экспресс-доставки растет: главные тренды и цифры 2025 года

Объем срочных отправлений в России в 2025 году значительно вырос, показало совместное исследование "Сравни" и СДЭК. При этом ключевым критерием выбора сервиса для 57% клиентов остается не скорость, а надежн...

Онлайн-продажи лекарств в России: скромная доля, но бурный рост

Аналитики RNC Pharma подсчитали, сколько россияне тратят на лекарства в интернете. По данным за январь–май 2025 года, на онлайн-аптеки с доставкой пришлось всего 1,1% всего фармрынка. Но если три года назад...

Ситилинк удвоил сеть партнерских ПВЗ

Ситилинк за полгода увеличил партнерскую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) до 20 000 точек – в два раза больше, чем в начале года. География доставки охватывает 2700 населенных пунктов, включая отдаленные р...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.