Закон об агрегаторах пошел по новому кругу
Игорь Бахарев
Правительству не понравился законопроект о товарных в том виде, в котором его предложил Роспотребнадзор. Как
Эти поправки, фактически, отправляют законопроект к состоянию прошлого года. Согласно ним на онлайн-агрегаторе лежит ответственность за достоверность информации как о товаре, так и о продавце. При этом именно агрегатор должен возместить покупателю убытки, полученные из-за недостоверности информации.
Напомним, что в июле документ был проработан с учетом мнения игроков рынка. Из поправок исключили самые скандальные нововведения, предписывающие обязательный возврат агрегатором предоплаты потребителю, если сервис предоставил ему недостоверную информацию.
Если ранее законопроект фактически уравнивал продавца и агрегатора в отношении ответственности за достоверность информации о товаре, то теперь агрегатор не несет ответственности, если "самовольно не изменял информацию о товарах и услугах". То есть если карточка товара была изначально сформирована продавцом, и агрегатор, не искажая информации, показал ее потребителю, то ответственность за информацию будет нести продавец.
Если же агрегатор скорректировал и дополнил характеристики, которые ввели в заблуждение, то он считается виноватым, врочем, даже в этом случае, как говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров, если агрегатор добровольно вернул покупателю предоплату, ответственность с него снимается.
Как говорят в "Яндекс.Маркете", крупнейшем из российских товарных агрегаторов, задача сервиса как раз и заключается в том, чтобы передать без искажений информацию, которую дал продавец, покупателю. Напомним, что в "Маркете" многократно и настоятельно указывали, что они не продавцы, а именно распространители информации.
Правительство поручило разработчику проекта Роспотребнадзору и другим ведомствам при участии экспертного совета при правительстве РФ подготовить законопроект ко второму чтению и доложить о результатах.
И теперь, после работы Роспотребнадзора, в документ опять вернулись все пункты, которые не устраивали "Яндекс.Маркет" и других участников рынка.
Как отмечает Минэкономразвития, предложенные Роспотребнадзором изменения не учитывают, что, во-первых, потребитель после ознакомления с товаром на сайте агрегатора может перейти на сайт продавца и совершить покупку именно там, а во-вторых, агрегатор не сможет систематически проверять корректность данных продавца.
"Полагаем необходимым уточнить в документе, что агрегатор может нести ответственность за убытки только в случаях, когда договор с потребителем был заключен непосредственно на сайте агрегатора, - подчеркнул директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин. - А в отношении предоставления информации о продавце важно понимать, что агрегатор не обладает необходимыми функциями для мониторинга достоверности предоставляемых сведений о компаниях". По его словам, одно дело однократно получить сведения о продавце, совсем другое - отслеживать изменения (переезд, реорганизация и пр.) по всем партнерам.
По словам гендиректора интернет-агентства Expert Town Леонида Довладбегяна, агрегаторы могут и должны нести ответственность перед покупателем, если покупка осуществляется на его стороне и агрегатор фактически берет на себя роль ритейлера. «Если же агрегатор просто размещает информацию, то это обычная реклама, которая и так регулируется законом о рекламе, и нет никакого смысла в каком-то дополнительном регулировании», – считает он.
Управляющий директор российского CityAds, бывший гендиректор Price.ru Алексей Романенков говорит, что прайс-агрегаторы дают 4-7% от всего объёма товарных-запросов в сети интернет. Он также добавил, что россияне активно пользуются агрегаторами для сравнения цен уже 15-20 лет, и во всех подобных сервисах работают службы модерации, которые проверяют достоверность цен, наличие товара на складе. «Если изредка возникали какие-то сложности, то вопросы решались индивидуально, но все агрегаторы за все время своего существования вспоминают о единичных случаях», – заключает он.
Ранее стало известно, что блок о регулировании деятельности товарных агрегаторов может не попасть в «Стратегию развития электронной торговли в РФ на 2017-2018 годы и на период до 2025 года». Минпромторг исключил эту часть из проекта стратегии.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте