Created by potrace 1.13, written by Peter Selinger 2001-2015 LOGO

Закон об агрегаторах пошел по новому кругу

Игорь Бахарев
25 Августа 2017, в 10:39, в Новости e-commerce, в сюжете: Роспотребнадзор

Правительству не понравился законопроект о товарных в том виде, в котором его предложил Роспотребнадзор. Как сообщает "Российская газета", в ведомстве подготовили ряд существенных поправок, которые, по сути, фактически являются третьей редакцией законопроекта, усиливающего защиту прав клиентов интернет-магазинов.

Эти поправки, фактически, отправляют законопроект к состоянию прошлого года. Согласно ним на онлайн-агрегаторе лежит ответственность за достоверность информации как о товаре, так и о продавце. При этом именно агрегатор должен возместить покупателю убытки, полученные из-за недостоверности информации.

Напомним, что в июле документ был проработан с учетом мнения игроков рынка. Из поправок исключили самые скандальные нововведения, предписывающие обязательный возврат агрегатором предоплаты потребителю, если сервис предоставил ему недостоверную информацию.

Если ранее законопроект фактически уравнивал продавца и агрегатора в отношении ответственности за достоверность информации о товаре, то теперь агрегатор не несет ответственности, если "самовольно не изменял информацию о товарах и услугах". То есть если карточка товара была изначально сформирована продавцом, и агрегатор, не искажая информации, показал ее потребителю, то ответственность за информацию будет нести продавец.

Если же агрегатор скорректировал и дополнил характеристики, которые ввели в заблуждение, то он считается виноватым, врочем, даже в этом случае, как говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров, если агрегатор добровольно вернул покупателю предоплату, ответственность с него снимается.

Как говорят в "Яндекс.Маркете", крупнейшем из российских товарных агрегаторов, задача сервиса как раз и заключается в том, чтобы передать без искажений информацию, которую дал продавец, покупателю. Напомним, что в "Маркете" многократно и настоятельно указывали, что они не продавцы, а именно распространители информации.

Правительство поручило разработчику проекта Роспотребнадзору и другим ведомствам при участии экспертного совета при правительстве РФ подготовить законопроект ко второму чтению и доложить о результатах.

И теперь, после работы Роспотребнадзора, в документ опять вернулись все пункты, которые не устраивали "Яндекс.Маркет" и других участников рынка.

Как отмечает Минэкономразвития, предложенные Роспотребнадзором изменения не учитывают, что, во-первых, потребитель после ознакомления с товаром на сайте агрегатора может перейти на сайт продавца и совершить покупку именно там, а во-вторых, агрегатор не сможет систематически проверять корректность данных продавца.

"Полагаем необходимым уточнить в документе, что агрегатор может нести ответственность за убытки только в случаях, когда договор с потребителем был заключен непосредственно на сайте агрегатора, - подчеркнул директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин. - А в отношении предоставления информации о продавце важно понимать, что агрегатор не обладает необходимыми функциями для мониторинга достоверности предоставляемых сведений о компаниях". По его словам, одно дело однократно получить сведения о продавце, совсем другое - отслеживать изменения (переезд, реорганизация и пр.) по всем партнерам.

По словам гендиректора интернет-агентства Expert Town Леонида Довладбегяна, агрегаторы могут и должны нести ответственность перед покупателем, если покупка осуществляется на его стороне и агрегатор фактически берет на себя роль ритейлера. «Если же агрегатор просто размещает информацию, то это обычная реклама, которая и так регулируется законом о рекламе, и нет никакого смысла в каком-то дополнительном регулировании», – считает он. 

Управляющий директор российского CityAds, бывший гендиректор Price.ru Алексей Романенков говорит, что прайс-агрегаторы дают 4-7% от всего объёма товарных-запросов в сети интернет. Он также добавил, что россияне активно пользуются агрегаторами для сравнения цен уже 15-20 лет, и во всех подобных сервисах работают службы модерации, которые проверяют достоверность цен, наличие товара на складе. «Если изредка возникали какие-то сложности, то вопросы решались индивидуально, но все агрегаторы за все время своего существования вспоминают о единичных случаях», – заключает он. 

Ранее стало известно, что блок о регулировании деятельности товарных агрегаторов может не попасть в «Стратегию развития электронной торговли в РФ на 2017-2018 годы и на период до 2025 года». Минпромторг исключил эту часть из проекта стратегии. 

Комментарии к статье

comments powered by HyperComments