Все, что нужно для подготовки ТЗ на разработку интернет-магазина

Игорь Бахарев

Подготовка технического задания — этап, на который уходит уйма времени и нервов. Еще больше сил уходит, если заказчик без опыта. При этом на ТЗ завязано все: срок, стоимость и содержание проекта. Поэтому в этой статье решили собрать все, что необходимо для подготовки технического задания на разработку интернет-магазина. Если ваш проект планирует в интервале от 150 до 1200 часов, тогда эта статья для вас. Рассказывает Сюртуков Дмитрий, head of analytics в Alto.

1. User Story Mapping

Разработка сайтов – это долго и трудоёмко. Поэтому вы должны быть уверены, что решаете правильную задачу. Если вы не понимаете кто ваш пользователь и чего он хочет – есть риск создать сайт, который не подойдет вашим клиентам. Именно поэтому работу над техническим заданием рекомендуем начать с «User Story Mapping». 



Иллюстрация из книги «Пользовательские истории. Искусство гибкой разработки ПО»


В основе пользовательской карты лежат два инструмента: User Story и User Journey.


User Story – это короткие истории, которые объясняют роль пользователей на сайте. Обычно история описывает:

  • роль пользователя;

  • цель или желание;

  • выгода.


Шаблон по которому строится User Story:



User Journey — описание задач и действий клиента на всех этапах взаимодействия с сайтом. Шаги пользователя продумывают, а затем фиксируют в удобном формате. 


Список шагов может выглядеть следующим образом:


Clip2net_220516235205.png

Рассмотрим создание «User Story Mapping» подробнее. Опираться будем на рекомендации Джеффа Паттона из книги «Пользовательские истории. Искусство гибкой разработки ПО». 

  • Заведите аккаунт в miro.com. С помощью цветных стикеров создайте User Story для каждого персонажа. 

  • Опишите действия клиента по шагам.



  • Объедините шаги клиента в этапы.


  • Приоритезируйте действия пользователя внутри каждого этапа. Выделите релизы.


2. Прототипирование

Заказчик и исполнитель должны понимать, зачем нужна каждая страница и какие элементы на ней будут. Есть два способа показать это. 

Figma.com – это первый способ визуализировать то, что вы планируете сделать. Для его использования необязательно иметь навыки дизайнера. Можно примерно показать, как всё должно выглядеть. 


Для творческого вдохновения, рекомендуем посмотреть раздел wireframes, где выложены сотни примеров.

Также вы сможете найти множество готовых макетов по запросу “UI kit figma”. Можно скопировать компоненты и собрать из них прототип. 

Рекомендую обратить внимание на bootstrap UI-кит. Это поможет сократить расходы на реализацию проекта. Так как есть одноименная библиотека для разработки.

Miro.com это второй способ визуализации. У этого сервиса есть библиотека, которая позволяет быстро создавать простые прототипы. Даже если у вас нет опыта в прототипировании.

Создавать прототипы в Miro почти так же просто, как на листе бумаги. Вам не нужно будет зацикливаться на деталях, что позволит сосредоточиться на концепте сайта. 

Также не забывайте про Google-Таблицы. Они подходят для моделирования. Например, вы можете сделать расчеты для онлайн-калькулятора. Посмотрите в видео пример: как можно сделать простой калькулятор расчета стоимости. 



3. Структура сайта

Если вы пишите техническое задание на разработку сайта, то вам не обойтись без подготовки структуры. Для этой задачи рекомендуем программу XMind. По ссылке можете скачать наш шаблон. Его хватит, чтобы приступить к работе над структурой сайта.

Структура сайта поможет определить основные страницы. Также она необходима SEO-специалистам для формирования семантического ядра – сбора ключевых слов

4. Хранение информации

Рекомендуем собирать всю информацию по проекту в Notion. Одной их его из особенностей – универсальность. Здесь можно вставлять чек-листы, создавать канбан доски, дорожные карты и многое другое. Он позволит иметь всё необходимое по проекту в одном месте.

Например, один из инструментов Notion – базы данных. Вы можете создать свою базу с кастомными полями. Добавить несколько видов отображения: в виде календаря или в виде таблицы. Это поможет программисту разобраться из каких сущностей состоит проект.


5. Сбор требований + шаблон

Специфика Alto — это разработка корпоративных сайтов от 100 до 400 часов и интернет-магазинов от 150 до 1200 часов. Если ваш проект планируется в этом же интервале, тогда этот шаблон может подойти вам.

СКАЧАТЬ: Шаблон для разработки интернет-магазина

Мы используем данный шаблон, как стартовый «конструктор» для составления более подробного ТЗ. Рекомендуем туда добавить раздел с планом работ и порядком приемки результатов.

Также рекомендуем посмотреть онлайн-генераторы, которые помогут собрать требования для технического задания:

В качестве дополнительных источников смотрите ГОСТЫ. Они громоздкие и избыточные, поэтому не подходят большинству проектов. Однако, в них можно найти такие требования про которые вы бы даже и не вспомнили.

  • ГОСТ 34 — это еще советская разработка сбора требований для создания автоматизированных систем.

  • IEEE 29148-2011 — стандарт разработки сложных систем. В нем есть вопросы о требовании к функциям, а также рекомендация: как описывать условия платформ, которые будут работать вместе с вашим продуктом.

  • Rational Unified Process — продвинутая спецификация для разработки требований к IT-продуктам.

Надеюсь, эта статья была вам полезна. Расскажите в комментариях, какие инструменты помогают вам. 

Материал по теме

7 трендов eCommerce России в 2024, которые будут работать и в 2025

Материал по теме

Как ритейлеру продать на миллиард через приложение

Материал по теме

Как продавцу эффективно работать с возвратами покупателей на Wildberries

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне тратят на подарки к 8 марта на 30% больше, чем к 23 февраля

Агентство "Артикс" провело исследование потребительского поведения в период "гендерных праздников". Выяснилось, что россияне тратят на подарки к 8 марта на 30% больше, чем к 23 февраля.  52% опрошенн...

Маркетплейсы обяжут маркировать платную рекламу в выдаче

Новая редакция законопроекта "О платформенной экономике" обяжет маркетплейсы маркировать товары, продвижение которых оплачено продавцами. Это позволит потребителям более осознанно выбирать товары, не приним...

Pony Express представил мобильные курьерские отделения для оптимизации логистики

Pony Express представила проект мобильных курьерских отделений (МКО), который стал номинантом премии "Золотое колесо" на форуме FLEET WORLD 2025. В компании говорят, что инновация позволила сократить издержк...

Яндекс Маркет улучшил систему категоризации товаров

Яндекс Маркет объявил о масштабном обновлении системы категоризации товаров. Цель изменений - упростить работу продавцов и повысить качество поиска для покупателей. Теперь категории товаров стали бол...

Natura Siberica теперь доступна на Яндекс Еде и Деливери

Пользователи сервисов доставки еды Яндекс Еда и Деливери получили возможность заказывать косметику и средства по уходу за собой от популярного российского бренда Natura Siberica. В каталогах сервисов уже пр...

"Самокат" начнет тестировать доставку продуктов дронами в Тольятти

Компания "Самокат" планирует запустить тестовую доставку продуктов с использованием дронов уже в первом квартале 2025 года. Полеты будут осуществляться в рамках экспериментального правового режима (ЭПР), со...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.