Все, что нужно для подготовки ТЗ на разработку интернет-магазина

Игорь Бахарев

Подготовка технического задания — этап, на который уходит уйма времени и нервов. Еще больше сил уходит, если заказчик без опыта. При этом на ТЗ завязано все: срок, стоимость и содержание проекта. Поэтому в этой статье решили собрать все, что необходимо для подготовки технического задания на разработку интернет-магазина. Если ваш проект планирует в интервале от 150 до 1200 часов, тогда эта статья для вас. Рассказывает Сюртуков Дмитрий, head of analytics в Alto.

1. User Story Mapping

Разработка сайтов – это долго и трудоёмко. Поэтому вы должны быть уверены, что решаете правильную задачу. Если вы не понимаете кто ваш пользователь и чего он хочет – есть риск создать сайт, который не подойдет вашим клиентам. Именно поэтому работу над техническим заданием рекомендуем начать с «User Story Mapping». 



Иллюстрация из книги «Пользовательские истории. Искусство гибкой разработки ПО»


В основе пользовательской карты лежат два инструмента: User Story и User Journey.


User Story – это короткие истории, которые объясняют роль пользователей на сайте. Обычно история описывает:

  • роль пользователя;

  • цель или желание;

  • выгода.


Шаблон по которому строится User Story:



User Journey — описание задач и действий клиента на всех этапах взаимодействия с сайтом. Шаги пользователя продумывают, а затем фиксируют в удобном формате. 


Список шагов может выглядеть следующим образом:


Clip2net_220516235205.png

Рассмотрим создание «User Story Mapping» подробнее. Опираться будем на рекомендации Джеффа Паттона из книги «Пользовательские истории. Искусство гибкой разработки ПО». 

  • Заведите аккаунт в miro.com. С помощью цветных стикеров создайте User Story для каждого персонажа. 

  • Опишите действия клиента по шагам.



  • Объедините шаги клиента в этапы.


  • Приоритезируйте действия пользователя внутри каждого этапа. Выделите релизы.


2. Прототипирование

Заказчик и исполнитель должны понимать, зачем нужна каждая страница и какие элементы на ней будут. Есть два способа показать это. 

Figma.com – это первый способ визуализировать то, что вы планируете сделать. Для его использования необязательно иметь навыки дизайнера. Можно примерно показать, как всё должно выглядеть. 


Для творческого вдохновения, рекомендуем посмотреть раздел wireframes, где выложены сотни примеров.

Также вы сможете найти множество готовых макетов по запросу “UI kit figma”. Можно скопировать компоненты и собрать из них прототип. 

Рекомендую обратить внимание на bootstrap UI-кит. Это поможет сократить расходы на реализацию проекта. Так как есть одноименная библиотека для разработки.

Miro.com это второй способ визуализации. У этого сервиса есть библиотека, которая позволяет быстро создавать простые прототипы. Даже если у вас нет опыта в прототипировании.

Создавать прототипы в Miro почти так же просто, как на листе бумаги. Вам не нужно будет зацикливаться на деталях, что позволит сосредоточиться на концепте сайта. 

Также не забывайте про Google-Таблицы. Они подходят для моделирования. Например, вы можете сделать расчеты для онлайн-калькулятора. Посмотрите в видео пример: как можно сделать простой калькулятор расчета стоимости. 



3. Структура сайта

Если вы пишите техническое задание на разработку сайта, то вам не обойтись без подготовки структуры. Для этой задачи рекомендуем программу XMind. По ссылке можете скачать наш шаблон. Его хватит, чтобы приступить к работе над структурой сайта.

Структура сайта поможет определить основные страницы. Также она необходима SEO-специалистам для формирования семантического ядра – сбора ключевых слов

4. Хранение информации

Рекомендуем собирать всю информацию по проекту в Notion. Одной их его из особенностей – универсальность. Здесь можно вставлять чек-листы, создавать канбан доски, дорожные карты и многое другое. Он позволит иметь всё необходимое по проекту в одном месте.

Например, один из инструментов Notion – базы данных. Вы можете создать свою базу с кастомными полями. Добавить несколько видов отображения: в виде календаря или в виде таблицы. Это поможет программисту разобраться из каких сущностей состоит проект.


5. Сбор требований + шаблон

Специфика Alto — это разработка корпоративных сайтов от 100 до 400 часов и интернет-магазинов от 150 до 1200 часов. Если ваш проект планируется в этом же интервале, тогда этот шаблон может подойти вам.

СКАЧАТЬ: Шаблон для разработки интернет-магазина

Мы используем данный шаблон, как стартовый «конструктор» для составления более подробного ТЗ. Рекомендуем туда добавить раздел с планом работ и порядком приемки результатов.

Также рекомендуем посмотреть онлайн-генераторы, которые помогут собрать требования для технического задания:

В качестве дополнительных источников смотрите ГОСТЫ. Они громоздкие и избыточные, поэтому не подходят большинству проектов. Однако, в них можно найти такие требования про которые вы бы даже и не вспомнили.

  • ГОСТ 34 — это еще советская разработка сбора требований для создания автоматизированных систем.

  • IEEE 29148-2011 — стандарт разработки сложных систем. В нем есть вопросы о требовании к функциям, а также рекомендация: как описывать условия платформ, которые будут работать вместе с вашим продуктом.

  • Rational Unified Process — продвинутая спецификация для разработки требований к IT-продуктам.

Надеюсь, эта статья была вам полезна. Расскажите в комментариях, какие инструменты помогают вам. 

Материал по теме

Не офлайном единым: как использовать визуальный мерчандайзинг в eСommerce

Материал по теме

Диалог с покупателем: как ответы на отзывы формируют репутацию бренда

Материал по теме

Как продавать с помощью YouTube канала: пошаговый план

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне по-прежнему покупают зарубежные бренды через маркетплейсы

Почти половина россиян (47%) полностью отказались от продукции брендов, покинувших страну, и перешли на другие марки. Однако 53% продолжают искать привычные товары: 24% заказывают их на маркетплейсах, 6% по...

Рекламодатели Директа получат доступ к экранам в офисах Почты России

Яндекс предоставит рекламодателям Директа возможность размещать объявления на цифровых экранах в отделениях Почты России. До конца года компания установит более 500 экранов в почтовых отделениях Моск...

Покупатели Ozon купили более 800 млн российских товаров за полгода

За первые шесть месяцев 2025 года пользователи маркетплейса Ozon купили более 800 млн товаров российского производства. Этот показатель на 50% выше, чем годом ранее. Сильнее всего вырос спрос на товары повс...

Сеть restore: привлекла сторонних продавцов

Ритейлер электроники restore: начал торговать товарами других продавцов на своем сайте и в розничных магазинах. Об этом рассказала директор по развитию компании restore Анастасия Трегубенкова. Площад...

Wildberries не опроверг возможную покупку "Ситимобила"

Слухи о возможной покупке Wildberries сервиса такси "Ситимобил" продолжают циркулировать на рынке. Обе компании воздерживаются от однозначных комментариев, ограничиваясь стандартными формулировками о "неком...

Как чекаут влияет на конверсию и продажи селлера

В интернет-магазине есть множество страниц, напрямую влияющих на уровень продаж селлера, но важнейшая из них - чекаут или страница оформления заказа. Именно чекаут является самой нижней частью воронки продаж...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.