LOGO

В 2016 году объем российского eCommerce достигнет 900 млрд рублей

Игорь Бахарев
23 Сентября 2016, в 10:48, в Новости e-commerce, в сюжете: АКИТ, исследование рынка e-commerce, кроссбордер

Объем российского рынка электронной торговли вырос на 26% в первом полугодии текущего года и составил 405 млрд рублей. Согласно прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по итогам 2016 года онлайн-продажи достигнут отметки в 900 млрд рублей. 

По данным АКИТ и  J’son & Partners, объем кроссбордера с января по июнь вырос на 37% – до 143,1 млрд. Специалисты подсчитали, что трансграничная онлайн-торговля за 2016 год может вырасти до 320 млрд рублей, при этом количество посылок из зарубежных интернет-магазинов составит 230 млн штук, тогда как годом ранее – 135 млн штук. 

Доля кроссбордера в объеме российского eCommerce продолжает расти: за 2016 год она вырастет до 35%, считают в аналитики. По данным АКИТ и Почты России, по итогам первого полугодия объем входящих международных отправлений с товарным вложением вырос на 102%, а количество заказов на внутреннем рынке увеличилось всего на 5%.

Снимок экрана 2016-09-22 в 15.22.35

"Фактически "Почта России" стала очень хорошим альтернативным каналом доставки в нашу страну крупных коммерческих партий товаров. Этот канал не требует ни уплаты наложенных платежей, ни налога на добавленную стоимость. Таким образом, у российского ритейла не остается выбора", – прокомментировал президент АКИТ Алексей Федоров.  

Во втором квартале текущего года на доставку "Почтой России" пришлось 37% всех онлайн-заказов, оформленных российскими пользователями. Доля компании снизилась на 2% по сравнению с первым кварталам. "Последние годы "Почта России" уверенно наращивает свою долю на рынке отправлений с товарным вложением. Для нас это хорошая тенденция, особенно учитывая то, что рост объема отправлений не только не увеличивает сроки доставки, но напротив, способствует их сокращению", – отметил заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Сергей Малышев

Снимок экрана 2016-09-22 в 15.23.29

Наиболее востребована у россиян на иностранных онлайн-площадках бытовая техника и электроника: на долю категории приходится 32% кроссбордерного рынка. Следом идет одежда – 23,8%, обувь – 11,8%, косметика – 7,5% и автозапчасти – 7,1%. Чаще всего зарубежными интернет-магазинами пользуются жители Москвы (46%). Доля Санкт-Петербурга составляет 11,6%, а остальных городов – 43%. 

Снимок экрана 2016-09-22 в 15.23.47

Более половина трансграничного рынка в деньгах приходится на Китай, четверть – на страны Европы, 12% – на США. По количеству товарных отправлений Китай с огромным отрывом опережает остальные страны, занимая долю в 90%. 

Снимок экрана 2016-09-22 в 15.24.14

Снимок экрана 2016-09-22 в 15.24.27

"Пробелы в регулировании, не поспевающем за стремительными темпами развития e- commerce, привели к тому, что сегодня приоритет отдан иностранным игрокам, активно использующим преимущества безналоговой торговли и переводящим торговый оборот в неторговый. И если мы в ближайшей перспективе не хотим перевести весь e-commerce на оффшорную модель торговли, необходимо создавать равные условия ведения бизнеса, при которых локальные интернет-магазины смогут конкурировать на равных с зарубежными игроками”, – уверен исполнительный директор АКИТ Артем Соколов

По подсчетам АКИТ, 64% онлайн-заказов из зарубежных интернет-магазинов не дороже €22, а вот доля дорогостоящих покупок, сумма которых превышает €1 000, составляет 0,4%. Организация неоднократно предлагала снизить порог беспошлинной торговли до €22, чтобы урегулировать онлайн-торговлю, а в июне АКИТ выступила за введение НДС для зарубежных ритейлеров. 

Однако специалисты Национальной ассоциации дистанционной торговли придерживаются противоположного мнения. По данным организации в 2015 году кросс-бордер привлек в российскую онлайн-торговлю более 12 млн. новых покупателей, инвестировав в сегмент $144 млн.

"Я сочувствую интернет-магазинам, сервис-провайдерам, законодателями, которые работают с экспертными оценками размера рынка интернет-торговли, доли продаж зарубежных интернет-магазинов, различающимися на 30 и более процентов. На данный момент отсутствуют надежные данные, на основании которых возможно было бы принимать взвешенные решения об ограничении кроссбордера", - говорит говорит сооснователь East-West Digital News Владислав Широбоков.

Снимок экрана 2016-09-22 в 15.24.41

Кроме того, АКИТ изучил состояние рынка БТиЭ. Основываясь на данных GfK, аналитики ассоциации прогнозируют, что объем сегмента по итогам 2016 года составит около 210 млрд рублей. В первом полугодии онлайн-продажи в категории достигли 90%, что на 22% больше, чем годом ранее. Доля БТиЭ в российском eCommerce в первом полугодии составила 17,7% (в 2015 году – 16,3%). 

Снимок экрана 2016-09-22 в 16.41.54Наибольшей популярностью у покупателей по итогам первых шести месяцев 2016 года пользовались компьютеры и ноутбуки (28%), крупная бытовая техника (24%), смартфоны и телефоны (22%). Активнее всего выросли продажи мобильных устройств. Снимок экрана 2016-09-22 в 16.38.51

По темпам роста продаж через интернет лидируют Южный и Северо-Кавказский федеральный округа (33,9%), при этом практически половина рынка приходится на Центральный федеральный округ (47,7%), по данным GfK. 
Снимок экрана 2016-09-22 в 16.39.05