Уровень доверия интернет-магазинам в России. Исследование

Игорь Бахарев

С ростом проникновения интернета потенциальная аудитория e-commerce в России постоянно увеличивается. Что россияне чаще всего приобретают в Сети? Что вызывает опасение у покупателей? И как, по их мнению, должен выглядеть надежный интернет-магазин? На эти вопросы отвечает исследование, проведенное аналитиками компании «Анкетолог». Руководитель социологического отдела компании «Анкетолог» Василия Жаворонкова рассказал о результатах этого опроса.

Уровень доверия интернет-магазинам среди российских пользователей Сети очень высок: 8% полностью им доверяют, еще 85% — скорее доверяют или доверяют в целом. Совершенно не верят интернет-магазинам лишь 2% в общем массиве опрошенных.

1. Доверяете интернет-магазинам в целом.png

Если говорить об отношении к конкретным аспектам работы интернет-магазинов, то к качеству товаров и безопасности оплаты с недоверием относятся по 19% пользователей, к качеству доставки — 11%. Но наибольшую тревогу у людей вызывает безопасность личных данных — 31% опрошенных не доверяют интернет-магазинам в этом отношении.

2. Доверие интернет-магазинам по критериям.png

Подавляющее большинство пользователей готовы предоставить в процессе оформления заказа в интернет-магазине адрес электронной почты (88%) и номер мобильного телефона (87%). Существенно меньше людей готовы предоставить адрес (68%), еще меньше — дату рождения (54%). Наименее охотно покупатели интернет-магазинов раскрывают паспортные данные — лишь 10% готовы предоставить их по требованию интернет-магазина. 

3. Какие данные готовы предоставить пользователи.png

Как должен выглядеть надежный интернет-магазин по мнению россиян

В числе элементов, которыми обязательно должны располагать вызывающий доверие интернет-магазин, большинство россиян назвали возможность отслеживать доставку товаров (80%). Также опрошенным важны информация о возврате и замене товара (79%), указание контактного номера телефона (65%), информация о сохранности персональных данных (62%), отзывы клиентов (47%), обширная информация о товарах (46%) и качественные их изображения (44%), а также указание email для связи (39%). Гораздо менее важны для формирования имиджа надежного интернет-магазина, по словам респондентов, — дизайн (17%), наличие сообществ магазина в социальных сетях (17%) и онлайн-консультант (12%). 

4. Как должен выглядеть интернет-магазин.png

В разрезе возраста опрошенных отметим следующие тенденции: среди молодых пользователей до 30 лет дизайн важен для 20%, а наличие сообществ магазина в соцсетях — для 23%. Эти же элементы значимы всего для 12% респондентов в возрасте от 46 до 55 лет. Людям старшего поколения гораздо важнее видеть указание на сайтах интернет-магазинов контактного email — 52%. Среди молодых людей это имеет значение лишь для 29% опрошенных.

Из всех способов оплаты в интернет-магазинах российские пользователи в большей степени доверяют расчету наличными при получении товара. Чуть меньше респондентов доверяют расчету банковской картой при получении товара, еще меньше — банковской картой при заказе. Способ оплаты, вызывающий у пользователей наименьшее доверие, — предоплата электронными деньгами при заказе на сайте.

5. Предпочтения способов оплат в интернет-магазинах.png

Несмотря на это, 56% пользователей интернет-магазинов приходится чаще покупать товары в Сети именно по предоплате, причем 19% и вовсе используют только этот способ расчета.  

 

Российские или международные магазины?

Наиболее надежными опрошенным кажутся российские интернет-магазины — им в той или иной степени доверяют 83%, тогда как американским и европейским — 73%, а китайским — 70%. 

6. Доверие российским или зарубежным интернет-магазинам.png

Если рассматривать интернет-магазины по масштабу их работы, то наибольшее доверие у российских пользователей вызывают крупные международные интернет-магазины (58%), гораздо меньше доверяют магазинам федерального уровня (33%). И в сравнении с ними весьма низок уровень доверия местным магазинам, торгующим в Сети — 9%. 

7. Доверие интернет-магазинам по масштабу.png

Отметим, что среди жителей городов-миллионников показатель доверия местным интернет-магазинам составляет 12%, при этом среди жителей городов с населением от 100 до 500 тысяч человек с ними согласны лишь 5% опрошенных.   

Что российские пользователи покупают в интернете

Наиболее востребованными категориями товаров в Сети стали одежда и обувь — 54% опрошенных интернет-покупателей, сказали, что приобретают в Сети именно эти товары. Также в десятку вошли косметика и товары для здоровья — 41%, компьютерная техника и электроника — 38%, книги — 32%, товары для хобби и творчества — 31%, для дома и сада — 30%, детские товары — 29%, бытовая техника —28%, товары для спорта и отдыха и автотовары — по 20%. Наименее востребованными оказались фильмы, музыка, игры и софт и мебель — их покупают лишь 13% российских пользователей интернет-магазинов.    

 8. Какие товары приобретаете в интернет-магазинах.png

Выборка исследования

С 9 по 11 ноября было опрошено 1258 человек. Из них 44% — мужчины, 56% — женщины. Возраст: 18–30 лет — 25%, 31–45 лет — 35%, 46–55 лет — 23%, больше 55 лет — 17%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 28%, СЗФО — 11%, ЮФО — 11%, СКФО — 5%, ПФО — 18%, УФО — 10%, СФО — 13%, ДВФО — 4%. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,8%.

Материал по теме

Тенденции рынка eCommerce 2024: мнения экспертов

Материал по теме

Как информация о товарах драйвит доверие к селлерам: аналитика НАФИ

Материал по теме

Рынок eCommerce в городах-миллионниках: аналитика Tinkoff

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Всплеск активности eCommerce-мошенников в Сингапуре: в чём причина?

В 2023 году в Сингапуре, где проживает около 6 миллионов человек, было зарегистрировано рекордное количество мошеннических действий в онлайне - 46 563 случая, что почти на 50% больше, чем в предыдущем году. ...

Как Мегамаркет внедрял ИИ для отсечения отзывов нейросетей и ботов

Мегамаркет внедрил фильтрацию отзывов от ботов и нейросетей. В компании обещают, что модель позволит практически свести к нулю отзывы, написанные ботами и нейросетями.  Задачи, которые стояли перед ко...

Алибаба делает ставку на ИИ для покорения зарубежных рынков

Китайский гигант электронной коммерции Alibaba Group активно внедряет генеративные технологии искусственного интеллекта, стремясь нарастить свое присутствие на зарубежных рынках. По данным источников Wall...

Авито запускает новый сервис для закупок малого бизнеса

Авито расширяет возможности для малого бизнеса и представляет новый сервис "Запрос коммерческих предложений". Он позволит предпринимателям быстро и удобно найти поставщиков, сравнить цены и условия на рынке...

Онлайн-шоппинг: что раздражает вашего покупателя

ИТ-интегратор AWG провел исследование, в котором выяснил, какие функции онлайн-магазинов и маркетплейсов больше всего раздражают покупателей. Опрос, проведенный при помощи сервиса "Яндекс.Взгляд" в июне 2024 го...

Исполнительный директор "Лемана Про" Марина Фытова рассказала об онлайн-продажах сети

60% покупателей "Лемана Про" (новое название Leroy Merlin в РФ) перед тем как прийти в гипермаркет выбирают товар на онлайн-витрине сети, рассказала в интервью исполнительный директор "Лемана Про" Марина Фытова...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.