Уровень доверия интернет-магазинам в России. Исследование

Игорь Бахарев

С ростом проникновения интернета потенциальная аудитория e-commerce в России постоянно увеличивается. Что россияне чаще всего приобретают в Сети? Что вызывает опасение у покупателей? И как, по их мнению, должен выглядеть надежный интернет-магазин? На эти вопросы отвечает исследование, проведенное аналитиками компании «Анкетолог». Руководитель социологического отдела компании «Анкетолог» Василия Жаворонкова рассказал о результатах этого опроса.

Уровень доверия интернет-магазинам среди российских пользователей Сети очень высок: 8% полностью им доверяют, еще 85% — скорее доверяют или доверяют в целом. Совершенно не верят интернет-магазинам лишь 2% в общем массиве опрошенных.

1. Доверяете интернет-магазинам в целом.png

Если говорить об отношении к конкретным аспектам работы интернет-магазинов, то к качеству товаров и безопасности оплаты с недоверием относятся по 19% пользователей, к качеству доставки — 11%. Но наибольшую тревогу у людей вызывает безопасность личных данных — 31% опрошенных не доверяют интернет-магазинам в этом отношении.

2. Доверие интернет-магазинам по критериям.png

Подавляющее большинство пользователей готовы предоставить в процессе оформления заказа в интернет-магазине адрес электронной почты (88%) и номер мобильного телефона (87%). Существенно меньше людей готовы предоставить адрес (68%), еще меньше — дату рождения (54%). Наименее охотно покупатели интернет-магазинов раскрывают паспортные данные — лишь 10% готовы предоставить их по требованию интернет-магазина. 

3. Какие данные готовы предоставить пользователи.png

Как должен выглядеть надежный интернет-магазин по мнению россиян

В числе элементов, которыми обязательно должны располагать вызывающий доверие интернет-магазин, большинство россиян назвали возможность отслеживать доставку товаров (80%). Также опрошенным важны информация о возврате и замене товара (79%), указание контактного номера телефона (65%), информация о сохранности персональных данных (62%), отзывы клиентов (47%), обширная информация о товарах (46%) и качественные их изображения (44%), а также указание email для связи (39%). Гораздо менее важны для формирования имиджа надежного интернет-магазина, по словам респондентов, — дизайн (17%), наличие сообществ магазина в социальных сетях (17%) и онлайн-консультант (12%). 

4. Как должен выглядеть интернет-магазин.png

В разрезе возраста опрошенных отметим следующие тенденции: среди молодых пользователей до 30 лет дизайн важен для 20%, а наличие сообществ магазина в соцсетях — для 23%. Эти же элементы значимы всего для 12% респондентов в возрасте от 46 до 55 лет. Людям старшего поколения гораздо важнее видеть указание на сайтах интернет-магазинов контактного email — 52%. Среди молодых людей это имеет значение лишь для 29% опрошенных.

Из всех способов оплаты в интернет-магазинах российские пользователи в большей степени доверяют расчету наличными при получении товара. Чуть меньше респондентов доверяют расчету банковской картой при получении товара, еще меньше — банковской картой при заказе. Способ оплаты, вызывающий у пользователей наименьшее доверие, — предоплата электронными деньгами при заказе на сайте.

5. Предпочтения способов оплат в интернет-магазинах.png

Несмотря на это, 56% пользователей интернет-магазинов приходится чаще покупать товары в Сети именно по предоплате, причем 19% и вовсе используют только этот способ расчета.  

 

Российские или международные магазины?

Наиболее надежными опрошенным кажутся российские интернет-магазины — им в той или иной степени доверяют 83%, тогда как американским и европейским — 73%, а китайским — 70%. 

6. Доверие российским или зарубежным интернет-магазинам.png

Если рассматривать интернет-магазины по масштабу их работы, то наибольшее доверие у российских пользователей вызывают крупные международные интернет-магазины (58%), гораздо меньше доверяют магазинам федерального уровня (33%). И в сравнении с ними весьма низок уровень доверия местным магазинам, торгующим в Сети — 9%. 

7. Доверие интернет-магазинам по масштабу.png

Отметим, что среди жителей городов-миллионников показатель доверия местным интернет-магазинам составляет 12%, при этом среди жителей городов с населением от 100 до 500 тысяч человек с ними согласны лишь 5% опрошенных.   

Что российские пользователи покупают в интернете

Наиболее востребованными категориями товаров в Сети стали одежда и обувь — 54% опрошенных интернет-покупателей, сказали, что приобретают в Сети именно эти товары. Также в десятку вошли косметика и товары для здоровья — 41%, компьютерная техника и электроника — 38%, книги — 32%, товары для хобби и творчества — 31%, для дома и сада — 30%, детские товары — 29%, бытовая техника —28%, товары для спорта и отдыха и автотовары — по 20%. Наименее востребованными оказались фильмы, музыка, игры и софт и мебель — их покупают лишь 13% российских пользователей интернет-магазинов.    

 8. Какие товары приобретаете в интернет-магазинах.png

Выборка исследования

С 9 по 11 ноября было опрошено 1258 человек. Из них 44% — мужчины, 56% — женщины. Возраст: 18–30 лет — 25%, 31–45 лет — 35%, 46–55 лет — 23%, больше 55 лет — 17%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 28%, СЗФО — 11%, ЮФО — 11%, СКФО — 5%, ПФО — 18%, УФО — 10%, СФО — 13%, ДВФО — 4%. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,8%.

Материал по теме

Исследование: 70% карточек товаров на маркетплейсах теряют позиции в топе после попадания в Out Of Stock

Материал по теме

Электронная коммерция разгоняет экономику Рунета

Материал по теме

Миллениалы лидируют в рейтинге лояльности работодателей

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Walmart запускает покупки через ChatGPT вместе с OpenAI

Walmart делает очередной шаг в сторону "умной" розницы. Ритейлер запустил проект совместно с OpenAI. Покупатели и участники программы Sam’s Club (розничная сеть, принадлежащая компании Walmart) смогут оформлять...

Коллапс на границе: голос рынка

Транспортный коллапс на границе России и Казахстана расширяется. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев опросил селлеров, логистов крупных ритейлеров, представителей логистических компаний и экспертов, чтоб...

"Не все понимают, как работает маркетплейс": Владислав Бакальчук о будущем "М.Видео" и проблемах Wildberries

После громкого ухода из Wildberries и перехода в "М.Видео" Владислав Бакальчук впервые подробно рассказал о том, как трансформируется крупнейший российский ритейлер электроники и бытовой техники. В интервью он ...

Россияне смогут сдавать квартиры напрямую через онлайн-платформу

Россияне получили возможность сдавать свои квартиры напрямую через "Яндекс Путешествия". Владельцы недвижимости по всей стране могут размещать квартиры, апартаменты и дома для краткосрочной аренды без посре...

ФНС проверит продавцов маркетплейсов на риски дробления бизнеса

Федеральная налоговая служба проводит эксперимент по выявлению рисков дробления бизнеса среди продавцов на маркетплейсах. Об этом говорится в ответе ведомства главе комитета Совета Федерации по экономическо...

ПВЗ против курьеров: почему концепция "шаговой доступности" победила в российском eCommerce

Российский рынок eCommerce за последние десять лет прошёл путь от осторожных покупок в интернете до массового перехода в онлайн почти всех категорий товаров. Главным катализатором этого бума стали пункты выд...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.