LOGO

Уходим в дарксторы: какие направления развивать ритейлу сегодня

Игорь Бахарев
14 Апреля 2020, в 11:15, в Новости e-commerce, в сюжете: советы, аналитика, Dark store
Пандемия коронавируса и последовавшие за ней карантинные меры серьезно меняют целые отрасли и отдельные бизнесы по всему миру. Вслед за обычными покупателями, которые входят в новую реальность потребления, вынуждены перестраиваться и компании. Ритейл – одна из тех сфер, где потребность в ускоренной трансформации сейчас наиболее заметна.

Директор направления электронной коммерции агентства Isobar Moscow (входит в Dentsu Aegis Network) Мария Байракова, выделила ключевые ритейл-тренды на 2020 год, которые бизнес может использовать в качестве возможностей для роста в текущих условиях.
1. Идентификация клиента за счет данных
Большие данные в ритейле, как и во многих других сферах бизнеса, стали валютой рынка. Но разрозненность систем сбора и аналитики делает оценку и прогнозирование клиентских потребностей невероятно сложным процессом.

Перевод всех данных о клиентах в единый центр (облако) позволяет разным командам синхронно использовать их для разных активностей, будь то запуск динамической рекламной кампании или внедрение инструментов персонализации. При этом вопрос не столько в технической стороне, сколько в эффективном накоплении и управлении данными для наиболее точной идентификации клиента.

Такой подход помогает не только реализовать максимум релевантных сценариев для покупателей (как, например, формат click&collect – кликай и забирай в магазине без очереди) и предупредить переключение их внимания на другой магазин, но и оптимизировать B2B часть: закупки, управление запасами и остатками, свежесть продуктов. В России только самые крупные и технически развитие торговые сети сейчас в силах справиться с этими задачами.
2. Развитие дарксторов
Еще два года назад на российском рынке насчитывались единичные случаи экспериментов с дарксторами, работающими только на доставку. Сегодня в России открываются сотни мини-складов, необходимых в условиях взрывного роста супербыстрой доставки, ключевым драйвером которой сейчас стал карантин. Для многих ритейловых и сервисных компаний (в первую очередь, для ресторанов) этот формат становится наиболее оптимальным решением в текущих условиях, позволяющим значительно оптимизировать ресурсы.

При этом кризис будет стимулировать компании в моменте создавать дополнительные мощности для сборки, упаковки и доставки товаров. Столкнувшиеся с максимальной нагрузкой супермаркеты будут пытаться максимально быстро перестраиваться, чтобы нарастить операционные возможности и оптимизировать логистику. Пока за возросшую нагрузку комплектовочные сервисы и курьерские службы платят потребители.

Так в период с 10 по 23 марта, на который пришелся последний пик онлайн-покупок, до трети всех интернет-заказов оказались невыполненными из-за сбоев в цепочке поставок. Как следствие, трафик сократился на 5% в людях и в деньгах увеличился всего на 3%, а в пиковые периоды на 28% (по оценке Dentsu Aegis Network на основании данных онлайн-ритейлеров). Эти цифры говорят о том, что ритейлу необходимо в максимально короткие сроки адаптироваться к взрывному росту спроса, при этом частично эту задачу могут решить коллаборации с различными сервисами и компаниями (как, например, такси, каршеринговые сервисы), готовыми взять на себя часть функций.
3. Персонализация и рекомендации
Персональные рекомендации помогают значительно экономить рекламные бюджеты на продвижение в интернете. Сейчас большинство потребителей ожидают персонализированную коммуникацию, в обмен на это они даже готовы предоставлять данные о себе.

В России это направление только зарождается. При этом в США, по данным отчета Salesforce, около 10% интернет-заказов и 5% выручки онлайн-ритейла в период предрождественского шопинга в 2019 году обеспечили именно рекомендации.

Рекомендательная система дает инструментарий для работы с портретом покупателя в разрезе сезонной корзины. Этот профиль строится на основе истории покупок в онлайне и офлайне, чеках, поисковых запросах и других данных. Так, ритейлер может предоставить покупателю персональные предложения товаров (в том числе промо) ровно тогда, когда они у него заканчиваются, приводя к корзине и покупке. Такой подход в том числе помогает уйти от массового дисконта и обеспечить более высокую рентабельность.
4. Превизуализация товаров (3D изображения и AR)
Дополненная реальность как автономная технология имеет опосредованное отношение к розничной торговле, но, дополняя другие решения, улучшает клиентский опыт. По данным американского онлайн-ритейлера мебели и товаров для дома Wayfair, трехмерные изображения товаров на сайте в 10 раз дешевле традиционных фотографий и обеспечивают более высокую конверсию. Wayfair также видит увеличение конверсии в три раза от тех клиентов, которые использует его AR-приложение, позволяющее виртуально добавить мебель из каталога в собственный интерьер. IKEA уже в 2017 году начала эксперименты с улучшением пользовательского опыта, представив свое приложение Place для смартфонов, позволяющее «примерить» мебель перед покупкой.

Сейчас в силу вынужденного закрытия офлайн точек и появившихся ограничений для людей по визитам в магазины эта технология приобретает наибольший потенциал для компаний из области фэшн-ритейла (одежда, обувь). Однако в связи с высокой стоимостью ее имплементации по факту позволить ее себе смогут только крупнейшие игроки в этой отрасли. Для них своевременные инвестиции в виртуальные примерочные будут вполне оправданными.
5. Человеческое общение
В условиях массового перехода в онлайн брендам необходимо восполнять потребность потребителя в «человеческом общении». Во времена самоизоляции и вынужденного ограничения живой коммуникации брендам как никогда важно контактировать с аудиторией и оставаться в поле зрения покупателей.

Сейчас люди особенно склонны демонстрировать отклик на социальную роль брендов. Изоляция закончится, а впечатления и позитивные ассоциации, созданные брендами, останутся с потребителем на долгое время. Поэтому компаниям особенно важно показать их сопричастность к жизни людей, искренность и «человеческую» сторону, которые помогают вместе пережить сложный момент и разделить простые радости, число которых сейчас сильно ограничено.
Похожие статьи и интервью
Туалетная бумага с небес и из автокурьеров: как эпидемия сделала доставку дронами реальностью
"Лучшие из лучших" по версии Data Insight: результаты премии E-Commerce Index 2019
"АТОЛ", Сбербанк, "Яндекс.Касса": потребительское поведение в период карантина
Подарочные карты в эпоху бесконтактной доставки : теория и практика
18% ресторанов в России в марте подключились к сервисам доставки
В России в 2 раза вырос спрос на менеджеров в eCommerce
Конверсия, коэффициент конверсии и оптимизация показателей конверсии — все, что вам нужно об этом знать
Data Insight: eCommerce просел на 20-30% за последние два дня
Аналитики Platron проанализировали изменение структуры спроса за март 2020 года
15% сетей ПВЗ закроются: как будут работать логисты во время недели карантина
Как и чем платят покупатели разных онлайн-магазинов: аналитика Assist
Почему Big Data - один из важнейших инструментов в eСommerce
Драйверы интернет-торговли: откуда ждать рост?
Дмитрий Селихов (AliExpress Россия) об офлайне, блогерах, проекте "Лоукостер" и логистике
Как защитить клиентов: чеклист от Data Insight
"Одна из форм решения ситуации, которая позволит не закрывать ресторан": что вынуждает рестораторов идти онлайн
5 видов email, которые увеличат продажи в интернет-магазине
Указ о дистанционной продаже безрецептурных лекарств: разбираем текст с экспертами
Коронавирус подстегнул спрос на eGrocery: сводка последних дней
Как Amazon борется с задержками: проблемы и их решения
Приложения интернет-магазинов: рейтинг App Annie
eMail-маркетинг для программ лояльности - цифры и кейсы
8 ошибок, которые мешают эффективному продвижению интернет-магазина
Продажи через онлайн-маркетплейсы: кому и зачем они нужны
Паника охватила американский ритейл
Walmart: перемены для eCommerce
Как "новые покупатели" меняют рынок eCommerce: аналитика PwC
GfK: онлайн-рынок FMCG вырос за год на 43%
Онлайн-рынок FMCG в 2019 году: обзор InfoLine
Fashion начинает маркетплейс-гонку
Forbes назвал главных продавцов рунета
Яндекс.Касса: Малый и средний бизнес - драйверы eСommerce
Фарма готова к онлайну: аналитика рынка от Data Insight
Ecommerce Report 2019: аналитика по центральной и восточной Европе
Как ритейл готовился ко Дню Святого Валентина
От подписки до чат-ботов: за какими трендами 2020 года надо следить на практике
Какие книги лучше всего продавались в 2019 году и за последние 10 лет
Untitled Ventures и Евгений Щепелин откроют инвестхолдинг в сфере eCommerce
Как онлайн меняет IKEA: пример Великобритании и России
Сергей Колесняк (Tele2): "У телекома есть труба к клиенту, через которую можно продавать"
Рынок digital в 2020 году: аналитический отчёт
Как рос eCommerce в последние 10 лет: данные Евростата
Как "Яндекс" и Mail.ru начали конкурировать на рынке eGrocery с розничными компаниями
Найти все. Что добавить в поиск интернет-магазина
Как сеть "Верный" с помощью ИИ смогла повысить точность прогнозирования эффекта промоакций
Рынок eGrocery в 2019-2020 годах: аналитика Infoline
Андрей Павлович (Ozon): о будущем, экономике страны, трендах и логистике
Бум Pinduoduo: в китайском eCommerce меняется тройка лидеров
Сергей Лебедев (Aliexpress Russia): о прогнозах, ПВЗ в России и беспомощности российской eCommerce
Андрей Осокин (goods.ru): "Ни о какой "единой площадке" в перспективе 2-3 лет говорить не приходится"
Мерчендайзинг online — как он устроен и почему стоит обратить внимание на этот способ продвижения бренда в интернете
75% миллениалов предпочитают онлайн-покупки: данные Zebra Technologies
Мировой рынок eCommerce в 2019 году: аналитика Internet Retailer
Украинский рынок электронной торговли в 2019 году: аналитика EVO
"Ритейл-апокалипсис" набирает обороты в США: результаты 2019 года
eCommerce 2019: основные цифры
20 главных шопинг-трендов десятилетия: версия eBay
Американские компании поставили рекорд продаж
Какие товары лучше продавать через нишевые магазины?
Как протестировать десятки гипотез и не перегреть аукцион Facebook? Кейс OBI
Из offline в online… и обратно: место offline-трекинга в управлении омниканальным проектом
Как продавать товары перед Новым годом: несколько советов
Российский eCommerce: прогнозы 2005 - 2014
90% бюджета компаний чаще всего уходят на SMM и таргетированную рекламу
"Интернет-торговля в России 2019": аналитика Data Insight
Приложение "Кошелёк": 33 факта о персонализации в ритейле
Логистика в eCommerce: аналитика Data Insight
Рынок eCommerce в 2019 году вырастет на четверть: прогноз INFOLine
Интернет-торговля в 2019 году: данные "Яндекс.Маркета" и GfK
Друзья и конкуренты в российском eCommerce: аналитика Upgrade
Fashion-eCommerce: каким путём идём?
Ассортимент eGrocery-компаний в России: аналитика Infoline
Легальность, скорость, репутация: гендиректор российского офиса iHerb рассказал о планах компании
Николай Козак ("Леруа Мерлен"): Мы будем развивать маркетплейс, чтобы не проиграть конкуренцию на рынке
eCommerce захватывает российские склады
Зачем Big Data нужна ритейлу
Рынок детских товаров: аналитика Data Insight
Логисты в ожидании возвратов: как сезон распродаж влияет на обратную логистику
Электронная коммерция 2019-2020: 15 основных трендов
"Чёрная пятница" в России: первые данные
"Черная Пятница" в США: немного аналитики
Как VR-технологии меняют индустрию развлечений и ритейла
Когда ждать наплыва посетителей в "Черную пятницу": аналитика Criteo
Как объединять возможности офлайн и онлайн-шопинга: кейс Butik.ru
Онлайн-рынок бытовой техники и электроники: аналитика Data Insight
"Рынок не думает тормозить": аналитики Data Insight сделали прогноз на 2019 год
Как снизить CPM на 28% и увеличить охват рекламы: кейс М.Видео
Как запустить маркетплейс за 3.5 месяца: кейс Leroy Merlin Market
Как покупают в онлайне большие и малые города: аналитика Tiu.ru
Зеленодольское эльдорадо: что тянет онлайн-ритейл в Татарстан?