ТПП просит сократить возможности возврата онлайн-покупок
Игорь Бахарев
Торгово-промышленная палата России предложила существенно ограничить право потребителей возвращать товары, купленные в интернет-магазинах. Речь идет о введении специального перечня товаров, которые не подлежат возврату даже если они оказались не подошли по размеру или не понравились по другим причинам.
В список таких товаров могут попасть предметы личной гигиены, нижнее белье, медицинские препараты и другие категории, которые имеют непосредственный контакт с телом человека. Авторы инициативы считают, что подобные меры защитят потребителей от покупки товаров, которые были ранее использованы другими людьми.
Покупатель может, например, "воспользоваться линзами для глаз или поносить нижнее белье и сдать обратно, если они куплены через интернет", рассказывает глава совета по электронной коммерции ТПП Алексей Федоров.
Сейчас законодательство позволяет покупателю вернуть любой товар надлежащего качества в течение семи дней без объяснения причин. Исключение составляют лишь товары, изготовленные по индивидуальному заказу. Однако в случае с онлайн-покупками это правило действует практически безоговорочно.
Представители бизнеса поддерживают идею ограничить возврат товаров, особенно тех, которые сложно проверить на качество до покупки. Они отмечают, что возможность безграничного возврата товаров увеличивает издержки продавцов и стимулирует недобросовестных покупателей.
В то же время, потребительские организации выступают против таких ограничений, ссылаясь на то, что при онлайн-покупке невозможно полноценно оценить товар до момента его получения. Кроме того, они опасаются, что новые правила могут привести к снижению качества обслуживания покупателей.
Вопрос о запрете возврата товаров на маркетплейсах остается открытым. Эксперты отмечают, что необходимо найти баланс между интересами продавцов и потребителей. Вполне вероятно, что в ближайшее время мы увидим новые законодательные инициативы в этой сфере.
Право возврата товара в дистанционке имеет более чем столетнюю историю - оно было введено в 1891 году, напоминает основатель НАДТ Александр Иванов. Причем предложено оно было самими продавцами, исходя из того, что у покупателя могут возникнуть сложности в понимании того, что это за товар, т.к. нет возможности ознакомиться с ним тактильно.
"Собственно, после этого товар стали продаваться. Да, если бы этого права не существовало бы, цены были бы чуть пониже, так как продавец закладывает в цену риски возврата, но это - условие продаж. И появилось это условие потому, что в позапрошлом веке понимали то, что не хотят (или не могут) понять наши современники: дистанционные продажи (онлайн) и магазинные (офлайн) - это не одно и то же. Они разные. И не надо пытаться свести все к единым правилам, это просто глупо, когда имеешь дело с разными сущностями", - добавляет эксперт.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте