СРО для интернет-торговли могут запустить в 2017 году

Игорь Бахарев

В России будет создана саморегулируемая организация (СРО) для решения споров в сфере интернет-торговли. Как сообщает ТАСС со ссылкой на президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексея Федорова, структура начнет работу в начале следующего года. 

В рамках совместной конференции АКИТ и Института развития интернета (ИРИ) Федоров рассказал, что документы, необходимые для создания СРО, уже поданы в Минюст. "Я думаю, что в январе - начале февраля мы узнаем, что же СРО АКИТ может на рынке", – отметил он.

Размер взноса для компаний, желающих вступить в СРО, составит 700 тысяч рублей. По словам президента ассоциации, эти деньги пойдут на создания фонда для компенсации потерь онлайн-покупателей, а также разрешение споров в досудебном порядке и консультирование пользователей.  

Федоров заявил, что задачей СРО является "обеление" рынка онлайн-торговли и повышение его привлекательности для потребителей. "Подобные вещи работают во многих странах и очень успешно. Именно СРО будет говорить с государством о проблемах рынка как единый орган, потому что когда позицию представляет большое количество разрозненных участников, то ее трудно донести", – заключил он.

Заместитель директора ИРИ Екатерина Лобанова рассказала, что 94% покупателей, опрошенных организацией, считают необходимым создание структуры, которая займется разрешением спором между клиентами и онлайн-магазинами. 

"СРО – это не хорошо и не плохо. СРО– это метод. таким методом можно обелять рынок, а можно загонять его в прокрустово ложе картелей, то есть решить проблему с волком в доме, пригласив тигра. Не готов заранее прогнозировать, как именно всё будет в этой ситуации", - говорит руководитель кластера «РАЭК/Электронная коммерция» Иван Кургузов, один из авторов проекта стратегии развития электронной торговли.

"Я считаю, что скорее всего работа организации сведётся к консультированию клиентов интернет-магазинов по спорным вопросам. Разрешать споры в досудебном порядке все могут и сейчас, посредник для этого не требуется", – считает предприниматель, владелец ForOffice.ru Борис Преображенский.

"Когда в какой-то отрасли появляются общественные организации, например, ассоциации, профсоюзы или СРО, то это говорит о взрослой стадии развития рынка. В первую очередь такие организации призваны решать вопросы развития отрасли и, редко, соцзащиты работников отрасли в случае с профсоюзами. В данном случае представленная рынку СРО будет почему-то заниматься защитой интересов покупателей, а их уже защищают другие структуры и не понятно чем покупатели интернет-магазинов отличаются от обычных и почему их надо защищать иначе", - обращает внимание Head of B2C DPD в России Сергей Егорушкин.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), действительно, генерирует множество инициатив, связанных с "защитой покупателей". В частности, сегодня стало известно, что ассоциация предлагает обязать интернет-магазины размещать у себя на сайтах специальные метки, содержащие всю необходимую для потребителя информацию о ресурсе.

«Когда клиент приходит в магазин, там всегда есть уголок потребителя, где написаны все реквизиты торговой точки. У интернет-магазинов «уголка потребителя» нет. АКИТ будет настаивать на том, чтобы в правом или левом нижнем углу каждого доменного имении, зарегистрированного на территории РФ, были все реквизиты компании, которая владеет этим сайтом, в виде микрозаметки», - сказал Федоров.

Рынок eCommerce переживает не самые простые времена. С кризисом потребительское настроение серьезно ухудшилось. Согласно данным Высшей школы экономики, объем российской розничной торговли за период кризиса снизился почти на 15%. С октября 2014 года по октябрь 2016 года продажи продовольственных товаров упали на 14,9%, а сегмент non-food потерял 15,3%.

На этом фоне некоторые магазины и ассоциации все активно привлекают к себе внимание, как государства, так и покупателей. В частности, АКИТ регулярно делает всё более и более громкие заявления. К примеру, ассоциация предложила обязать иностранных ритейлеров рассказывать о содержимом посылок, блокировать зарубежные магазины за неуплату НДС и требовать публиковать сертификаты качества на сайтах онлайн-магазинов. Это приносит свои успехи. Как показало исследование, проведенное EWDN, АКИТ является одной из самых известных организаций в отрасли.

c2a85-clip-93kb

Параллельно с этим ассоциация российских магазинов решает и две другие задачи: борется с зарубежными конкурентами, а также навязывает более жесткие правила игры мелким магазинам, которые не входят в ассоциацию.

В частности, шокировала мелкие магазины сумма размера взноса - 700 тыс. рублей в год. Александр Бадерко (EDWN) советует интернет-магазинам, не входящим в АКИТ сделать другое СРО, с другим взносом. "Потому как могут обязать игроков быть в СРО - это да, но в каком конкретно - нет. Мы все это проходили в строительстве. Но создавать его надо сейчас, тк это процесс долгий, опыт в этом вопросе есть", - говорит эксперт.

"На растущем рынке СРО - зло, рынок у нас очень маленький и быстро растущий, очевидно, что на рынок будет выходить еще очень-очень большое количество бизнесов, и СРО для новых игроков - заградительная мера и, своего рода, зачистка рынка от "неугодных". Учитывая, что все предыдущие идеи АКИТ (ни одна из которых, к счастью, не реализована) имеют запретительный характер, ведут, по сути, к изгнанию покупателя из онлайн, то ничего хорошего от "научим рынок работать" ждать не приходится", - рассказывает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

Интересно, что инициативу АКИТ отказались хоть как-то комментировать во всех магазинах ассоциации, опрошенных E-pepper.ru. "Это всё пока на уровне слов", - заявил один из представителей одного из магазинов. 

Материал по теме

АКИТ: российский рынок eCommerce продолжает устойчивый рост

Материал по теме

АКИТ: оборот внутренней интернет-торговли в России в начале 2021 года вырос на 49%

Материал по теме

Рынок eCommerce в 2020 году составил 3,221 триллиона рублей: аналитика АКИТ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-рынок одежды и обуви: аналитика Data Insight

В 2020 году в российских онлайн-магазинах одежды и обуви было оформлено 215 млн заказов на сумму 382 млрд рублей. Это а 40% больше заказов, чем за 2019 год, говорят аналитики Data Insight, которые совместно...

Когда маркетплейсы ошибаются по-крупному

Джулиан Кэннан из Буффало, штат Нью-Йорк, в начале июня начала получать таинственные посылки из Amazon, хотя она никогда их не заказывала. Коробки содержали тысячи силиконовых вкладок в защитные маски...

"Маркет" упростил возврат товаров

"Яндекс.Маркет" существенно облегчил возврат товаров. Маркетплейс будет бесплатно принимать товары в пункте выдачи и возвращать деньги через несколько дней. Кроме того, для возврата больше не нужно распечат...

Кто в России покупает лекарства в интернете?

Аналитики рекламной платформы SlickJump совместно с компанией "Ютека" проанализировали статистические данные, полученные в ходе комплексного исследования эффективности применения в России инструментов стимул...

Увеличиваем эффективность доставки в онлайн-ритейле: несколько технологий

Доставка для многих онлайн-ритейлеров давно стала управляемым процессом, с помощью которого можно не только доставлять купленные товары, но и повышать лояльность клиентов. Однако, немногие используют все воз...

"Сбермаркет" откроет доставку из дарксторов

"СберМаркет" запустит в тестовом режиме проект по доставке из дарксторов. Это следует из вакансии "руководителя дарксторов" на HeadHunter. Сейчас сервис уже ищет помещения 120-200 кв. м. в Москве, с также а...