СРО для интернет-торговли могут запустить в 2017 году

Игорь Бахарев

В России будет создана саморегулируемая организация (СРО) для решения споров в сфере интернет-торговли. Как сообщает ТАСС со ссылкой на президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексея Федорова, структура начнет работу в начале следующего года. 

В рамках совместной конференции АКИТ и Института развития интернета (ИРИ) Федоров рассказал, что документы, необходимые для создания СРО, уже поданы в Минюст. "Я думаю, что в январе - начале февраля мы узнаем, что же СРО АКИТ может на рынке", – отметил он.

Размер взноса для компаний, желающих вступить в СРО, составит 700 тысяч рублей. По словам президента ассоциации, эти деньги пойдут на создания фонда для компенсации потерь онлайн-покупателей, а также разрешение споров в досудебном порядке и консультирование пользователей.  

Федоров заявил, что задачей СРО является "обеление" рынка онлайн-торговли и повышение его привлекательности для потребителей. "Подобные вещи работают во многих странах и очень успешно. Именно СРО будет говорить с государством о проблемах рынка как единый орган, потому что когда позицию представляет большое количество разрозненных участников, то ее трудно донести", – заключил он.

Заместитель директора ИРИ Екатерина Лобанова рассказала, что 94% покупателей, опрошенных организацией, считают необходимым создание структуры, которая займется разрешением спором между клиентами и онлайн-магазинами. 

"СРО – это не хорошо и не плохо. СРО– это метод. таким методом можно обелять рынок, а можно загонять его в прокрустово ложе картелей, то есть решить проблему с волком в доме, пригласив тигра. Не готов заранее прогнозировать, как именно всё будет в этой ситуации", - говорит руководитель кластера «РАЭК/Электронная коммерция» Иван Кургузов, один из авторов проекта стратегии развития электронной торговли.

"Я считаю, что скорее всего работа организации сведётся к консультированию клиентов интернет-магазинов по спорным вопросам. Разрешать споры в досудебном порядке все могут и сейчас, посредник для этого не требуется", – считает предприниматель, владелец ForOffice.ru Борис Преображенский.

"Когда в какой-то отрасли появляются общественные организации, например, ассоциации, профсоюзы или СРО, то это говорит о взрослой стадии развития рынка. В первую очередь такие организации призваны решать вопросы развития отрасли и, редко, соцзащиты работников отрасли в случае с профсоюзами. В данном случае представленная рынку СРО будет почему-то заниматься защитой интересов покупателей, а их уже защищают другие структуры и не понятно чем покупатели интернет-магазинов отличаются от обычных и почему их надо защищать иначе", - обращает внимание Head of B2C DPD в России Сергей Егорушкин.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), действительно, генерирует множество инициатив, связанных с "защитой покупателей". В частности, сегодня стало известно, что ассоциация предлагает обязать интернет-магазины размещать у себя на сайтах специальные метки, содержащие всю необходимую для потребителя информацию о ресурсе.

«Когда клиент приходит в магазин, там всегда есть уголок потребителя, где написаны все реквизиты торговой точки. У интернет-магазинов «уголка потребителя» нет. АКИТ будет настаивать на том, чтобы в правом или левом нижнем углу каждого доменного имении, зарегистрированного на территории РФ, были все реквизиты компании, которая владеет этим сайтом, в виде микрозаметки», - сказал Федоров.

Рынок eCommerce переживает не самые простые времена. С кризисом потребительское настроение серьезно ухудшилось. Согласно данным Высшей школы экономики, объем российской розничной торговли за период кризиса снизился почти на 15%. С октября 2014 года по октябрь 2016 года продажи продовольственных товаров упали на 14,9%, а сегмент non-food потерял 15,3%.

На этом фоне некоторые магазины и ассоциации все активно привлекают к себе внимание, как государства, так и покупателей. В частности, АКИТ регулярно делает всё более и более громкие заявления. К примеру, ассоциация предложила обязать иностранных ритейлеров рассказывать о содержимом посылок, блокировать зарубежные магазины за неуплату НДС и требовать публиковать сертификаты качества на сайтах онлайн-магазинов. Это приносит свои успехи. Как показало исследование, проведенное EWDN, АКИТ является одной из самых известных организаций в отрасли.

c2a85-clip-93kb

Параллельно с этим ассоциация российских магазинов решает и две другие задачи: борется с зарубежными конкурентами, а также навязывает более жесткие правила игры мелким магазинам, которые не входят в ассоциацию.

В частности, шокировала мелкие магазины сумма размера взноса - 700 тыс. рублей в год. Александр Бадерко (EDWN) советует интернет-магазинам, не входящим в АКИТ сделать другое СРО, с другим взносом. "Потому как могут обязать игроков быть в СРО - это да, но в каком конкретно - нет. Мы все это проходили в строительстве. Но создавать его надо сейчас, тк это процесс долгий, опыт в этом вопросе есть", - говорит эксперт.

"На растущем рынке СРО - зло, рынок у нас очень маленький и быстро растущий, очевидно, что на рынок будет выходить еще очень-очень большое количество бизнесов, и СРО для новых игроков - заградительная мера и, своего рода, зачистка рынка от "неугодных". Учитывая, что все предыдущие идеи АКИТ (ни одна из которых, к счастью, не реализована) имеют запретительный характер, ведут, по сути, к изгнанию покупателя из онлайн, то ничего хорошего от "научим рынок работать" ждать не приходится", - рассказывает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

Интересно, что инициативу АКИТ отказались хоть как-то комментировать во всех магазинах ассоциации, опрошенных E-pepper.ru. "Это всё пока на уровне слов", - заявил один из представителей одного из магазинов. 

Материал по теме

ШОС запускает проект по созданию альтернативной зоны электронной торговли

Материал по теме

АКИТ: Объем интернет-торговли в России в 2024 году увечился на 41% до 9 трлн рублей

Материал по теме

АКИТ: объем рынка интернет-торговли в России в 2024 году может превысить 9 триллионов рублей

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries закрыл доступ к данным: рынок eСommerce аналитики остановлен

Wildberries на прошлой неделе ограничил внешний доступ к своим данным. В результате сторонние аналитические сервисы перестали видеть актуальные продажи, заказы и остатки товаров. Для всех позиций в каталоге...

Репутационный апгрейд корпоративного приложения: рост рейтинга на 80% за 9 месяцев

Мобильное приложение в B2B — это не просто удобный инструмент, а показатель зрелости и надежности сервиса. Именно через него сотрудники взаимодействуют с продуктом, и именно по его оценке в сторах компании-з...

Wildberries и Ozon вновь повышают комиссии для продавцов

Два крупнейших российских маркетплейса, Wildberries и Ozon, практически синхронно объявили о повышении тарифов для продавцов, которое вступит в силу в конце сентября – начале октября 2025 года.  Wildberr...

"Золотое Яблоко" собрало на онлайн-витрине российские бренды

Сеть "Золотое Яблоко" представила на своей цифровой платформе раздел "Бренды из России", объединивший около 100 тысяч товаров от 2400 отечественных производителей. Ассортимент будет постоянно пополнятьс...

Яндекс Еда запускает мультиплатформенные заказы

Яндекс Еда запустила по всей России функцию "Мультизаказ", позволяющую объединять в одном заказе товары из двух разных точек - будь то два ресторана, два магазина или их комбинация. Ранее пилотный проект тестир...

Ozon расширяет доставку "по клику" для непищевых товаров

 Ozon расширил на регионы сервис доставки товаров "по клику курьером". Услуга, ранее доступная в Москве, стала работать во всех городах присутствия сервиса Ozon Fresh. Новый формат позволяет покупате...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.