Способен ли брендовый контекст увеличить продажи или это миф?

Игорь Бахарев

Отказ заказчика от использования контекстной рекламы по брендовым запросам (запросы, которые содержат название компании или сайта) логичен и оправдан. Зачем тратить деньги на рекламу, если пользователи, которые их вводят, ищут конкретно ваш магазин по его названию и названию сайта? Обычно сайт по таким запросам уже находится в самом верху выдачи.

Однако бывает и ситуация, когда хитрые конкуренты запускают контекст на ваш бренд. Тогда рекламные объявления размещаются выше органики и «перетягивают» внимание пользователя. Классическим примером является идущая сейчас война между нынешними владельцами магазина Exist и основателем ритейлера Владиславом Доморацким, который запустил альтернативную площадку IsNext. Посмотрите, если вы наберете в поисковике слово "Exist", то верхней ссылкой будет именно площадка IsNext. 

Способен ли брендовый контекст увеличить продажи или это миф? - 1

Вопрос: сколько клиентов делают выбор в пользу конкурента и как с этим бороться? Мы попросили руководителя студии Aberix Александра Рубцова дать несколько советов магазинам, столкнувшимся с такой конкуренцией.

С самого начала расскажу о своём опыте. Заказчик продает игрушки для новорожденных и до начала 2017 года был монополистом по определенной линейке продуктов. Позже появились конкуренты с запущенным контекстом по брендовым запросам и отодвинули сайт вниз.

Мы предложили вернуть лидерство через запуск брендовой рекламной кампании. Но не было полной уверенности, что кампания будет эффективна: возможно, клиенты игнорируют рекламу и конвертируются через поиск. Необходимо было тестировать.

Заказчик задал вопрос на языке бизнеса: «В чём моя выгода?» Показы, клики и CTR не котируются, любые работы агентства должны приносить прибыль: желательно ощутимую, измеряемую в заказах. 

Задача была не просто показать результат, достигнуть важных бизнесу показателей, а именно повышения заказов, но провести при этом максимально прозрачный и понятный эксперимент и выяснить, работает ли гипотеза. Впоследствии скорректировать рекламную стратегию, чтобы максимизировать пользу от бюджета.

Решили действовать, чтобы каждая из сторон поняла, позволяют ли вложения в брендовый контекст зарабатывать больше.

Эксперимент по поиску ITR

Мы не первые, кто публично осветил вопрос брендового контекста: коллега публиковал грамотную статью. Смысл в том, что в течение некоторого периода времени необходимо собирать статистику по поисковому трафику с включенной рекламной кампанией по брендовым запросам (поиск + бренд контекст) и отдельно с выключенной (только поиск).

На основе полученных данных рассчитывается показатель ITR (incremental traffic ratio) —  доля добавленных сеансов, которые принесла контекстная реклама. Например, если ITR=75%, это означает, что брендовый контекст «отнял» у SEO всего 25% трафика, а 75% кликов были новыми, дополнительными. С теорией разобрались — пробуем.

Мы запустили рекламную кампанию в Директе по брендовым запросам на 1 регион «шахматкой», т. е. кампания работала час через час. Такой подход позволяет собирать трафик с включенной и выключенной кампанией равномерно.

Активность пользователей в течение дня, недели и даже месяца не одинакова. Если включать кампанию на первую половину дня, а на вторую половину выключать, то полученные результаты будут недостоверными. Выручает принцип «шахматки», когда 2 разных варианта настроек работают час через час. При этом один вариант чередуется день ото дня: работает только в четные, затем в нечетные часы. Такой подход дает минимально возможную погрешность.

Способен ли брендовый контекст увеличить продажи или это миф? - 2

С такими настройками крутили кампанию чуть больше месяца. Пришло время выгрузить данные для анализа. В Яндекс Метрике сформировали отчет «Посещаемость по времени суток».

Способен ли брендовый контекст увеличить продажи или это миф? - 3

В отчете выбрали следующие «Группировки»

Способен ли брендовый контекст увеличить продажи или это миф? - 4

После выгрузки отчета в XLS, для удобства отсортировали данные по дням недели и часам визита.

Способен ли брендовый контекст увеличить продажи или это миф? - 5

Получили следующие данные:

  • органический трафик в часы, когда рекламная кампания по брендовым запросам была выключена (Organic) — 2045 переходов
  • органический трафик в часы, когда рекламная кампания по брендовым запросам была включена (OrganicWithContext) — 1570 переходов
  • переходы из брендового контекста (BrandContext) — 718

Считаем добавленные сеансы:

AddSessions = BrandContext + OrganicWithContext - Organic = 718 + 1570 - 2045 = 243 перехода, где

 Считаем ITR:

ITR = AddSessions / BrandContext * 100 = 243 / 718 * 100 = 33%

 Таким образом, 67% своих переходов рекламная кампания по брендовым запросам «отняла» у SEO, а 33% кликов были новыми.

Первую часть эксперимента признали удачной: брендовый контекст хоть и «крадет» часть трафика у органической выдачи, но приводит дополнительных посетителей на сайт.

Влияние брендового контекста на продажи

Дополнительные клики ≠ дополнительные продажи. Далее решили проверить, сколько продаж принесли новые клики.

Осталось сформировать те же самые отчеты с выбранной целью «Оформлен заказ» и сложить цифры. Период эксперимента: с 01 февраля по 06 марта, затем с 30 марта по 29 мая. Получили следующие результаты:

Источник трафика

Количество продаж

BrandContext

33

OrganicWithContext

87

Organic

102

Органика и включенный брендовый контекст вместе принесли 120 продаж.

Органика без брендового контекста принесла 102 продажи.

Результат эксперимента

Результат положительный: контекст принес дополнительные 18 продаж (+17,6%). Стоимость заказа (CPO), без учета продаж через телефон и мессенджеры, — 140 руб, при комфортной для заказчика отметки в 500 руб.

В нашем случае мы убедились, что контекстная реклама по брендовым запросам приносит дополнительные продажи. Осталось подключить дополнительные регионы и круглосуточный показ вместо текущей «шахматки» — увеличить охват и получать дополнительные заказы.

Брендовый контекст полезен априори? Нет.

Стоит дважды подумать о необходимости брендовой кампании:

  • Когда нет конкурентов, а ваш сайт в органической выдаче занимает 1-е место. Важно в таком случае ежедневно мониторить выдачу: вчера конкурентов не было, сегодня есть.
  • Когда показатель ITR ничтожно мал. Брендовый контекст не приносит дополнительных сеансов, а забирает у органики. И вы за это платите.
  • Когда провели аналогичное тестирование и увидели, что брендовый контекст добавляет новых визитов, но по каким-то причинам не влияет на целевое действие (продажи).
Материал по теме

Вторая жизнь контента, или Как эффективно использовать контент-маркетинг

Материал по теме

Игорь Татаренко ("Дочки-сыночки"): как строить работу с контентом в eCommerce

Материал по теме

Какие новые фичи помогут онлайн-ритейлерам продавать больше

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Белпочта" запустит национальный маркетплейс в 2025 году

РУП "Белпочта" планирует в первом полугодии 2025 года запустить собственный маркетплейс с товарами белорусских и зарубежных производителей. Об этом сообщили представители предприятия. Новая площадка ...

Wildberries открывает ворота для китайских селлеров

Wildberries провел в Китае конференцию для местных предпринимателей, стремящихся выйти на российский рынок. Мероприятие под лозунгом "Открывая новую эру миллиардов: Новый Шелковый путь Танчоу" собрало сот...

"Магнит" составит конкуренцию "Яндекс.Еде"?

Розничная сеть "Магнит" расширяет сервис "Магнит Доставка", добавив возможность заказа готовых блюд из ресторанов. Первым партнером проекта стала сеть Burger King. Сервис "Магнит Рестораны" начал раб...

Как защитить свой товар от подделок на маркетплейсах

Рынок e-commerce растет стремительно, покупатель уходит в онлайн, маркетплейсы расширяют географию и развивают службы доставки. По данным Mediascope, Data Insight, АКИТ, аудитория российского онлайн рынка со...

Экспресс-доставка набирает обороты: россияне чаще заказывают технику и одежду с доставкой за час

Спрос на экспресс-доставку товаров за 1-2 часа в России продолжает расти, причем наибольшая активность покупателей приходится на промежуток между 12:00 и 13:00. Такие данные приводит Яндекс Маркет, отмечая,...

50% покупетелей общаются только через онлайн-звонки и чаты: аналитика Авито

Почти половина пользователей онлайн-платформ предпочитает совершать сделки, не покидая защищенной среды маркетплейсов. Согласно исследованию Авито, 50% россиян общаются с продавцами и покупателями исключите...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.