С2С-продажи: обзор рынка от Data Insight и Avito

Игорь Бахарев
Аналитическая компания Data Insight совместно с площадкой Avito представили сегодня совместное исследование, посвященное С2С-продажам в интернете. Исследование охватило суммарно почти 15000 человек.

Общие данные

Как рассказал на презентации глава Data Insight Федор Вирин, это огромный рынок, ведь по итогам 2017 года прогнозируемый объем рынка C2C-продаж в России вырастет до 295 млрд рублей и 90 млн сделок. Для сравнения: Объем рынка интернет-торговли в России, по данным АКИТ, в первом полугодии 2017 года составил 498 млрд рублей. По данным Data Insight, число сделок к В2С составит в 2017 году 230 млн.

По итогам 2017 года в онлайн-торговлю между частными лицами окажутся вовлечены 8 млн продавцов и 10 млн покупателей. Такое странное сочетание исследователи объясняют тем, что аудитории частично пересекаются. За первую половину года 9% интернет-пользователей (6,6 млн человек) продавали товары в интернете. При этом в роли покупателей выступили около 8,3 млн человек - около 11% от общего количества пользователей интернета в России.

Чуть меньше миллиона человек в С2С продают, по оценке Вирина, "часто". "Около 300 тысяч человек живут за счет того, что что-то продают на С2С-рынке", - говорит эксперт.

"Есть заметное число россиян, которые чувствуют себя предпринимателем, у них есть азарт продавать", - добавляет он.

vir7.jpg


Средний чек покупки при частной интернет-продаже приближается к 3 250 рублям. Впрочем, сложно оценить, насколько это много, разбивки по категориям авторы исследования не делают. Для сравнения: по словам Вирина, средний чек в B2C сейчас - 4 200 рублей, а по категориям эти выборки "примерно похожи". 

"Сам по себе интерес к подержанным товарам возникает, когда снижается покупательская способность населения и возникает потребность в экономии. Мы видим, что в некоторых категориях люди реже начали покупать новые товары, и одной из причин является переход аудитории к покупке подержанных товаров. Например, детские автокресла нужно менять регулярно по мере роста ребенка, и потребители стремятся экономить - продать то автокресло, которое у них уже есть, и купить другое дешевле. Культура продавать бывшие в употреблении товары - хороший тренд, но не он определяет будущее e-commerce", - рассказывает руководитель отдела партнерского маркетинга Яндекс.Маркета Елена Завьялова.

Продавцы


Эксперты составили мини-портрет среднего продавца на рынке.

Чаще всего С2С продают вещи люди в возрастной категории "от 25 до 34 лет". При этом 41% продавцов не работает, но большинство из них имеет доход, достаточный для приобретения товаров длительного пользования. 30% - это служащие и рабочие.

Vir2.png

2/3 продавцов - это семейные люди, отмечают исследователи. Стаж пользованием интернетом более 5 лет имеют 89% продавцов.

Доля живущих в столицах продавцов очень низкая. "С2С - это не столичная история, чаще всего продавцы живут в региональных центрах или крупных городах, считают исследователи. "В малых городах нечего продавать, там чаще покупают", - уточняет Вирин.

Интересно, что очень много продавцов живет в Северо-западном регионе "Каждый пятый житель Петербурга что-то продаёт в интернете, это огромное число!" - восклицает Вирин.

"Типичный c2c-продавец - это обеспеченная домохозяйка из регионов со стажем в интернете более 5 лет", - говорят исследователи. При этом 10% от всех продавцов, по их собственному утверждению, продают что-либо регулярно.

vir8.jpg

Покупатели

Типичный покупатель на рынке С2С - женщина в возрасте "от 25 до 34 лет" с доходом выше среднего (42% от всех опрошенных) и большим опытом использования интернет-ресурсов.

"В сегменте частной торговли сохраняется паритет продавцов и покупателей, что естественно в условиях почти единичных продаж и покупок большинства из них. 92% сделок носят гиперлокальный характер - география продавцов и покупателей в большой степени совпадает, однако покупательская аудитория сильнее смещена в сторону небольших городов", - говорят исследователи.

Примерно треть С2С-покупателей не совершают покупки в интернет-магазинах, отмечает Вирин.

Товарные сегменты рынка С2С

Чаще всего через площадки, вроде Avito, продают товары, бывшие в употреблении (62%). При этом процент новых вещей тоже существенный, более четверти сделок на C2C-рынке приходится на новые товары. Около 23% предложений - "не подошедшие" вещи, в том числе подарки. Еще 4% - новые товары, изначально купленные для перепродажи.

"8% продавцов продают вещи, купленные специально для перепродажи. Это самое важное бизнес-ядро С2С-сегмента", - считают исследователи. 

Впрочем, про некоторые товары эксперты сами не знают, это "б/у" или "не подошедшие". "Вот человек купил памперсы, упаковку в 80 пачек. Ему половина уже не нужна, он продаёт. Это, конечно, не "новое", но уж точно не "б/у". Продавцы считают, что 62% того, что они продают - "б/у", а покупатели считают, что 50% того, что они покупают - "б/у". Дело в том, что покупателю не так важно, насколько новая вещь. Важно, что он делает покупку, которая ему нужна. Покупатели относятся ко всему проще, чем мы думаем", - отмечает Вирин. 

Vir3.png


Почти половина всех продавцов предлагают одновременно товары нескольких типов. Исключительно новые вещи продают 37% пользователей, исключительно б/у - 43%, 8% реализуют товары, приобретенные для перепродажи. 92% от всех продавцов работает только внутри своего региона.  37% людей продают товары разных категорий и типов.

Распределение товаров по площадкам

70% от всех C2C-сделок в интернете приходится на долю Avito. Сайт используют 88% продавцов и 76% покупателей, которые делают покупки онлайн у частных лиц.

В натуральном выражении ежемесячный объем продаж на Avito, по данным исследования, составляет 5,2 млн операций, в денежном - 15,7 млрд рублей.

Avito в свое время помогла удачная маркетинговая стратегия и выкуп игроков #2 и #3 (slando и olx), напоминает основатель OHM Solutions Роман Осокин. Кроме того, долгое время на рынке фактически не было конкуренции. "Но, так как на этот рынок идет много новой аудитории, которая раньше не совершала покупкой б/у товаров (или делала это крайне редко), то есть шанс у новых игроков, которые смогут предложить пользователю хороший сервис", - считает эксперт.

Как отмечает главный аналитик Price.ru Алексей Петровский в последнее время резкий рост показал главный конкурент Avito - площадка "Юла"

Vir1.png

Материал по теме

Как концепция q-commerce изменила ожидания вашего клиента: аналитика

Материал по теме

Как ритейл использует облака для ускорения своего роста

Материал по теме

Доставьте это немедленно: как меняются привычки россиян в оплате доставки

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн драйвит российский рынок косметики

Российский рынок косметики демонстрирует уверенный рост, особенно в сегменте онлайн-продаж. По данным аналитиков NielsenIQ, доля eCommerce-сегмента рынка за последний год увеличилась с 26% до 34%. Кр...

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Владелец бренда женской одежды Inman призвал власти Китая ограничить практику "защиты покупок с возвратом". К ней прибегают маркетплейсы, которые обязывают продавцов оплачивать расходы на возвратную логисти...

Как разработать интернет-магазин для B2B-сегмента и успешно интегрировать его в цифровую экосистему. Опыт ОМК

Промышленная группа ОМК уже несколько лет развивает сервис по продаже металлопроката для B2B - интернет-магазин "ОМК Маркет". В компании рассказали, как запускали собственный онлайн-магазин и с какими пробле...

CDEK.Shopping поможет клиентам с персональным стилистом

Сервис доставки зарубежных товаров CDEK.Shopping представил новую премиальную услугу "Консьерж-сервис". Теперь клиенты могут рассчитывать на индивидуальный подход при выборе и покупке эксклюзивной продукции...

Яндекс Маркет начал использовать автономные грузовики для доставки коммерческих грузов

Автономный грузовик Яндекса совершил первую доставку груза Яндекс Маркета из Москвы в Тулу по трассе М-4 "Дон". Маркетплейс планирует сделать рейсы еженедельными - грузовики пока доставляют грузы из Москвы ...

Гиперперсонализация и виртуальная реальность: будущее розничной торговли глазами экспертов

Более 40 % ритейлеров уже сейчас используют нейросети для решения бизнес-задач. Директор по развитию бизнеса в ритейле и FMCG компании КРОК Дмитрий Смирнов рассказал, как в долгосрочной перспективе будет про...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.