С какими логистическими сложностями сталкивается производитель и поставщик при отправке груза на склад маркетплейса

Игорь Бахарев
Одно из ключевых условий, которое выставляет заказчик - получать товар вовремя. Особенно эта тенденция стала актуальной в последнее время. О том, с какими рисками сталкивается производитель и поставщик при отправке груза на склад маркетплейса и как их минимизировать, рассказывает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников.

Большие трудности российской логистики

Транспортная логистика – это сложная наука по организации доставки какого-либо груза из одной точки в другую с минимальными затратами за максимально короткий промежуток времени и при условии максимальной сохранности товара. При планировании маршрута логистическим компаниям приходится учитывать массу параметров, в том числе специфических, характерных только для России. Это:
  • большие расстояния;
  • качество дорог;
  • безопасность движения;
  • необходимость длительного хранения скоропортящегося груза;
  • большое количество мелких компаний-перевозчиков.

Время – деньги

Основная история, которая важна сейчас маркетплейсам и не только им, связана в большей степени со временем. Для наших заказчиков время доставки товара или сырья критично. Выставляемые производителем или поставщиком сроки по доставке грузов, как правило, очень жёсткие. Если всё идёт плану, то соблюсти их возможно, и даже временной запас остаётся.

Но дорога – это всё-таки серьёзное мероприятие, всегда существует опасность возникновения форс-мажоров, которые в текущие контракты не закладываются. И если в процессе доставки груза транспорт ломается, попал в ДТП, в результате которого товар пострадал: например, машина везла напитки, попала в аварию, и всё разбилось, - то нести эти расходы придётся перевозчику. Риски очень серьёзные. Иногда, чтобы выплатить штраф, компаниям приходится продавать свои машины.

Пандемия коронавируса к существующим проблемам добавила ещё одну: поскольку границы оказались закрыты, в стране практически не осталось запчастей, расходников. Кроме того, ценник на них в последнее время значительно вырос, в то время как цены на перевозку значительно упали. Это неизбежно скажется на качестве автопарка, причём не в лучшую сторону.

Предполагаю, что в скором времени машины, не проходившие практически никакого технического обслуживания, которое в идеале необходимо делать раз в месяц, начнут активно ломаться. Это приведёт к тому, что товары будут доставляться с задержкой, что опять же чревато серьёзными штрафными санкциями для перевозчиков. Однако определённые неудобства от этого будет испытывать также производитель или поставщик.

Лучше меньше, чем больше

Одной из основных проблем, существующих в этой отрасли, является большое количество разрозненных компаний-перевозчиков. Почему это проблема? Чем мельче перевозчик, тем меньше вероятность, что он сможет покрыть риски в том случае, если груз не будет доставлен или будет доставлен не вовремя. Для этого у компании должна быть значительная финансовая подушка, которой маленькие компании, разумеется, не обладают.

В то же время часто приходится работать именно с ними. Например, если речь идёт о государственном предприятии, которое обязано проводить тендер на оказание данной услуги. Как следствие, они получают низкую стоимость, которую чаще всего выставляют мелкие перевозчики.

И даже если речь идёт о частном предприятии, когда перед ним стоит выбор: везти груз по цене 100 рублей или 400 рублей за километр, – предпочтение, скорее всего, отдадут тому, кто предлагает меньшую цену.

Понятно, что не доехать может и крупная компания. Просто крупная в состоянии возместить убытки оперативно, а мелкая – едва ли. Во всяком случае, быстро.

Решение

Заложить в контракты все риски нереально. Во-первых, это приведёт к тому, что ждать товары заказчики будут месяцами. Во-вторых, стоимость перевозки значительно увеличится, а она в России и так не самая дешёвая, мягко говоря.

Для производителей, особенно если речь идёт о готовой скоропортящейся продукции, я вижу выход в создании в регионах либо собственных производств, либо централизованных складов хранения продукции. Это позволит доставлять её в более качественном виде конечному потребителю.

Для перевозчика один из вариантов решения проблемы – делегирование некоторых рисков многофункциональным платформам, например, в случае поломки, аварии. Такие сервисы, как правило, имеют партнёров по всей стране, которые могут добраться практически до любой точки часа за два-три. Это даёт им возможность реагировать на форс-мажорные ситуации максимально оперативно. Мы проанализировали данные за апрель-май и выявили, что эвакуаторы стали использоваться для доставки грузов заказчиков до места назначения вместо сломавшихся или попавших в ДТП грузовых автомобилей.

Что касается истории с большим количеством мелких транспортных компаний, то, логично, что через какое-то время должны появится несколько крупных перевозчиков, либо небольшие перевозчики начнут объединяться в агломерацию, формируя, своего рода, монополию.
Материал по теме

ООН: eCommerce составляет пятую часть всей розницы

Материал по теме

Нужно ли автоматизировать торговлю на маркетплейсах?

Материал по теме

Tinkoff: как потребители изменили своё поведение

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Пицца на колёсах и с неба: как дроны помогают пиццериям

Domino’s Pizza вместе со стартапом-разработчиком беспилотников Nurо вскоре запустит доставку пиццы в американском Хьюстоне. Робот Nuro, получивший имя R2, - первый полностью автономный автомобиль для достав...

H&M восстановится за счет онлайн-каналов

Шведский ритейлер модной одежды Hennes & Mauritz AB инвестирует в цифровые каналы после выхода из пандемии. H&M Group, которой принадлежит ряд других брендов, включая Arket, Cos, & Other Stories и Weekday, ...

В Москве запустили сервис аренды вещей по подписке

Компания, занимающаяся вывозом ненужных вещей Svalka запустила в тестовом режиме сервис аренды вещей по подписке. "Вы сможете арендовать любую одежду из нашего ассортимента за 3000 рублей в месяц -...

Amazon запустил оплату ладонью в Whole Foods

Сервис Amazon One, который позволяет покупателю совершить оплату в физическом магазине, просто поднеся ладонь к считывающему устройству, появится в магазинах принадлежащей интернет-гиганту сети Whole Fo...

Zalando поставил рекорд роста

Fashion-ритейлер Zalando улучшил прогноз на 2021 финансовый на фоне удачного первого квартала. Интернет-магазин продемонстрировал самый сильный рост с момента выхода на биржу: выручка увеличилась на 46,8% д...

Магазины самообслуживания проиграли в суде

Арбитражный суд запретил Macy’s позволять покупателям оплачивать косметику и мужскую одежду в офлайновых магазинах через мобильное приложение. В арбитраж подали сотрудники ритейлера, которые получают комисс...