Риски и возможности в 2023-2025 годах для fashion - бизнеса
Игорь Бахарев
Дизайнер fashion продукта или байер, производитель для успешного ведения fashion бизнеса всегда «живет» в 3 или 4 сезонах одновременно в зависимости от производственного цикла.
Собственник fashion бизнеса живет
• в настоящем моменте, выполняя текущие задачи,
• в прошлом, анализируя развитие трендов, рынка, сегмента, каналов продаж в последние 30 лет в России и мире, и
• в будущем, планируя стратегические задачи, в перспективе 3–4 лет, 10 и, если развито долгосрочное мышление, то 50 лет.
Прежде всего, важно обеспечить устойчивость и адаптивность бизнеса. Поэтому я всегда рекомендую размышлять, как бизнес-консультант на fashion рынке и как собственник бизнеса, связанного с этим сегментом о следующих вопросах:
Wildberries:
1) Потеряет ли WB долю на рынке в связи с более быстрым темпом развития других маркетплейсов вроде Ozon, YandexMarket, СберМегаМаркет и др.? Если да, то какие дополнительные каналы продаж для моей торговой марки помогут снизить негативный эффект от этого?
2) Если WB начнет увеличивать стоимость общей комиссии и расходов на логистику и хранение при работе на маркетплейсе, как это происходит в 2022, продолжит ли бизнес оставаться прибыльным? Заложен ли в мою юнит – экономику риск увеличения этих расходов? Если да, то какой % на комиссию от стоимости изделия становится критическим для окупаемости моего бизнеса?
3) Если Wildberries пойдет по пути Amazon или Wallmart и начнет вводить унификацию имиджей и единые стандарты визуала, возможно ли будет донести ценность моего продукта? Как мне адаптировать мою воронку продаж на маркетплейсе, чтобы быть готовым к этому?
4) Если WB пойдет по пути Amazon и начнет работать не над количеством селлеров, а над их качеством, будут ли ресурсы у моей компании лидировать на платформе? Насколько интенсивной будет консолидация партнеров, если уже в 2022 году наблюдались косвенные признаки этого: блокировка личных кабинетов, введение стартового взноса в размере 30 тысяч рублей, платная приемка товара, цели в виде роста продаж к прошлому месяцу в обмен на снижение комиссии? Насколько мой бизнес сможет жертвовать маржой ради целевого роста продаж?
5) Если WB пойдет по пути Amazon и запретит любые манипуляции с самовыкупами, сделав основным инструментом продвижения внутреннюю рекламу, готова ли моя команда эффективно управлять внутренней рекламой? Какие источники внешнего трафика возможно использовать?
Нишевые маркетплейсы и мультибрендовые сайты:
1) Если вдруг действующие каналы продаж перейдут из премиального сегмента в средний или даже низкий ценовой сегмент, как Rendez-vous за последние 10 лет, где мой бренд может продаваться? Какие платформы или маркетплейсы могут повторить судьбу этой сети, и где наибольшие риски? Какие маркетплейсы с наибольшей степенью вероятности сохранят позиционирование и ценовой сегмент?
2) Если маркетплейс из нишевого перейдет в универсальный формат «с размытым ценовым сегментом», к примеру, как Золотое яблоко, где в интернет – магазине продаются одежда, вентиляторы и пр., меня, как собственника бренда это устроит? В каких каналах продаж мой бренд сохранит ценность и ущерба бренду не будет нанесено?
3) Если потребительский опыт станет одним из значимых инструментов продаж, влияющим на его цену и ценность, стоит ли сделать ставку на нишевый маркетплейс, например, Lamoda или Nuself, и вывести продукт из универсального маркетплейса, чтобы сфокусироваться на его позиционировании?
Оптовые продажи:
1) При каких условиях бизнес моих оптовых партнеров сможет выдержать конкуренцию с моим же продуктом на маркетплейсах?
2) Сколько оптовых партнеров у меня останется через 3 года, если маркетплейсы продолжать наращивать покрытие регионов через ПВЗ. Почему конечным потребителям будет выгодно покупать продукт в магазинах моих оптовых партнеров, а не напрямую у нас или на маркетплейсах?
3) По какому принципу я могу консолидировать моих оптовых партнеров, чтобы выбрать самых эффективных?
Об этих вопросах важно размышлять непрерывно, смотря на текущие процессы со стратегической точки зрения, анализируя не только рынок РФ, но и практику развития зарубежных маркетплейсов. Ответив на подобные вопросы бизнес будет развиваться с опережением и выделяться среди конкурентов, а также обретет устойчивость, поскольку будет работать с несколькими готовыми сценариями развития.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте