Проверки Роскомнадзора: что необходимо знать (Часть 1)

Игорь Бахарев

Иван Носков, юрист Зарцын и партнеры

Как и почему Роскомнадзор проверяет компании

Проверки Роскомнадзора: что необходимо знать (Часть 1) - 1Кто-то пугает шалящих детей бабайкой, кто-то «дядей милиционером», а владельцы интернет-магазинов, по ощущениям, скоро начнут пугать своих отпрысков Роскомнадзором. Но так ли страшен Он, как все его представляют? Придет ли Он просто так и заблокирует ли ваш сайт? Давайте разберемся. Для начала стоит понять, каковы компетенции данного ведомства – за чем и почему надзирает, а потом уже разобрать, за что может наказать и как.

Итак, в установленном порядке Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области, связи, СМИ, массовых коммуникаций, ТВР-вещания и персональных данных.

Правовыми основаниями осуществления государственного контроля и надзора является Постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области связи» (далее – «ППРФ») и ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – «ФЗ № 294»).

Когда ждать Роскомнадзора?

Проверки бывают двух типов:

  1. Плановые – проводятся на основании и в сроки, указанные в Плане плановых проверок, утвержденном Роскомнадзором и одобренном прокуратурой.

Данные о включении компании в план проверок Роскомнадзора можно узнать на официальном сайте. В соответствии с подп. 2, п. 4 ст. 27 ФЗ «О связи» плановая проверка проводится не чаще, чем один раз в два года.

  1. Внеплановые. Основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 27 ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ является:

– истечение срока исполнения выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, то есть если Роскомнадзор указал, что вы должны что-то поправить, а вы не поправили;

– поступление жалобы на вас;

– нарушения обязательных требований, выявленные в результате систематического наблюдения, радиоконтроля, производимого органом государственного надзора;

– наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Последнее, впрочем, означает, что вы уже очень сильно проштрафились.

Типичный пример проверки, пришедшей в связи с жалобой: физическое лицо задолжало по коммунальным услугам организации. Впоследствии кредитор обанкротился и продал задолженность физического лица. После того как пришли взыскивать долг, физическое лицо обратилось с жалобой в Роскомнадзор о нарушении порядка обработки персональных данных. Роскомнадзор назначил внеплановую проверку, и суд его поддержал (Определение по делу № А34-6307/2013 от 15.01.2015. ВС РФ).

Обратите внимание! план проверок по персональным данным на сайте Гепрокуратуры отличается от тех, что опубликованы на сайтах территориальных органов Роскомнадзора.

Длительность проверки

Срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней, но может быть продлен приказом руководителя Управления Роскомнадзора еще на 20 рабочих дней при наличии «серьезных оснований».

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок в год не может превышать 50 часов для предприятия со штатом до 100 человек и 15 часов для микропредприятия (в штате до 15 человек).

Обратите внимание! Обо всех проверках (включая внеплановые) и их результатах (включая наказание) можно узнать на сайте Генпрокуратуры

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки у лиц – субъектов малого предпринимательства, за исключением лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Проверки Роскомнадзора: что необходимо знать (Часть 1) - 2

Статус малого предприятия в настоящее время фиксируется РФ в соответствующем Реестре.

Однако этот мораторий не распространяется на случаи, когда в отношении субъекта ранее накладывалось административное взыскание за совершение грубого нарушения, или дисквалификация, или административное приостановление деятельности, или приостановление/аннулирование лицензий. И при этом с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Поэтому, если вы раньше нарушали закон – мораторий вас не касается.

Обратите внимание! Если вас включили в ежегодный план проведения плановых проверок, а не должны были в связи с мораторием, то вы вправе подать в орган государственного надзора заявление об исключении вашей компании из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Для гарантированного невключения в список проверяемых лучше быть зарегистрированным в реестре субъектов малого предпринимательства, который ведет орган по поддержке малого предпринимательства при местном правительстве/мэрии, или же при первичном приходе органа контроля можно предоставить документы о соответствии критериям малого предпринимательства.

О том, что имеют право делать сотрудники Роскомнадзора, а также о том, чего стоит ждать во время проведения проверки, мы поговорим во второй части статьи. Она выйдет через неделю.

Материал по теме

Ozon упростил текст партнёрского договора

Материал по теме

Калининград может остаться без онлайн-торговли

Материал по теме

Роскомнадзор начал блокировать онлайн-аптеки за продажу рецептурных лекарств

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

CB Insights: ритейл увеличил втрое инвестиции в цифровизацию и автоматизацию

По данным CB Insights, за второй квартал 2021 года инвестиции в розничные технологии приросли на 4% к прошлому кварталу и увеличились втрое по сравнению с прошлым годом до $31,5 млрд, достигнув нового макси...

Shein рвётся в топы российского fashion-рынка

Китайская компания из сегмента ультрафаст-фэшн Shein за год втрое увеличила свою ежедневную аудиторию в России и по этому показателю уже обогнала Lamoda. По данным Mediascope, в апреле на сайт и в мобильное...

ПЭК предупредил о задержках доставки грузов из Китая

В связи с затяжными ливнями и наводнениями сроки доставки грузов из Китая могут вырасти на 3-7 дней, прогнозирует директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. Причина - тайфун "Ин-Фа", который 26 июля во вт...

Ультрафреш пришел на смену готовой еде?

По данным iGooods, количество заказов готовой еды и кулинарии из гипермаркетов уменьшилось год к году на 20% в июне-июле. Частота заказов осталась на прежнем уровне - готовая еда и кулинария встречаются в к...

"Магнит" отчитался о продажах eCommerce

Экстраполированная годовая выручка (run rate) онлайн-канала "Магнита" составляет 7,6 млрд руб., исходя из последней недели июня. Сейчас ритейлер выполняет около 15 000 онлайн-заказов в день. Об этом говорит...

Hoff открывает омниканальный гипермаркет

Hoff открывает гипермаркет нового омниканального формата в ТЦ "МЕГА Белая Дача". Важной особенностью нового магазина является его заточенность под онлайн-продажи. Выбор для покупателей в этом гипермаркете н...